Как делали одежду из льна на руси. Старинные русские женские ремесла


В древней Руси культивация и обработка льна, а также дальнейшее выработка льняных текстильных изделий позволяли достаточно бедному крестьянству обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными аксессуарами (скатерти, занавески, кружева), дополнительными приспособлениями (веревки, рыболовные снасти), и даже едой - льняное масло, выбиваемое изо льна при обработке, являлось основой многих деревенских блюд, особенно в период христианских постов.
Пряла вся женская половина русского народа, от мала и до велика. А вот выучиться ткать было делом непростым, поэтому тканье доверялось более опытным рукодельницам, постигшим это нелегкое ремесло.
Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных поставщиков народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала исполнителей скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы занимались тканьем.
Культивирование, выращивание льна, а затем его сбор, обработка, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.
Лен и льняные изделия. От древних времен до наших дней

Лен в диком состоянии растет в районе между Персидским заливом, Каспийским и Черным морями. В течение тысячелетий он культивировался народами Месопотамии, Ассирии и Египта. Остатки льняных тканей были найдены при многих раскопках поселений древних людей, причем наиболее старая из них, найденная в Чатал Хюиюк (Турция), датируется около 6500 года до н. э. Отсюда льноткачество распространилось в Европу и на Дальний Восток. Известна одна шумерская мифологическая поэма, в которой рассказывается, как было изготовлено покрывало для брачной постели богини Инанны.
Впервые замачивание льна описал знаменитый римский естествоиспытатель Плиний Старший в своем энциклопедическом сочинении «Естественная история». По его словам, «благодаря льну... Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии» и страна «извлекает из льна огромные прибыли».
Полотняные ткани в древние времена оценивались весьма высоко. Из них делали одежды для царей и жрецов у египтян и евреев, а также у греков, римлян и других народов Европы. О льне, как предмете египетского экспорта, упоминал греческий историк Геродот.
По исследованиям археолога Миджли, в Египте кроме льняного использовали и другие растительные волокна: из травы и тростника, пеньковые из индийской конопли. Он сообщил также о ткани додинастического периода из волокна китайской крапивы рами, однако другой известный ученый Лукас высказал сомнение в правильности этого утверждения, основываясь на том факте, что родиной рами является Китай и проникновение ее в Египет в столь ранний период маловероятно.
В Древней Греции лен импортировали, лишь с IV века производство льняных тканей приобретает широкие масштабы, особенно в Аттике, но тонкие льняные ткани продолжали поступать из Сирии и Египта.
Льноткачество в Римской империи широко распространилось во II - I веках до н. э. и в I веке стало преобладать, причем в Галлии делали парусные полотна, а в Испании - тонкие полотна. Однако импорт тонких роскошных тканей из Египта не прекращался. В начале IV века льноткачество в Римской империи было столь разнообразным, что в «Эдикте о твердых рыночных ценах и заработной плате» указаны цены на 12 сортов волокна и пряжи и 103 вида простых и узорных тканей.
Льняными тканями славилась Колхида, откуда их вывозили в разные страны Востока. Во времена императора Августа (I век) тонкие льняные изделия из Колхиды поступали в Рим.
Лучшие мореходы раннего средневековья - фризы и норманны - использовали полотняные паруса.
В средние века славились льняные ткани из Италии, Испании, Франции и Фландрии. С XVII века лидирующее положение в мировом полотняном производстве перешло к Англии. В Америке льноткачество началось лишь после появления там европейских колонистов, до этого лен, там не был известен. Однако широкого распространения ткачество не получило, выделывались только грубые полотна.
На Руси разведением льна, конопли и изготовлением из них различных изделий занимались с древнейших времен. Много упоминаний о полотняных тканях и ткачестве в славянских сказаниях и былинах.
Ткацкие станы стояли в каждой избе, и женщины работали на них в свободное от хозяйственных работ время. Из ровной льняной нити ткали прочную ровнину. Льняные холсты называли также новинами и кроснами. Из суровых холстов шили женские платья, мужские рубахи, делали подвертки в сапоги. Белье делали из новин, которые отбеливались на снеговых настах. Для нижнего платья использовали пестрядь, ткань из пеньковых нитей. Из тонких полотен шили женскую одежду и только жениху полагалась рубашка из тонкого льняного полотна. На диво прочной была одежда из ровнины и пестряди.
Человек годами носил такую одежду. Кроме домашнего женского «ручного ременства» было и монастырское ткачество, особенно в женских монастырях.
Изделия из льна и пеньки служили не только для домашнего обихода. Известно, что лен занимал важное место в торговле Новгорода и Пскова с другими русскими, а также с ганзейскими городами. В XII веке делались убрусы (узорные полотенца), скатерти, полотенца, сети, неводы. В начале XIII века упоминаются также палатки и шатры. В ХШ веке с русскими льняными тканями познакомились за границей, позднее лен, пенька и полотна из них были одними из основных предметов русского экспорта.
Вначале производством льна на продажу занимались в окрестностях Новгорода и в Пскове, позднее в районах Вологды, Смоленска и Ярославля. В Москве производство полотен было сосредоточено в слободах. Старейшая из них Кадашевская слобода впервые упоминается в 1504 году.
На Дворцовой полотняной мануфактуре ткачихи делились на две группы: для простых тканей (ткалии) и узорных тканей (бралии). Первые вырабатывали полотна двойные, тройные, нитяные, образчатые, тверские, парусные, убрусные и другие, вторые - «столбцы двойные и тройные», задейчатые и скатертные полотна, убрусы, убрусные полочки и утиральники. Среди бралий выделяли «деловиц», изготовлявших специальные узорные ткани (количество узоров доходило до двух десятков) .
Вывоз льна и пеньки увеличился в ХVI веке после открытия торговли с англичанами через Белое море. В Холмогорах англичане даже основали канатное заведение и льнопрядильню с русскими работниками. Однако в дальнейшем они были, вероятно, закрыты, так как об их работы в последующие годы ничего неизвестно.
В Москве широкое развитие льноткачество получает в XVII веке: из Твери переводится Хамовная слобода (от индийского слова «хоман» - тонкое белое полотно) и основывается Введенская (Семеновская) слобода.
Качество вырабатываемого полотна было высоким, особенно полотна, изготовленного в Кадашевской слободе.
По свидетельству современника (1674 год), для царского двора не покупали никакого иностранного полотна.
Создание Петром 1 военного флота вызвало большую потребность в парусных полотнах. Первым петровским льняным предприятием стал Казенный Хамовный двор. В 1696 году началась его постройка, а в 1700 году двор уже выпускал парусину для царского флота.
В 1706 году вышел указ о заведении Полотняного завода «для делания голландских полотен и скатертей и салфеток». Срочно в Амстердаме наняли шесть мастеров, которые приехали в конце года, привезя с собой ll полотняных и один «салфеточный» стан «со всякою потребою». Однако и через год качество полотна было плохим из-за некачественной отделки, так как в России вырабатывали только узкие полотна, не проходившие лощения. Завод был передан торговым людям, во главе которых в 1718 году встал обрусевший голландец Иван Тамес. 15 февраля 1719 года к Полотняному заводу было приписано село Кохма с 269 дворами (в восьми верстах от села Иванова), в котором Тамес выстроил полотняную фабрику, просуществовавшую около 10 лет и давшую толчок к большему распространению полотняного производства в окрестностях села Иванова.
Помимо государственной поддержки открывающимся мануфактурам делались попытки административными мерами заставить крестьян ткать более широкие полотна Так, в указе Петра 1 от 31 октября 1715 года говорилось, что «в Российском государстве от таких неугодных узких полотен не только прибытков, но и своих издержанных вещей не получают и от того во излишние скудости приходят». Согласно указу через год надлежало изготовлять только широкие полотна, а узкие «иметь на его царское величество, а будет кто о том на кого известит, тому отданы будут безденежно, и сверх того имать штрафу за всякий аршин по гривне и отдавать тому доносителю». Однако крестьяне упорно продолжали ткать узкие полотна и через три года указ был отменен. Императрица Елизавета опять пыталась ввести его в действие, но и на этот раз безрезультатно. Очевидно, здесь сыграли свою роль такие обстоятельства, как площадь, занимаемая ткацким станом в избе, малая эффективность использования широкого стана, отсутствие опыта в отделке широких полотен.
Первым русским печатным документом, посвященным производству волокнистых материалов, является именной указ о льняных и пеньковых промыслах, объявленный Сенатом 13 декабря 1715 года. В нем Сенат сообщил о решении Петра I «во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы (например, как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках, а пенькою во Брянску и в других городах). Приказывая объявить об этом решении народу, Петр 1 подчеркнул, что оно принято «для всенародной пользы».
Льняные ткани по гигиеническим свойствам превосходят ткани из всех известных в настоящее время видов волокон. К сожалению, производство льняного волокна - дело довольно трудоемкое. К началу XIX века лен уступил свое место лидирующего текстильного сырья хлопку.

