Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Упорно путает две буквы Ребенок путает парные согласные на письме

Как правило, произносить отдельные слова, а вскоре и предложения, ребенок начинает в год-полтора. А чуть позже внимательные родители начинают обращать свое внимание на то, как ребенок произносит слова, не путает ли буквы. Нет ли дефектов в произношении.

На самом деле не так много найдется детей, которые начинают говорить и произносить звуки правильно. А причин, вызывающих трудности в произношении, довольно много.

Причины неправильного произношения букв

  • несоответствующая форма языка
  • неразвитые мышцы рта
  • положение зубов.

Но помимо неверного произношения есть еще одна проблема в речи маленького ребенка – ребенок часто путает буквы. Строго говоря, нельзя назвать проблемой это явление. Это, скорее, задача, которая стоит перед молодыми родителями и которую нужно обязательно решать и решать вовремя.

Итак, причины замещения и смешивания букв следующие

  1. Частичная или полная несформированность фонематического слуха. При этом обычно происходит замещение согласных б-п, к-г, в-ф. Неосознавание самого образа буквы ведет и к путанице в низкочастотных буквах ц, х, ч, ш, щ, ю. Всем известен пример из рассказа В. Драгунского, в котором три малыша спорили, как правильно говорить — фыфка, хыхка или сыска. А имелась ввиду шишка.
  2. Непонимание акустических особенностей букв и неразвитая артикуляция. В этом случае ребенок заменяет буквы я-а и ю-у.

Как решить проблему и что делать дальше?

Для начала нужно начать заниматься специальными графическими упражнениями на различение внешнего вида букв. А затем применять упражнения уже на слуховое восприятие букв, то есть на фонематически-фонетическое различение букв.

Упражнения на графическое различение букв.

Для этого сначала уточняются, насколько сформированы у ребенка понятия право-лево, вперед-назад, верх-низ, больше-меньше, выше-ниже, шире-уже.

Приводим примеры упражнений.

Где ухо . Попросить малыша показать свое левое ухо. А потом попросить показать ваше левое ухо, левое ухо у собачки и т.п.

Потерянный объект. Спрятать от малыша игрушку и предложить найти ее, сопровождая при этом подсказками: левее, выше и т.д.

Зеркальные рисунки. Сесть к малышу лицом к лицу. На листе бумаги нарисовать линию, разделяющую лист по горизонтали. На одном поле нарисовать предмет, например, парус и попросить ребенка нарисовать свой парус на своем поле. Ребенок должен воспроизвести рисунок в соответствии с исходным рисунком.

Если у ребенка все нормально с основными пространственными понятиями, можно переходить к написанию букв.

Пишем буквы . Брать надо буквы, которые ребенок путает. Например, рисуете букву Б. Рядом надо подрисовать булку или березку.

Волшебный диктант . В нем пишутся только буквы, которые ребенок путает, а остальные обозначаются звездочками. Например, шишка: ш*ш**

Дружим с буквами . Сплести буквы из проволоки, слепить из пластилина или вырезать из бумаги и дать ребенку возможность угадать наощупь с закрытыми глазами.

Упражнения на фонетическое различение букв .

Когда ребенок путает совсем непохожие буквы, например Б и М, это значит, что он плохо различает эти звуки на слух. Физический слух при этом может быть совершенно нормальным. Надо поучить малыша находить трудные звуки на слух в слогах и слова.

Слоники . Попросить ребенка произнести слова слоники, слоны, слонишки, слонищи и вместе с ребенком проговорить каждую букву.