Льнопрядение и льноткачество в древней Руси

Крестьянская Россия много веков была одета в овчину и холст. Камка, рытый бархат, китайский шелк и аглицкое сукно мужику требовались редко либо совсем не требовались. Тем не менее мужику до самых поздних времен внушали, как неприлично он выглядит в овчинной шубе или в тулупе - в этих самых теплых, легких, долговечных, дешевых и удобных одеждах.
И вот, едва «общественное» мнение отучило народ от шубы, крестьяне почти совсем отреклись от собственной традиции и вся молодежь бросилась покупать холодные, не пропускающие ни воздуха, ни воды, зато яркие синтетические японские куртки, как раз в это-то время и взыграла в цене дубленая русская шуба. За дубленую овчину, которой, бывало, мужик закрывал в непогоду продрогшего мерина, нынче отдадут все, вплоть до того же японского транзистора.
Но оставим овчину - о ней свой разговор. Вернемся к холсту.
Если вся многомиллионная Русь ходила в холщовой одежде, то сколько же перепряла куделей поющая пушкинская девица? Впрочем, дело тут не только в количестве.
Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста - полотенца, платы, скатерти - тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.
Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта - изгреби, пачеси и собственно лен, - дергали, теребили и расшиньгивали («расшиньгать» - значит взбить, распушить). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. На одну куделю уходило полпятка хорошего волокна, изгребий - вдвое больше.
Катая смоченную с боков куделю, ее приводили в прядок, заправляли концы и подсушивали. Готовые кудели стояли рядком. Величина кудели зависела еще и от вкуса хозяйки и возраста пряхи.
Для девочки-подростка делали кудельки поменьше, для ребенка - совсем маленькие, игрушечные.
Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному - престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
Плохой, с кострикой, лен трещал во время пряжи. Нить получалась толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лен прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла в любую секунду переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.
по материалам информационно-аналитического и энциклопедического портала

В крестьянском хозяйстве лён играл исключительную роль. «Лён вымотает - лён и озолотит» - так гласит древняя русская пословица. Из этого растения делали одежду, неводы, паруса для лодок и другие полезные вещи. Белизна льняной ткани позволяла крестьянам выглядеть торжественно на любом празднике. Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись.

Лучшим местом для высадки этого растения считались подсеки. Землю под посев расчищали мужчины, они же вспахивали участок и засевали его, а вот прополка и другие работы ложились исключительно на плечи женщин. Заготовленные лен «прочесывали» специальными деревянными гребнями и замачивали в водоемах. Вымоченные растения сначала сушили на лугах, а после досушивали в специально сооруженных ригах. Там же их трепали «трепальницами» и разминали «мялицами». Большая часть волокна шла на удовлетворение нужд собственного хозяйства крестьян, оставшийся лён продавали. Доходы от продажи чаще всего шли на уплату налогов государств

Долгие зимние вечера карельские женщины проводили за прядением. Тонкую и ровную пряжу умели прясть только настоящие рукодельницы.Девочек приучали к веретену уже с 5-летнего возраста, а самым лучшим подарком для юной девушки была расписная прялка. Ткацкие станы появлялись в избах с началом Великого Поста. И пока женщины были заняты созданием различных тканей и полотен, мужчины вили из грубых волокон льна бечевки, канаты, сети, паруса и другие полезные в хозяйстве вещи. Из семян отжимали масло, однако их постоянная нехватка позволяла делать это довольно редко. Крестьяне стремились управиться с волокнами как можно скорее, ведь с каждым днем приближалось начало весны, а вместе с ним и новые заботы. Обработка льна сопровождалась проведением различных обрядов и соблюдением множества вековых традиций.

Уборка льна-долгунца

Убирают лен в период ранней жёлтой спелости. Лен теребят, то есть выдергивают из земли вместе с корнями,

затем высушивают, освобождают от семенных головок (очесывают), молотят. После обмолота стебли подвергают первичной обработке.


Первичная обработка льна

Цель первичной обработки льна - получить тресту из стеблей льна, а из тресты - волокна.

Для освобождения волокон стебли подвергают действию биологических (мочка) и механических (мятьё, трепание) процессов.

Мочка может производиться различными способами:

Росяная мочка, или расстил. Стебли после обмолота (солому) расстилают на поле ровными рядами. В расстеленной на траве и намокающей от капель росы и дождя соломке бурно развиваются микроорганизмы, разрушающие клейкие вещества внутри стебля.

В результате образуется треста*, в которой волокно относительно легко отделяется от древесины.

Процесс образования тресты продолжается иногда три, а иногда и шесть недель - в зависимости от погоды, и, чтобы он шел равномерно по всему слою, разостланную солому приходиться за это время 2-3 раза перевернуть.

Холодноводная мочка. Солому в снопах, тюках, контейнерах и т.п. погружают в водоём на 10—15 суток.

В результате жизнедеятельности бактерий волокна отделяются от тканей.

Тепловая мочка применяется на льнозаводах. Солому мочат в воде, подогретой до 36 - 37 °С. Это позволяет получать тресту за 70 - 80 ч, а при использовании ускорителей (мочевина, аммиачная вода и др.) - за 24 - 48 ч. Ещё более сокращают процесс запаривание соломы в автоклавах под давлением 2—3 ат (до 75—90 мин) и замачивание в слабом растворе кальцинированной соды, кислот и специальных эмульсии (до 30 мин).

Полученную тресту поднимают и сушат, после чего она готова к последующей обработке на льнозаводе

Обработка костры на льнозаводе

На льнозаводе для отделения волокна от костры тресту подвергают механическому воздействию, осуществляя следующие операции:

мятье: тресту пропускают через рифленые вальцы, разрушая тем самым хрупкую древесину, но сохраняя эластичное волокно;

трепание: многократно ударяют по тресте лопастями бильных барабанов;

трясение: на трясилке удаляется осыпающаяся костра.

При механической обработке тресты получается различный волокнистый материал с разной прядильной способностью:

Длинное трепаное волокно, полученное в результате мятья и трепания длинной тресты;

Короткое волокно, полученной при обработке отходов трепания или спутанной короткостебельной тресты.

В зависимости от свойств полученного льняного сырья переработка его в пряжу может быть осуществлена по различным системам прядения.