То, что Вы описываете-называется оптическая дислексия. Но, видимо, есть еще нарушения, это нужна более доверительная и детальная беседе, нужна сама девочка, посмотреть, что и как. Это не смертельно, но, как Вы видите, вызывает проблемы в обучении, и перерастет в дисграфию.У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием анализа и синтеза слова, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (и т.п.) При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается. Работа проводится в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). 2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. 3. Формирование пространственных представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга. При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Педагог выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету. Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг - арбуз, овал - дыня, треугольник - крыша дома, полукруг - месяц), а также цвета фигур и реальных предметов. Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: 1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало. 2. Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок. 3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других. 4. Игра «Что изменилось?» Педагог раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение. 5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности. При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений. Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем - левой. Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются. Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности: 1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе. 2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке. 3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В дальнейшем выполняются задания по инструкции педагога: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради- справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т. д. Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним: 1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии. 2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку. 3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже - крестик, справа от точки - кружок. 4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Например: 1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз). 2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции. 3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти). 4. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв. 5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение. 6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных. 7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению. 8. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А - Л - Д, К - Ж, 3 - В, Г - Б. 9. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р - Ь, И - Н, Н -п, г - т. 10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 - В, Р - В. 11. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р - Ь, Г - Т, И - П, П - Н. При устранении оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий. Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание. Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте. Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Выводы и проблемы Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Коррекционно-развивающая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в недостаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи, представляющий собой значимую проблему совершенствования логопедического воздействия. На расстоянии я Вам больше помочь ничем не смогу, к сожалению. И логопеда у Вас нет...Посмотрите задания в интернете по заданным темам-там много чего есть. Скачайте рабочие тетради по устраненю дисграфии и постоянно понемногу занимайтесь! Все получится!

31.01.2009, 22:26

Скажите пожалуйста, что нам делать?
Мы только около 2-х месяцев назад разговорились. Ребенку скоро 3г. 1мес. Задержка речи есть, плохое произношение.
Не понимаю почему сын путает в словах буквы.
Например, дай и да говорит четко. Но дом у нас мом, сок у нас кок.
Букву Т заменяет буквой К, тетя у нас произносится, как кока. вот-вок, нет-нек и т.д. Соответственно почти все глаголы заканчиваются на букву К и это еще больше усугубляет произношение. Сказать-казак, кушать-кукак, мыть-мык, это-эко.
Тоже самое и с буквой Д, он ее заменяет на Г.
То есть он улавливет видимо разницу в звонких и глухих звуках, но все время замены с Д на Г, Т на К.
Много еще конечно невнятного у нас присутсвует, но хотелось бы разобраться с этими 4-мя звуками для начала, если это возможно. Тогда, мне кажется, у нас наладится чуть-чуть речь.

31.01.2009, 23:24

Добрый вечер. В этом возрасте уже нужна помощь логопеда. Вряд ли со звуками вы разберетесь сами

31.01.2009, 23:31

Cпасибо большое за ответ!
В соседней темке прочитала, что
7-10 слов в неделю - это очень хорошая динамика. Возможно поэтому и речь "нечистая" - очень быстрое накопление словаря. Потом начнется уточнение звукопроизношения и слоговой структуры и чуть позже или одновременно с этим согласование слов в предложении.

Это не наш случай? Мы только второй месяц как стали говорить фразами.

01.02.2009, 00:00

Полина, мне просто не понятно, почему он, когда смотрит в букварь на букву Д, называет ее Г, но в словах "да, дай, иди" говорит правильно.С буквой Т сложнее. Он ее и отдельно, и в слове произносит, как К.
Это сложно поправляется специалистом?
Логопед в центре коррекционной педагогики, поставила диагноз минимальные признаки дизартрии, ЗРР алалического генеза. Сказала прийти осенью. Нам тогда будет 3г. 8мес.
Я теперь думаю, может нам не терять время и начать в частном порядке заниматься с логопедом?

01.02.2009, 00:11

Не валите все "до кучи". Важно как говорит мальчик, а не как он произносит буквы. А об этом вы как раз и не потрудились сказать.
Когда говорят о речи ребенка после трех лет, то важно:
Словарь ребенка. Количество слов, какие части речи есть
Грамматический стой. Есть ли фраза, какая, есть ли предлоги и согласование слов в предложении.
Произношение: слоговая структура слова и звукопроизношение.
Как видите то, о чем вы спрашиваете стоит на последнем месте, а вас волнует именно это и зачем-то буквы.
Если все, кроме произношения в полном порядке, то ждите того срока, что вам назначили, будет не поздно.

01.02.2009, 00:41

Говорит он в большей степени на "птичьем языке". Есть фразы и слова, которые он произносит понятно, как например-оса, баба-яга, нёс (нос), мама моя, ух ты, ай как люблю маму, баба, папа, дядя, я пю (я пью), я хам бую маме ниги кикак (я сам буду маме книги читать). Мам, кака ёля! (мам, какая ёлка!).
Мам, яий нек, ево мяняня обая (Мам, грязный снег, его машина облила).
Все в таком духе.
Глаголы спрягает. множественное число понимает (моё, мои).
Количество слов я точно не скажу, он каждый день что-то новое говорит. Фантазирует, выдумывает. Играет и рассказывает мне что он делает. Очень много говорит, но непонятно. Я конечно его понимаю, близкие тоже.
С предлогами дело обстоит так. Спрашиваю его: "ты на чем стоишь?" Он отвечает: "А полю (на полу). На счет других предлогов пока затрудняюсь точно ответить, понаблюдаю. Боюсь неправильно напишу.
Картина у нас печальная, если честно, но я очень рада, что случился прорыв в декабре, и он перестал мычать, у нас появился диалог.
В июне 2008г. он не говорил даже слова "да и нет". Говорил слога ка и га, баба, мама, папа, и самые первые слова, которые в год говорил. Потом резко стали появляться 2-х-3-х сложные слова. Но каша "во рту" почти всегда была.

01.02.2009, 06:41

Все совсем неплохо. :)
У мальчика фразовая речь, есть понимание о согласовании слов в предложении. Структура слов сохранена, но есть перестановки и упрощения слов, за счет повтора двух одинаковых слогов. То есть затруднено переключение с одной арикулемы на другую. Пока не нужно обращать внимания на отдельные звуки. Вы не сможете потом их "вставить" в слова - этим займется логопед - если понадобится. Что делать сейчас: Если вы знаете, что звук уже есть, но мальчик его не всегда использует, то можно подобрать ситуацию, когда эти слова повторяются, например, поиграть в лото, вместе рассказывать стихи.
Поиграйте в повторялки - они описаны в теме:развитие экспрессивной речи - это поможет мальчику слушать, слышать и повторять.
Это начало. Посмотрим как пойдет, а там можно будет думать о необходимости логопеда.

01.02.2009, 18:47

Полина, добрый вечер!
Спасибо огромное за отклик, за ответ.
Он у меня мальчик очень общительный, говорит без умолку, даже когда кушает разговаривает.))) Я надеюсь, что все у нас образуется.
Да, вместе рассказывать стихи мы уже начали. Я начинаю, он заканчивает строчку и так дальше. Пока это выглядит так:
Наша Таня громко ПАЕК
Уронила в речку МАСЬ
Тише Танечка, НЕ ПАХ
Не утонет в речке МАСЬ

В лото не играем, надо купить. Пойду почитаю тему развитие эксперссивной речи.
Спасибо огромное!

02.02.2009, 19:53

03.02.2009, 23:36

Перечитала слова, которые говорит мальчик. Судя по тому, какие он делает замены, у него не очень хорошо работает кончик языка. Хорошо работают губы, средняя и задняя часть языка. Вам может быть полезна артикуляционная гимнастика. Поищите через поисковики (гугл, яндекс) Обычно она делается в форме сказки про язычок.

Cпасибо! Поищу.
У нас еще под вопросом короткая уздечка верхней губы. От этого не может такое быть?

03.02.2009, 23:39

Короткая уздечка верхней губы может мешать работе губ, а не языка (не всегда - очень редко). Например ребенку может быть трудно вытянуть губы вперед трубочкой и сказать "У".