Треста* - солома льна, конопли, а также некоторых южных лубяных культур (джут, кенаф), обработанная биологическим, тепловым или химическими способами. При обработке этими способами в соломе разрушаются пектиновые вещества, связывающие древесину и покровные ткани с волокнистыми пучками. Из тресты механическим способом (мятьё, трепание, чесание) получают волокно для прядения, а также костру.

Костра - одревесневшие части стеблей, получаемые как отходы при первичной обработке (мятии, трепании) льна для освобождения волокна из тресты .

Инструкция

  • 1 Сырьем для производства льняной ткани служат волокна, которые добывают из стеблей растения.
  • Для того чтобы получить льняное волокно соберите лен и произведите его первичную обработку.
  • Вымочите солому (на частных предприятиях используются собственные рецепты состава для гидролизации льна, часто эта технология является коммерческой тайной)
  • 2 Просушите солому - стебли должны быть совершенно сухими.
  • Теперь приступайте к мятию и треплению материала.
  • Последний этап предварительной обработки - прочесывание волокон для получения чистого волокна.
  • Как правило, лен не красят, но иногда белят.
  • Приобретите состав и разделите свое сырье на требуемые категории: жесткое, среднемятое и мятое.
  • В зависимости от категории сырья разведите раствор и отбелите лен.
  • 3 Далее происходит процесс, называемый ткачеством, это и есть превращение волокон непосредственно в ткань.
  • Весь процесс можно разделить на три этапа:
  • прядение, ткачество, отделка.
  • 4 Ткань представляет собой переплетение нитей основы и утка (нити основы - нити, идущие вдоль ткани, нити утка - нити, расположенные поперек ткани).
  • По краям ткани нити располагают чаще, и переплетение выходит более плотное, оно называется кромка, она предотвращает осыпание ткани и ее растяжение.
  • 5 Самый простой вид переплетения нитей - полотняное, где каждая нить основы переплетена с нитью утка через одну.
  • Подобный вид переплетения считается очень прочным и характеризуется гладкой, матовой поверхностью, одинаковым рисунком с обеих сторон.
  • 6 Ткань, после того как ее снимают с ткацкого станка, имеет желтоватый цвет, а также шероховатую поверхность, поэтому ее необходимо подвергать отделке.
  • Необходимо удалить с ее поверхности остатки волокон, отбелить и покрасить ее, также можно нанести рисунок.
  • Цель отделки - придать ткани товарный вид и улучшить ее свойства.
  • Также обратите внимание, что у ткани есть две стороны: лицевая и изнаночная.
  • Первая отличается гладкостью и блеском, имеет яркий цвет (рисунок), на ее поверхности меньше ворсинок.
  • Изнанка, напротив, матовая и слегка шероховатая, цвет и рисунок у нее бледный, на поверхности больше ворсинок и узелков .

Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

Изготовление волокон

Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.


В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.


Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

Изготовление пряжи и нитей

Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.


У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью. Личную прялку никому не давали взаймы - даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку -непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.

На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.

Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием -какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз - бедняжка не доживет до осени.

На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан -прятали, чтобы их духи не заплевали.

Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней -«чтобы скот не был голым».

Мифы и легенды

В мифах разных народов прядение -действо ритуальное, а прялка -предмет, связанный с «тем светом».

На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.

Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале -сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.


Великая богиня судьбы Макошь - пряла на прялке судьбы...


А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити -одну женихову, другую -невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются -быть свадьбе, а если разойдутся -не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели -утонет или поплывет.

Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.

На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» -вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.

Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье -чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.

К пряже часто приравнивали и человеческий волос -как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…

Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.


Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

Изготовление тканей

Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.


После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.


И на сладкое. В нашей памяти с детства остались сказки о волшебной палочке. Так вот, этой палочкой на Руси и было веретено. Как работать с волшебной прялкой хорошо описано в книге хранителя Северной традиции, Николая Шерстенникова " Волшебная палочка для умельца"

Приятного волшебства!


ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ЛЬНА

(условные обозначения и сокращение терминов приведены в первой части Словаря

ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ЛЬНА

Первичная обработка включает в себя действия со льном с целью получения из него волокна. Она начинается с того, что лен после околота расстилают тонким слоем на лугу с целью росяной вымочки. Лежит он на стлище 3-4 недели, до тех пор, пока не отслоится волокнистая часть растения от твердой части стебля. В конце этого периода для проверки готовности льна берут пучок его и разминают в мялке. Готовый на стлище лен поднимают, ставят в бабки , чтобы он просох, сухой лен связывают в вязаницы и везут к овину или на ригу и сушат в специальных помещениях с печью: в овинах, в банях, в домашних печах. Высушенные стебли льна подвергают обработке с помощью ручных приспособлений: 1) отделяют костистую часть от волокнистой, разминая в мялке, 2) выбивают костру особой лопаткой, т.е. треплют, 3) вычесывают остатки костры щетками. В результате такой обработки получают разные сорта волокна, отходы от мятья, трепания, чесания.

В данном разделе выделяются следующие подгруппы: 1) орудия обработки льна, 2) действия и процессы обработки льна, 3) продукты и отходы при обработке льна, 4) результаты первичной обработки льна и единицы счета, 5) названия лиц по участию в обработке льна.

1. Орудия обработки льна

КИЧИ ГА. Деревянный брусок с загнутым плоским концом или чурбачок дерева с длинной рукояткой из сучка - для обмолачивания [с. 22:] головок льна. = Бабы колотушками, мужики кичигами околачивали лен на ладоне у овина. Мак. Выш., Неж., Юр. ● ЧИ ГА. = Лен по гувну ростелём и головки у ево чигам отшастаём. Мак. Марк.

КОЛОТУ ШКА. Деревянный брусок или круглая палка с ручкой для обмолачивания головок льна. Повсем. = Колоколець ото льна сколотим колотушкой на кряже, на плахе, на какой-небудь тесине да потом ишшо симё помолотим молотилом. Мак. Марк. Помногу околацивали льну, от колотушок глято руки-то и болят. Мант. Мос. ● ВАЛЁ К. = Лен околацивали вальком, а то и просто павкой. Мант. Ус. ● ПА ЛКА. = Павку для околота льна угадывали штёбы березовая была, потяжельше. Мант. Сам.

МЯ ЛКА (см. рисунок). Ручное устройство для мятья льна, состоящее из двух столбиков, установленных на расстоянии полутора метров один от другого и высотой до пояса, с закрепленными на них двумя или тремя дощечками, с которыми взаимодействует било (см.). = У мявки две стовбушки, сверьху в их врезаны три дошшэцьки, между ими ходит било (см.). Мант. Ус. ● МЯ ЛЬНИЦА. = Мяльницю на плецё и мять лен к овину пойду. Мант. Хляб. ● ЩЕЛЕВА Я МЯЛКА (в отличие от мяльной машины). = До ковхозов лен мяли шшэлевым мявкам. Мант. Фат. Уйти под мялку . Упасть под мялку при мятье льна (об отходах льна). = Ковда мнёшь лен, непутная куделя, костика уходят под мявку. Мант. Елиз.

Как в мялке. Сравнение . = Едва встанешь утром, руки, ноги болят, как в мялке побывал. Зав. Ильича .

Разновидности мялок

ДВУХЩЁ ЧКА. Мялка с двумя щеками (см. Доски). = В двухшшоцьку лен мяли девоцьки да старухи: она полехце трёхшшоцьки. Меж. Сол. ● ДВУХЩЁ КОВАЯ МЯЛКА. = В нашой деревне не было двухшшоковых мялок, все мяли лен трехшшоцькам. Мант. Шул. ● ОДНОЗУБКА (название мялки по билу... (см.) ) Меж. Алеш.