13.02.2009, 18:10

Полина, добрый вечер!
Очень интересует Ваше мнение!!!
Стоит ли мне в ближайшее время искать логопеда и начинать занятия? Нам 3г.1мес.
Задумалась об этом, так как не хочу терять время. Скорее всего в логопедический сад осенью нас не возьмут. Мне сказали, что рожденный в 2006г. набирать не будут.
Я собрала все документы, жду комиссии, но переживаю, что дождемся 3,9г. и время упустим, и в сад не попадем.
Реально ли сейчас начинать занятия в таком возрасте??

13.02.2009, 18:14

Еще, я нашла в инете сказки про язычок
это вот такие?

Сказка про язычок.
1.
Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок

Забыв про лень.

Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.)

Расстелил половичок

На крылечке язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.)

Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,

Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра –

В гости к тетушке пора!

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».)

Тетушка Щечка племянничка ждет,

Блинчики с маком к обеду печет.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»)

На лошадке, по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок.

А с горы стрелой несется:

Цок, цок, цок, цок, цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.)

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объеденье –

Ням-ням-ням-ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.)

8.
Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься язычку

«Блл, бллл!» - предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка.)

Ну-ка, детки, с язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.)

Дайте язычку дуду

И еще пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

(Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.)

11.
Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог!

(Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.)

12.
Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Брррр – брррр – бррррр….

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

13.
Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок:

Пя-пя-пя-пя-пя-пя…

Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

Скопировала, может кому пригодится.

Еще я купила такую книгу:
Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. Автор Е.М. Косинова. Там как раз есть сказки для язычка с картинками.

Спрашивает Юлия
Мой ребёнок начал разговаривать в 2 года 4 месяца и путает звуки "т" и "к". Например, вместо слова "нет" говорит "нек". Прокоментируйте это.

Ответ
Физиологическая дислалия либо несформированность фонематического слуха. Точно можно решить только после обследования.

Спрашивает Татьяна
Моему сыну 2 года 10 месяцев. Он только начинает говорить предложения, такие как "мама, кати машину" ("мама, купи машину"), "я не хочу кушать" и т.д. Но таких предложений очень мало. Когда мы с ним читаем, то он показывает все предметы, которые я спрашиваю, но не все из них называет. Произносит не все звуки. Пытается говорить звук "р". У моего мужа и его племянницы были такие же проблемы, они "заговорили" в 3 года. Сейчас племяннице 8 лет, она в классе отличница. Может ли эта задержка в речевом развии быть причиной наследственности? Что касается родов и беременности, то беременность проходила хорошо, но по причине отхождения вод ребенок родился 8-месячный. Ставили диагноз "гипоксическое поражение ЦНС". Низкий тонус мышц. Ребенок до 1 года развивался хорошо, без отклонений (на уровне доношеных детей). Я в растерянности! Хочется верить, что у ребенка нет серьезных проблем.

Ответ
Ребенка необходимо обследовать у невролога, так как он входит в группу риска. Это первый момент. Второй момент: ЗРР не передается по наследству. В данном возрасте возможно только медикаментозное лечение.