ТРЕХЩЁ ЧКА. Мялка с тремя щеками (см.). = В трёхшшоцьку мять лен побыстрей, но потяжелей, для облехценья мятья у её середнюю доску (см.) ставили ниже крайных. Мант. Сам. ● ТРЕХЩЁ КОВАЯ МЯЛКА. Мант. Шул. ● ДВОЕЗУ БКА (название мялки по билу (см.) ). Меж. Алеш.

ДВУХЖИ ЛЬНАЯ МЯЛКА. Мялка с двумя отделениями («жилами»), с двумя противоположными билами (см.) , закрепленными в досках (см.) мялки на средине их. В такую мялку мяли лен одновременно две женщины-мяльшыци. = У нас тятя придумав двухжильную мявку с трем шшокам, и мы с сестрой в прибаннике в эту мявку мяли вместе лен. Мант. Под. Смирнова Мария Климентьевна, 1906 года рождения.

[с. 23:] КОРЕНО ВКА. Ручная мялка, стойки которой изготовлены из части дерева с корнем. Повсем. = Кореновка - устойцивая мявка, стоит на лапах-корнях без пошатки. Мак. Ник. ● КОРЕНУ ШКА. = Коренушок мало в деревне. Меж. Род. ● КОРЕНОВА Я МЯЛКА. Мант. Хляб. ● КО ПАНИЦА. Мак. Ун. ● КОПАНУ ШКА. Кол. Запр.

ЛЬНОМЯ ЛКА. Мяльная машина местного, кустарного изготовления с двумя-четырьмя валами, между которыми разминаются стебли льна, приводится в движение конной тягой. Повсем. = Льномявка - первоё облехценьё при ковхозах, тут уж роботали вместе: хто лён подвозив, хто горсти делав, хто в льномявку их подавав, хто принимав горсти. Мант. Шул. ● ЛО МАНКА. = В триццятыя годы в деревнях стали делать ломанки и уж простым мяльницям меньше стали мять. Меж. Сол. ● ЛО МОВКА. = Ломовка у нас в колхозе была с цетырём валам. Меж. Трус. Вставать к горстям у ломанки . Подавать в мяльную машину горсти льна и принимать их, измятые, освобожденные от костры. = Бывало, встаём к горстям у ломанки: одна мятьянка лён горстям подаёт, другая их принимаёт. Меж. Алеш.

Части ручной мялки

БИ ЛО. Подвижная часть мялки (см.) , которой мнут, ломают стебли льна. Повсем. = Тяжелым билом лехце мять лен. Мант. Мос. У трехшшоцьки било выбрато корытецьком, у двухшшоцьки оно - как нож. Меж. Сол. ● МЯ ЛО. = Мялом лён мнут, оно - как рыцяг. Меж. Род., Сол., Мант. Шул. ● ЯЗЫ К. = Повесмо помнёшь-помнёшь да ишшо поскоблишь языком мяльници. Кол. Запр., Меж. Петр.

ДО СКИ, мн. Две или три дощечки, врезанные сверху в стойки мялки, немного заостренные, с которыми взаимодействует било (см.). = В нашой деревне мявки с трем доскам, доски вострыя-привострыя, между им ходит било на шарнире. Мант. Хляб. Ковда доски сильно вострыя, мявка секот лён. Мант. Мос., Сам., Ус., Шул. ● ЩЁ КИ, мн. = В мяльницю с трем шшокам мять потяжеле. Меж. Алеш., Род., Сол., Трус., Мант. Сам., Шул.

ЛА ПА. Широкое основание у каждого из двух столбиков мялки для ее устойчивости. Повсем. = Лапа у стовбушки мявки - крестовина из досок, а бывает и из корня у мяльници-коренушки. Меж. Петр.

ПОДНО ЖНИК. Поперечная планка, связывающая ножки мялки в нижней ее части. = При мятье льна одной ногой упираёсся в подножник, и мяльниця не шатаёцця. Мант. Сам. ● ПЕРЕКОЛО ТКА. = Переколотка связываёт ноги мяльници. Мант. Шул. ● ПОПЕРЕ ШИНА. = Поперёшина внизу крепит ноги мявки. Мант. Хляб.

СТОЛБУ ШКА. Каждая из двух стоек мялки как ее основание. Повсем. = Стовбушки у мявки бывают простыя стовбики али корено-[с. 24:]выя, с остатками корня для лапы (см.). Мант. Знам. ● НОГА . = На ногах стоит мяльниця, сверьху в их доски врезаны. Мант. Шул.

ТРЕПА ЛО (см. рисунок). Дощечка с ручкой (похожая на обоюдоострый меч), которой сбивают с волокон льна костру. Повсем. = У меня было трепало, как стрелоцька. Мак. Марк. Все руценьки трепалом обобьёшь. Мант. Уг. Востроё трепало обрезаёт лён. Мант. Хляб. Сделай, миленькой, трепало, Штёбы серцё не шшыпало, На трепале-то кружок выжог миленький дружок (частушка ). Мант. Фат. ● ТРЕПА ЛЬЦЕ. Уменьш.-ласк. = В бане лён потреплю и трепальцё над дверям подоткну. Мант. Ус.

ТРЕПА ЛКА. Трепальная машина в 30-е годы. Повсем. = Трепавку мы рукам вертели. Мант. Уг. ● САНТА ЛОВКА. Нов. = Лен изомнём агрегатом, отреплём санталовкой, она была с конным приводом, роботать товда нам стало лехце. Мант. Сам.

АГРЕГА Т. Нов. Машина для мятья и трепания льна в 30-е годы. Повсем. = На агрегате мы мяли и трепали лён, у ево цетыре вала для мятья и лопасти для трепанья льна. Мант. Фат.

ЩЕТЬ. Общее название двух видов щёток для чесания льна: железной щети (см.) и ручной щети (см.) = Шшэти у меня обе жывы: железная и рушная. Мант. Сам. ● ЩЁ ТКА. = Я рушную шшэть шшоткой называю. Мак. Ун.

ЖЕЛЕ ЗНАЯ ЩЕТЬ. (см. рисунок) . Щётка для первого чесания льна - колодка с набитыми на ней металлическими, чаще из проволоки зубьями. Повсем. = Отрёпаной лён цесали железной шшэтью: брали повесмо и продёргивали ево внахлёст между зубьями шшэти. Мант. Хляб. Железную шшэть привязывали к скамейке, а у ково она была и на копыле, как пряха. Мак. Ил. Мне в приданоё отець сделал железную шшэть на копыле да ишшо со звоном. Мак. Выш. ● ГРЕБЁ НКА. Мак. Еф., Меж. Сол.

РУЧНА Я ЩЕТЬ (см. рисунок). Щётка для второго чесания льна - пачесания: пук свиной щетины, скреплённый серой или варом. Повсем. = Нацисто лён пацесали рушной шшэтью. Мак. Ун. ● ВОЛОСЯНА Я ЩЕТЬ. = Для пацесанья льна лили волосяныя шшэти. Мант. Мед. ● ПА ЧЕСАЛЬНАЯ ЩЕТЬ. = Пацесальную шшэть на потолок забросила. Мант. Шул. ● ПОРОСЯ ЧЬЯ ЩЕТЬ. = После железной шшэти лён цесали поросяцьёй шшэтью. Мак. Ун. ● СВИНА Я ЩЕТЬ. = Свиной шшэтью повесьмицё, как шовковоё, оцёшошь. Мант. Княж. ● ЩЕТИ ННАЯ ЩЕТЬ. = Шшэтинной шшэтью, бывало, и над водой пацесали. Мак. Ник., Мант. Мос., Уг., Хляб. ● ПАЧЕСЁ НКА. = Пацесенкой цисто-нацисто оцёшошь повесьмицё. Меж. Род. Лить ручную щеть. Делать ручную щеть, скрепляя (заливая) пук свиной щетины серой или варом. = Я сама лила рушную шшэть: собирала сви-[с. 25:]ную шшэтипу, которая пожоссе, в пуцёк, уколацивала её, делала руцьку кубышецькой, скрепляла шшэтину ниткой и обвязывала тряпкой, ставила в банку и заливала ростопленой серой с ёлки али варом, концы шшэтин оставляла незалитыми. Мант. Фат.

2. Действия и процессы первичной обработки льна.

Околот льна

ОКОЛА ЧИВАТЬ. Обмолачивать лён, отделяя головки от стеблей колотушкой (см.). Повсем. Выстоицця лён в десятках на полосе - повезём ево к овину околацивать. Мант. Сам. По две тысяци снопов околачивала за день. Мант. Хляб.

ОКОЛО Т. Действие по значению глаг. околачивать. = Перед околотом лён подсушивали на вешалах. Мант. Еф.

ОКОЛОТИ ТЬ. Сов. к околачивать. = Бывало, нарвём льну в поле, там ево сыромолотом и околотим на половиках. Меж. Сол. Ленныя снопы на ладоне околотим и вытрясём. Мант. Фат.

Расстил и место расстила льна

СТЛАТЬ. Лён тонким слоем раскладывать по поверхности земли для мочки его дождём и росой. Повсем. = Лён стелют на слишшэ тонко, по волотинкам, как половики, и штёбы перекрестин не было. Мант. Мос. ● ПОСТИЛА ТЬ. = После околота надэ лён постилать. Меж. Чер. ● РАССТИЛА ТЬ. = Лён ростилают на лужайку, где росит: волоть будёт лутше и волокно мяхце. Мант. Княж.

РАССТИ Л. Действие по глаг. расстилать. = В колхозах начался расстил соломки. Знамя ком. В августовский ростил бываёт самой хорошой лён. Мант. Фат. ● СТИ ЛКА. = До стилки лён мочили сутки двои в бочагах. Мак. Марк.

ЗАСТИЛА ТЬ. 1. Сплошь покрывать льном какую-нибудь площадь. Повсем. = Раньшэ все овраги и лошшыны застилали льном. Кол. Запр. ● ВЫСТИЛА ТЬ. = Целые кулиги льну выстилали. Мант. Мос.

2. Начинать стлать лён на стлище (см.). По примете о качественной вылежке льна на стлище, первый сноп предлагают постлать женщине, счастливой во льне. Повсем. = Застилай-ко ты, дева, у тебя больше счастья. Мант. Гус. Кто счастливой, давайте лён застилать. Мант. Фат.

СТЛИ ЩЕ. Место обычно на лугу, где расстилают лён для мочки его дождем и росой. Повсем. = Лён стелют на слишшо после празника Преображенья (18 августа по н. ст.). Мант. Мос. Слишшо - это хорошой луг поровней да позеленей. На веретьях, где сухорос да белоус, лён не стелют, на жниву тожо, да со жнивы ево ишшо ветром [с. 26:] завьёт и унесёт. Мак. Марк.

ЗЕ РКАЛО. По давнему обычаю, при окончании расстила льна последний льняной сноп распускают и выстилают из него веерообразный круг - «зеркало». Повсем. = Последний сноп на стлишшэ роскинём, как солнышко, - сделаём зеркало. «Вылёживайся, ленок!» - скажом и перекрестимся. Мак. Шем. // Нов. Зеркало - граница постланного льна звеном или бригадой колхоза. = Ковда коньцяли стлать лён, выстилали зерькало, бывало, и не одно для заметки льна нашова звена. Мант. Шул. // Площадка на стлище, не застланная льном. = Кому ты зерькало-то оставила? Мак. Ник.

Вылежка льна

ВЫ ЛЕЖАТЬСЯ. Пролежать нужное время на стлище (см.) , стать готовым для обработки (о льне). Повсем. = Лён хорошо вылежыцця на травке, на песьяных местах, у рицьки на бережках. Мант. Еф. ● ОТЛЕЖА ТЬСЯ. = Лён отлежицця - дак он розмошыцця у вершынок. Мак. Ун. ● УЛЕЖА ТЬ. = Если лён хорошо улежит, волокно у ево сдираёцця лехко от корня до вершынки. Мант. Мос. ● УЛЕЖА ТЬСЯ. = Лён улежався: стебель стальнова цвета и лыко от ево лехко отстаёт. Мак. Ил.

ВЫ ЛЕЖКА. Действие по глаг. вылежаться. Повсем. = Качественная вылежка льна в августовские росы. Мант. Ус. Август с его обильными росами - самое благоприятное время для вылежки льна. Зав. Ильича . После вылежки на стлишшэ лён розбирают по волотинкам: волотинка стальная, волотинка белая, волотинка рыжая. Мант. Княж.

ЛЕЖА ТЬ. Находиться на стлище (о льне). Повсем. = Лён лежыт на стлишшэ три-цетыре недили, в сухую погоду подольшэ лежыт. Мак. Ил.

ЛЁ ЖКА. Вылёживание льна на стлище. Повсем. = Хорошая лёжка льну на лугу, где замшарило. Меж. Трус. Хорош бываёт и хрушковолотой лён, ковда он изгадаёцця в лёжке. Мант. Мед. ● ЛЕЖА НКА. = В лежанке льну у мамы было сцястьё. Мант. Ус.

НЕДОЛЕЖА ТЬ. Не отлежаться на стлище (о льне). Повсем. = Лён недолежыт на жниве: росы тут ево мало хватают. Кол. Бел.

ПЕРЕЛЕЖА ТЬ. Испортиться от долгого лежания на стлище (о льне). Повсем. = Ежели лён перележыт на слишшэ, он бывает рыжой, отряхавой, одна перхоть в ём, при мятье он весь изломаёцця, уйдёт под мявку: жылы-то в ём нету. Мант. Еф. ● ПЕРЕЛЕЖА ТЬСЯ = Перележыцця лён на слишшэ - одна куделя из ево выходит. Мак. Н.-Мак.

ПЕРЕЛЁ ЖКА. Действие по глаг. перележать. Повсем. = Лён гибнет на перелёжке. Авангард .

[с. 27:] ПОДГОРЕ ТЬ. Стать очень сухим на стлище под действием солнца (о льне). Повсем. = Розослали лён на слишшэ, а рос-то не было, он и подгорев, шыбко ево закалило. Мант. Шул.

РАСКУДЕ ЛИТЬСЯ. Сделаться набухшим, ворсистым, готовым для подъема со стлища (о льне). Повсем. = Лён улежыцця - вершынки у ево роскуделяцця, побилиют. Мак. Шем. ● РАЗМОШИ ТЬСЯ. = Улёжаной лён на слишшэ розмошыцця, набухнёт. Мант. Мед. ● РАСКОСМА ТИТЬСЯ. = Лён роскосматицця на слишшэ - знацит пора ево снимать. Меж. Род. ● РАСПУШИ ТЬСЯ. Меж. Петр.

Подъем льна со стлища.

СНИМА ТЬ. Убирать со стлища вылежавшийся лён. Повсем. = Лён снимают со слишша в бабьё лето, если сырой, ставят в бабки (см.) , сухой прямо из редов вяжут в вязаници (см.). Мант. Ус. На слишшэ берут опуток (см.) , проверяют вылежку льна, ежели он не улежався, поноровят снимать. Мант. Фат. ● ПОДНИМАТЬ. Нов. = Юные ленинцы подняли льна в конуса (см.) с площади 11 га. Авангард .