Спрашивает Ирина
Моему сыночку 1 год и 4 месяца. Он говорит: мама, баба, папа, дядя, дедя (редко, в основном дед - это у него тоже - дядя), дись (садись), на-на, ня-ня (поет песенки), на, дай, да, ба, ба-ба (бах, ба-бах) (сейчас чаще стал говорить именно бах), титя, тися, тись (киса), кака (сожержимое горшка, каша, Катя, кукла), баба (бабочка), дядя (игрушка милиционер, дятел, тетю тоже называет дядя, но показывает правильно на тетю), динь, день, бам (говорил раньше, сейчас пока это не говорит), показывает на мальчика, а говорит - мама, ка, кай (чай), тсь (кс-кс), ня (мяу), дзь (муха, пчелка), му (только при этом губки не вытягивает, получается просто мычание), а-а (с интонацией лающей собачки), га-га (гуси, как кричат гуси), ка-ка (кря-кря, кар-кар), брр (машина) вроде все (если еще чего не забыла). Пока только никак не говорит букву Л: вместо ля-ля скажет ня-ня. Некоторые слова произносит с разной интонацией, по просьбе все эти слова тоже называет (правда, под настроение, иногда может и не ответить). Талалачит на своем разные звуки (диги-диги, гагн-гагн, маба, дутя и т.п.). Если называть имена, ответит и покажет, кому эти имена принадлежат (Ирина - мама, Андрей - папа, Оля - баба, Дима - дядя, Слава - показывает пальчиком на себя). Показывает, сколько Славе годиков. Знает все части тела, даже бровки (показывает на себе, окружающих, в книжках на героях сказок). Любит читать книжки, подолгу; неплохо листает страницы. Знает хорошо три фигуры - круг, квадрат, треугольник. Любит рисовать карандашами, пальчиковыми красками. В книжках правильно показывает все, даже самые мелочи. Проблему с горшком, можно сказать, решили. Неплохо есть сам ложкой не жидкую пищу. Выполняет несложные просьбы и поручения (отнеси, подними...). Скажите, пожалуйста, достаточно ли мой сыночек говорит для своего возраста? Просто ставили диагноз ПЭП, в год сняли с учета (держать головку начал раньше положенного, ползать начал около 7 мес., ходить в 11,5 месяцев, бегает примерно с 1 года и 2 мес.). Наблюдались у очень опытного и хорошего специалиста-невролога. Все ли у нас хорошо? Может, просто равняюсь на девочек (у подруг дочки такого же возраста) и зря это делаю, ведь говорят, что девочки раньше начинают овладевать речью в отличие от мальчиков? Так ли это? Нормально ли, что пока не говорит "л"? Очень жду ответа. Заранее благодарна!

Ответ
Судя по изложенной информации, речевое развитие соответствует средним показателям возрастной нормы. Но необходимо наблюдение невролога.

Спрашивает Ирина
Моему сыну 2 года 8 месяцев. Год назад говорил "мама дай", "иди сюда" и т.п., а сейчас таких слов не произносит, все однословно: "дай", "дед", "дом", "на", произносит, как лает собака, мычит корова. Под песню напевает в текст "би-би", физически развиваемся выше среднего - хорошо рисует машины, солнце, собирает пазлы мягкие, кубики любит складывать, разные рисунки. Только мало говорим, говорят накапливает, а потом прорвет, это правда? В садик недавно начали ходить, для нас это большой стресс, сыну очень тяжело со мной разлучаться, ходим почти до обеда. Больше нравится общаться жестами. Читаем, делаем, что получается из артикулярной гимнастики . Что ещё посоветуете? Наш врач сказала, что ничего страшного, заговорит. Спасибо.

Ответ
Пока ничего не делать. Продолжать занятия, которые проводите, и детально обследовать у невролога.

Спрашивает Катя
Моему сыну 1 год 7 месяцев. Беременность желанная, протекала в целом нормально, но на третьем месяце лежала на сохранении (была угроза прерывания). Родила я с помощью кесарева сечения, т.к. была сильная гипоксия плода. У его деда и дяди по отцовской линии есть дефекты речи: заикание, нечеткость. Папа заикается, но не сильно. Мальчик развивается очень хорошо, пошел в 11 месяцев, знает (показывает в книгах) много букв: А, Б, В, Г, Д, Ж, И, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т. Большой пасивный словарь (более 150 слов). Говорит слова: мама, папа, баба, аня, ваня, няня, ква-ква, да, да (дай), адн (нет), бам. При этом понимает абсолютно все, выполняет все просьбы. Вчера нервопатолог сказал, что есть небольшая задержка речевого развития, что дети в этом возрасте должны говорить предложениями и выписала препарат "Пантогам" в качестве витамина В. У меня несколько вопросов:
1. Действительно ли дети в 1 год 7 месяцев говорят предложениями?
2. Нормально ли развивается речь моего сына?
3. Стоит ли пить "Пантогам"?
4. Как развивать речевой аппарат (книги мы читаем, пальчиковые игры он не любит)?
Спасибо!