Обработка льна

Общие наименования

ОБРАБА ТЫВАТЬ. В сочетании с сущ. ЛЁН обозначает действия, связанные с мятьём, трепанием и чесанием льна. Повсем. = Крупной лён полехце обрабатывать: мнёшь - костика от ево лехко отлетаёт. Мант. Шул. Короткой лён плохо обробатывать, особенно трепать - все пальци обобьешь. Мант. Гус. ● ДЕ ЛАТЬ. = С Саватьева дня (10 октября по н. ст.) нацинали делать лён, до Казаньской (4 ноября по н. ст.), до большых морозов надэ ево обделать. Мак. Ил. ● ОБДЕ ЛЫВАТЬ. = Картошку выкопают и лён нацинают обделывать. Мант. Елиз. ● УГО ИВАТЬ. = До Октябрьской лён угоиваём: мнём, треплём, цёшом. Меж. Петр., Род., Трус., Чер.

ОБДЕ ЛАТЬСЯ. Выработаться волокна. Повсем. = Бываёт лён выростёт и пониже, а обделаёцця лутше довгуньця. Мант. Мос. ● ВЫ ДЕЛАТЬСЯ. = Из мевковолотова льна больше выделаёцця волокна, цем из хрушковолотова, повесмо в руках розбухаёт. Кол. Бел.

ПРОДЕ ЛАТЬ. Чисто обработать лён (измять, отрепать и дважды вычесать). Повсем. = Проделаёшь лён - дак он будёт, как шовковой, и в любую нитоцьку пойдёт. Мант. Ус.

Мятьё льна

МЯТЬ. Очищать волокно льна от костры при помощи мялки (см.). Повсем. = Мяли лён на сарае, на дворе, на ладоне у овина. Наберёшь повную горсть сухой, нали горяцёй трески, розломаёшь её на две али [с. 28:] на три цясти, помнёшь в мяльнице перво комель, потом вершынку, соединишь цясти, раза три повернёшь повесьмо, охвыстаёшь, охлёшшошь ево о мявку, оскоблишь языком вершынку, одёрнёшь ево снизу, пригладишь хорошенько, сдёрнёшь цесовоцьку со льну и перевяжошь повесьмо. Шутово ли дело - мять лён: поскаци-ко коло мяльници, силу какую надэ иметь! Как ишшо дюжым топерь после той роботы. Мант. Ус. Мнёшь, взвастриваёшь - только хрупоток идёт. Мант. Сам. ● ЛОМА ТЬ. Меж. Алеш., Петр.

МЯТЬЁ . Действие по глаг. мять. = После мятья лён две недили отлёжывався, от тово он делався волокнистым, потом ево трепали. Мант. Сам. Мама наказывала мне при мятье нешыбко цюцькать лён, а большэ ево хлестать о мяльницю. Мант. Мос.

НАМИНА ТЬ. Мятьём льна приготовить в каком-либо количестве волокна. Повсем. = В цетыре цяса вставали мять лён, одна мятьянка за утро по кирби наминала. Мак. Стар.

НАМИНА ТЬСЯ. Получаться в результате мятья льна. Повсем. = Десятков (см.) по пять из одной пеци наминалось. Меж. Род.

НАМЯ ТЬ. Сов. к наминать. = Сколько намнёшь повес - свяжошь их соломкой. Мант. Сам. Пуд льну за день намну. Мак. Тим.

ОТМИНА ТЬ. Отрабатывать за оказанную помощь в мятье льна. Повсем. = Севодня у меня баню льну измяли, завтра иду отминать к соседке. Мант. Еф.

ОТМИ НКА. Действие по глаг. отминать. Повсем. = У ково не хватало силы овин льну измять, назовут соседей помогать, потом сами идут в отминку к им. Мант. Сам. Ср. отмыв. = Избы перед Паской с отмывом мыли. Мант. Сам.

ПО МОЧЬ. Коллективная помощь жителей деревни кому-нибудь в мятье и трепании льна, в конце работы полагалось угощение. Повсем. = В нашой деревне тамоди ходили к одиноким женшынам на помоци лён мять али трепать, после роботы хозяйка собирала стов. Мант. Елиз.

СМИНА ТЬСЯ. Объединяться для мятья льна с условием отработки. = Бывало, две соседки сминались: мяли лён сперва у одной, потом у другой. Мант. Ус. ● СХВА ТЫВАТЬСЯ. = Ковда лён мяли с овина, приходилось схватывацця. Мант. Ус.

СХВА ТКА. Действие по глаголу схватываться (см. Сминаться). Повсем. = Схватка - это помошь друг дружке по соседству в мятье льна, в молотьбе, в мытье изб. Мант. Мос.

Трепание льна

ТРЕПА ТЬ. Выбивать костру из промятого льна трепалом (см.). Повсем. = Мяли лён с утра и даже ноцью: к стряпне пець надэ бы-[с. 29:]ло опорожнить ото льна, а трепали и цесали лён, как времё позволит. Мант. Фат. После мятья лён две недили отлёжывався, потом ево трепали. Треплют лён, сидя на лавке, на коленка бросят мешок, а то и лапоть привяжут, штёбы не ушыбать ногу трепалом. Потреплют оба коньця повесма, по дилёшецькам розберут, ростопырят волокно, всю костику выбьют из ево. Мант. Ус. Девушке-невесте в шутку говорили: «Трепли так, штёбы пыли больше было на голове: жених будёт кудрявой». Мак. Шем.

ТРЕПА НИЕ. Действие по глаг. трепать. = Если лён для трепанья пересушить, он уйдёт в куделю. Меж. Род. ● ТРЁПКА. = Уж похлебали мы пыли при трёпке льна. Мант. Ус.

ПОДТРЁ ПЫВАТЬ. Трепать лён вторично в случае надобности. Повсем. = Лён подтрёпывали на цистоту. Мант. Под.

СТРЁ ПЫВАТЬСЯ. Части волокна при трепании уходить в отходы. С лыковатова льна мало стрёпываёцця. Мант. Хляб.

Чесание льна

ЧЕСА ТЬ. 1. Вычёсывать специальными щётками (железной и ручной) остатки костры из отрёпанного волокна. Повсем. = Лён чёшут дважды: сперва железной шшэтью, потом рушной из шшэтины. Мак. Ун. Соседки вместе собирались цесать лён в одной бане, каждая своё цесала. Мант. Ус.

2. Чесать лён железной щетью (см.) . = Цесали лён железной шшэтью, пацесали - волосяной. Ковда цёшошь, повесмо в руке держышь крепко, штёбы цесвы волоконныя не лезли. Меж. Трус. ● ОБДИРА ТЬ. = После трепанья лён обдирали железной шшэтью. Мант. Рог., Уг.

ЧЕСАНИЕ. Действие по глаг. чесать. = Цесаньё льна заканьцивали к Казанской (4 ноября по н. ст.). Мант. Еф. ● ЧЁ СКА. До = После чёски куделя вся идёт в дело: прядут из её на ховсты нетонкия, на мешки, на половики, на окутки. Мак. Еф.

ПА ЧЕСАТЬ. Чесать лён вторично ручной щетинной щёткой после обработки железной. Повсем. = Пацесали лён в бане, на дворе, в синнике. Повесмо дилили надвоё, одну прядку клали на голову, штёбы побыстрей взять её с головы и опацесать всё повесомо. Мант. Ус. Для тонкова волокна пацесали лён над водой: в воде видна каждая костичинка. Мант. Шул.

ОПА ЧЕСАТЬ. Начисто обработать лён пачесанием. Повсем. = Опацесаём лён - теперь только пряди. Мант. Елиз.

ПОДЧЕСА ТЬ. Подправить ручной щетью пачесаное волокно перед прядением. Повсем. = Как будёшь прясть - десятоцёк льну развяжошь и повесьмиця перед душницьком подцёшошь, товда кишки из [с. 30:] кужля меньше полезут и нитоцька поровней пойдёт. Мант. Еф.

ПРОПА ЧЕСАТЬ. С особой тщательностью опачесать лён. Повсем. = Пропацесаёшь волокно - дак оно пойдёт в любую нитоцьку. Мант. Ус.

СЧЁ СЫВАТЬСЯ. Сниматься сверху при чесании льна, уходить в отходы. Повсем. = С лыковатова волокна мало сцёсываёцця. Мант. Рог.

3. Продукты и отходы при обработке льна

Треста

ЖИВИ КА. Не отлежавшийся в расстилке, непросохший лён, у которого костра плохо отделяется от волокна. Повсем. = Жывика бываёт, ковда лён на корню не наберёт волокна, али не улежицця, али сырой будёт. Мак. Н.-Мак. Жывика - лён-неулёжок, он плохо проминаёцця. Мант. Хляб. ● ЖИВИ ЦА. = Лён хоть и улежався, но сырой - жывицой ево называют. Кол. Запр. ● ЖИВИ КОВАТЫЙ ЛЁН - тюжклеватой, от ево костиця не отминаёцця. Меж. Сол. // Костра, которая не отминается от волокна. = Жывика, как бисер, сидит на волокне, не отминаёцця. Мант. Шул. Не промнёшь этот лён-неулёжок, в ём одна жывика. Мак. Ил.

МОЧЕНЕЦ. Лён, обделанный после мочения. = Теперь, бываёт, лён не стелют на слишшо, а везут на льнозавод соломкой, там моцят - и называют ево моценець. Мант. Еф.

НЕУЛЁ ЖЕК. Лён, плохо улежавшийся во время расстила. Повсем. = Неулежок, ковда мнёшь, насилу переломишь церез мявку-ту. Мант. Мос. Лён-неулёжок - жывиковатой, от ево костиця не отминаёцця. Меж. Сол. ● НЕДОЛЁ ЖЕК. = От недолёжка лыка хорошова не жди, от ево одна куделя да костика. Мак. Шем. ● НЕУМЯ ТЫШ. = Неумятыш - зоской лён, не проминаёцця, жывиця сидит на ём, не отстаёт. Кол. Бел.

ПЕРЕЛЁ ЖЕК. Лён, испорченный от долгого лежания на стлище. Повсем. = Перелёжок, ковда мнёшь, весь изломаёцця, уйдёт под мявку: жылы-то в ём нету, волокно из перелёжка бываёт рыжоё, отряхивоё, одна перхоть. Мант. Еф. ● ПЕРЕЛЁ ЖАННЫЙ ЛЁН = Иногда перелёжаной лён бываёт помяхце улёжанова и волокно хорошоё из ево выходит. Мант. Мос.

СТЛА НЕЦ. Лён, обделанный после лежания на стлище. Повсем. = В нашых местах лён только слали на слишшо, дак он и есть сланець. Мант. Знам.

ТРЕСТА . Вылежавшиеся на стлище стебли льна, из которых получают прядильное волокно. Повсем. = Треста - улёжаной лён. Мак. Ник. Август с его обильными росами - самое благоприятное время [с. 31:] для вылежки тресты. Зав. Ильича . ● ТРЕСКА . = При колхозах лён треской сдавали государству. Мант. Под. ● ЛЬНОТРЕСТА . = Из колхоза доставили на льнозавод 19 тонн льнотресты. Авангард .

УЛЁ ЖАНЫЙ ЛЁН. Хорошо отлежавшийся на стлище лен. Повсем. = Из улёжанова льна повесма выделываюцця, как обстриженыя: штё вершынка, штё комель, у их одинаковыя, волокно - как шовковоё. Мант. Княж. От улёжанова льна костика отстаёт, как ото льда. Мант. Шул.

Волокно

ВОЛОКНО . 1. Внешняя волокнистая часть стебля льна, очищенная от костры. Повсем. = Из мевковолотова льна много наминаёцця волокна. Мант. Гус. Волокна нынче получили с гектара на 55 кг больше прошлогоднего. Авангард. ● ЛЁН. = Раньшэ ховсты ткали изо льна. Меж. Трус. ● ЛЬНОВОЛОКНО . = Льноволокно сдавали по номерам. Знамя ком.

2. Волокно высшего качества, чисто отрёпанное и дважды вычесанное. Повсем. ● ВОЛОКНО . = Прясть любила волокно, только нитоцьки пошшавкивают. Меж. Чер. На полотно идет цистоё волокно, на половики - изгреби. Мант. Хляб. ● ЛЁН. = Прежде лён пряли да куделю грызли. Мак. Еф. Мати прядёт лён, а доци - куделю. Меж. Род.

ВОЛОКНИ СТЫЙ ЛЁН. Тонкое, мягкое волокно, которое получают из отлежавшегося на стлище льна. Повсем. = Повесьмицё волокнистова льна оцёшоцця гладкоё, мяхкоё, положышь руку на ево - пальци знать, и напрядёшь из ево тонко. Мант. Знам. ● ТОНКОВОЛОКНИ СТЫЙ ЛЁН. = Тонковолокнистый лён в любую нитоцьку пойдёт, ево на полотна тонкия да на повязки пряли. Мант. Мос.

ЛЫ КОВАТЫЙ ЛЁН. Тонкое волокно, погрубее волокнистого волокна (см.) из отлежавшегося на стлище льна. Повсем. = Крупной-то лён полехце обробатывать, волокно из ево выходит лыковатоё и как шовковоё. Мант. Шул. Лыковатой лён бывает как моцяло, нали слизкой и с ево мало сцёсываёцця. Мант. Рог. ● ЛЫ КОВАТОЕ ВОЛОКНО. = Из мевковолотова льна лыковатоё волокно выминаёцця. Мант. Шул. ● ЛЫ ШНЫЙ ЛЁН. = Из лышнова льна нитка не такая тонкая, как из волокнистова. Кол. В.-Пол.

МАСЛИ ЧНЫЙ ЛЁН. Особо качественное, маслянистое волокно. = Маслицьным бываёт лён-мевковолотка, ковда он хорошо улежыцця на стлишшэ, ковда кажная волотинка ево соньцё видяла; волокно такова льна масленистоё, нали к руке прилипаёт, повесьмо - тяжёлоё, как кистень, и свитицця. Мант. Фат. Хлябинова Н. П., 1908 года рождения.

ПЕСИ ГОВАТЫЙ ЛЁН. Грубое, жёсткое волокно не улежавшегося на стлище льна, чаще крупностебельного. Повсем. = Песиговатой лён будёт, ковда ево товстенько постелёшь и он неровно вылежыцця, такой лён и мять не мнёцця и трепать не треплёцця, весь он какой-то пёстрой и грубой. Мант. Еф. Улёжаной лён - как шовковой, а неулёжаной - песиговатой: повесьмиця нежыловатыя, с песигами, похожыми на перхоть. Мант. Мос. Ср.: Песиговатая овечья шерсть - зимнина, у её товстой, грубой волос, как пружина. Мант. Уг. ● СПЕСИ ГОВАТЫЙ ЛЕН. = Хорошой лён - повесмо, как девицья коса, а спесиговатой - как оборваной. Мант. Еф. // Спесиговатый. Перен. О грубом, невыдержанном человеке. = Спесиговатой, по-нонешному, - это вроде психоватой целовек. Мант. Шул. ● СПЕСИ ВЫЙ. = Спесивый лён - грубой, жёской, как куделя. Мант. Уг. ● БРЫ СОВАТЫЙ ЛЁН. = хрушковолотка и ковда он не улежицця на стлишшэ, это негладкий, ершоватой лён. Мант. Мос. Ковда прядёшь, скажошь: «Ну какой ты брысоватой, лён, брысы-то, как ерши, как колюцьки». Мант. Шул. ● БРЫ НОВАТЫЙ ЛЁН. - негладкой, из кудели глядит, как и песиговатой. Мант. Шул. ● БРЫ НЦЕВЫЙ ЛЁН. = Брынцовой и песиговатой лён - одно и то жо: нелыковатоё, жёсткоё волокно льна-неулежка. Мант. Сам. // Вероятно, от слова брынцевый образована фамилия Брынцев, имеющая место в деревнях Леонтьево, Медведево и Шулёво Мантуровского района.