Ответ
1. Все индивидуально. Но простая раза типа "Хочу пить", "Дай пить" должна быть.
2. Чтобы ответить, нужно обследовать ребенка.
3. Если врач назначил лечение и может объяснить, зачем именно этот препарат назначен, тогда стоит лечить. Но после приема "Пантогама" развитие речи не изменится волшебным образом.
4. Для развития речевого аппарата еще ребенок очень мал.

Спрашивает Ольга
Ребёнку 1 год 9 мес. Заговорил около 1 года 2 мес.: "мама", "папа", "баба", "вава". На данный момент говорит около 15 таких двусложных упрощённых слов: "айда" ("идём"), "Аня" ("Алёна") и т.п., понятных посторонним, всё остальное очень однотипно: "папа" - это и "купаться", и "папа", и "спасибо" (при этом качает головой), "мама" - это "мама", "мишка", "машина", "маленький" и т.п. При этом не произносит ни одного слова с заднеязычными гласными "г", "к", "х". Вместо "гагага" - "татата", "кис" - "тис", "качкач" - "тачтач". Всё понимает, знает пять основных цветов (показывает), сам идентифицирует одинаковые предметы, моторика по возрасту. Похоже ли это на аллалию, и что делать? Заранее спасибо за ответ.

Ответ
Вопрос постановки диагноза решить можно только после обследования у невролога и логопеда. Алалия похожа на многие речевые нарушения. У Вас еще маленький очень ребенок, не стоит волноваться напрасно.

Материал подготовлен специально
для детского портала
и опубликован 12 января 2010 г.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

В статье, которую, вы читаете, я хочу рассказать о фонематическом слухе и о том, как важно своевременно обратить внимание на его недоразвитие.

Давайте сразу разберёмся, что такое этот фонематический слух и для чего он нужен?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -это способность правильно слышать и узнавать звуки. фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.

Фонематический слух и речевой слух -это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которму один звук отличается от другого.Вследствии этого при восприятииречи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов(изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук")

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо подготовился к школе, для этого он приводит ребенка на занятия по подготовке к школе.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ? Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные(твердые-мягкие, глухие-звонкие) ,путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там трудности ждут малыша.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова.Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии(нарушение процессов чтения) и дисграфии(нарушении процессов письма), если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера, я имею ввиду, что делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет:"я не пойду в школу !" Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители проконсультировались с логопедом.

Поэтому, я считаю, очень важно до начала обучения грамоте,чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение .

Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно:са-за,су-зу, со-зо и т.д.Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком(из дифференцируемых),например: миШка-миСка, Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук(напримерС) поймай его, хлопни в ладоши:а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования(по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки : с-ш, з-ж,сь-щ,ц-ч,с-ц,з-с; соноры:р-л; твёрдые и мягкие : б-бь, з-зь,с-сь,и т.д.;звонкие и глухие:д-т, в-ф и т.д., в последние годы многие дети путают далекие между собой звуки:к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным(наиболее чувствительным)периодом является возраст до двух лет. В это время родители , которые много и правильно (без сюсюкания) разговаривают , читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух.Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать,значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом(при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом(который он слышит от окружающих).

По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Часто вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия "фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". Считаю необходимым кратко объяснить и эти понятия. фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем(звуков) и установление звуковой структуры слова.То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово(например, возьмём слово"кот"-оно состоит из звуков:"к", "о","т").Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

Фонематический анализ и синтез -умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова(которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении:паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития , им не стоит пренебрегать, если вы хотите чтобы ребёнку было легко учиться в школе , чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит у него есть незначительное нарушение фонематического слуха и вы сможете справиться сами с этой прблемой. В случае если ребёнок
смешивает далёкие между собой звуки, значит у него более серьёзное нарушение фонематического слуха и лучше всего хотя бы проконсультироваться с логопедом , еще лучше, если вы сможете посещать логопедические занятия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.