ЖИВИ КОВАТЫЙ ЛЁН. Волокно не улежавшегося на стлище льна с остатками костры на нём - живики (см.). = Жывиковатой лён - непролёжаной, костицины от ево не отстают, сидят на ём, как пришыты. Мант. Уг. Костика от жывиковова льна не отминаёцця, не стрёпываёцця и не сцёсываёцця, хоть заскоблись, такой лён и прясть тонко не даёцця. Мант. Мос.

Куделя

КУДЕ ЛЯ. Вычески льна (см. Изгреби и Пачеси), идущие для изготовления нетонкого холста, половиков и пр. Повсем. = Куделя - это изгреби и пацеси, пряли их на простыя ховсты, на мешки, на половики, на разныя постилы. Мант. Ус. Украду у матери кудели и куплю на её пряницьков у маслеников. Мант. Фат. На потолоке куделю сложышь по сортам: в одну поленницю - пацеси, в другую - изгреби. Мант. Хляб. // Свёрток кудели. = С десятка нацёсывалась одна куделя. Мант. Сам. ● КУДЕ ЛЬКА. Уменьш.-ласк. = Пацеси куделькам завивали. Меж. Сол. Куделю грызть . При прядении растеребливать прядки кудели зубами. = Раньше мы лён пряли да куделю грызли. Мак. Еф. Мать ленок прядёт, а доци куделю грызёт. Меж. Сол.

Из кудели глядит . О плохом волокне, которое похоже на очёски льна, т. е. на куделю. = Брысоватый лён (см.) из кудели глядит, при мятье и трепанье обрываёцця. Мант. Шул.

ВЫ МЯТКИ, мн. Омялье (см.) , вторично пропущенное через мялку. Повсем. = Из-под мяльници соберём омяльё, кружков из ево наделаём, помнём их в мявке и вымятки в связки свяжом. Мант. Хляб.

ИЗГРЕ БИ, мн. Первые вычески льна (железной щетью), волокно низкого качества, из которого выпрядали нитки для грубого холста, идущего на мешки, на половики. Повсем. = «Изгреби да отрепи прясь тибе, а не в школу ходить», - говорили мне дома. Меж. Род.

ОМЯ ЛЬЕ. Отходы при мятье льна: грубое волокно пополам с кострой, падающее под мялку. Повсем. = В омяльё идёт путаной лён, лён-перелёжок, пояски от снопов. Мант. Уг. Омялинка - клочок омялья. = Прежде и хохла не оставят под мявкой, всякую омялинку приберут. Мак. Ник. ● ОМЕ ЛЬЁ. = Омельё на разныя затыцьки шло, дома им конопатили. Меж. Сол., Петр., Род., Трус., Чер.

ОТРЕ ПИ, мн. Отходы при трепании льна, волокно самого низкого качества. Повсем. = Отрепи перетрясём и копром сложым на сарае. Мант. Уг. И отрепи прежде припрядали: надэ было цево-то носить. Мант. Шул. Из отрепей у нас верёвки вили. Меж. Сол. ● ОТРЕ ПЬЕ. Меж. Трус.

ПА ЧЕСИ, мн. Вторые вычески льна (ручной щетью), волокно среднего качества. Повсем. = Пацеси после рушпой шшэти в кудельки завьём и испрядём на муськия рубашки и штяны. Мак. Ил. Пацеси пряли на вылюдныя и носильныя онуци, на портянки на руки и на ноги. Мант. Мос. Пацеси белыя-розбелыя на полотна пряли. Мант. Фат.

Жёсткие остатки

КОСТИ КА. Отделяемая от волокна внутренняя одеревеневшая часть стебля льняного растения. Лён мнёшь - костика так и отшшалкиваёт от мяльници. Мант. Хляб. От комля льна костика лехко отминаёцця, а вершинку скыркаёшь-скыркаёшь. Мант. Сам. Если костика не отминаёцця, знацит лён не улежався на слишшэ али тюжклёватой. Кол. Запр. Подтрёпывали лён на цистоту, штёбы не одной костицины не оставалось в повесме. Мант. Мед. Костичина. Маленький колючий кусочек стебля льна. = При мятье льна, бывало, костицина попадёт в глаза. Кол. В.-Пол. ● КОСТЕРЯ. - Лён-хрушковолотка хорошо мнёцця, а у мевковолотова льна костеря сидит, как в мешке, не отминаецця. Мак. Еф., Марк., Неж. ● КОСТИ ГА: = Костига ото льна валицця под мяльницю. Мант. Еф. ● КОСТИ ЦА. = Костицю вывозили в полё и сжыгали. Меж. Петр., Род., Трус.

Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.

Лен выращивали в поле, собирали. Обработка растений для получения растительных волокон в старину начиналась с мочевила - канавы, где стебли топили на две-три недели, придавливая их притугами и добавляя туда же навоз и золу. Иногда для мочки льна рыли специальную яму (копань), выбирая место для нее поближе к болоту. В мочевиле в результате процессов брожения разрушались многие растительные клетки, кроме прочных лубяных волокон, которые как раз и нужны для изготовления прочных ниток.

То, что оставалось в мочевиле от снопиков льна, высушивали на стлище (на поле).

Высушенную траву - тресту, мяли в специальной мялке, по другому - мялице - колоде с продольным желобом, к которой на шарнире был соединен тяжелый брус с ручкой - било. Жесткие, деревянистые части стволиков (кострика) разбивались в кусочки, а гибкое и прочное лубяное волокно оставалось целым и невредимым. Важность этой процедуры крестьяне отметили пословицей "Недомнешь мялкой, так и не возьмешь прялкой".

Затем трест трепали, ударяя пучком размятых стеблей о столб или перекладину, либо, наоборот, били деревянным трепалом по тресте, выбивая из нее кострику. И, наконец, тресту расчесывали деревянным гребнем, готовя волоть, а потом чесали щеткой из жесткой щетины, отделяя пачеси или изгребья, идущие на второсортный подкладочный холст, от чистеца, сортового льна.

Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта - изгреби, пачеси и собственно лен, - дергали, теребили и расшиньгивали (взбивали, распушали). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. Из кудели уже пряли пряжу.

Пряли лен женщины и даже девочки, а вот выучиться ткать удавалось лишь самым трудолюбивым и настойчивым. Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных выдумщиков песен и сказок народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала женщин скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы ткали ткани.

Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Так и получалась пряжа.

А уж из пряжи на деревянных ткацких станах ткали ткани. Из тканей шили одежду. Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста - полотенца, платы, скатерти - тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.

Видео для детей, как в стародавние времена проводили обработку льна для урока по предмету окружающий мир 2 класс (учебник Плешакова). Нажмите play, чтобы начать просмотр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.