Курсы по выбору профессии для подростков. Акция по профориентации для школьников

Всего несколько десятилетий назад в старшем звене в школе стали проводиться занятия по профориентации. Произошло это в связи с тем, что на рынке труда появились такие как менеджер, риелтор, до этого момента не знакомые русскому человеку. В школе профориентация - это занятия с учащимися Ребят знакомят с рынком труда, особенностями конкретных направлений.

Кто должен проводить занятия по профориентации?

За занятия по профориентации в школе несут ответственность два педагога. Это классный руководитель и школьный психолог. Отсюда следует, что профориентация - это совместная деятельность преподавателей и учащихся, проводимая с целью оказания помощи при выборе профессии.

Школьный психолог занимается изучением личностных качеств ученика и на основании проведенного тестирования дает рекомендацию о том, какая сфера деятельности для ребенка может стать наиболее продуктивной в будущем. Вопросы в тестах позволяют собрать данные о предпочтениях учеников, их умениях и талантах. Существует множество методик, позволяющих с помощью опросников составить представление о личности. На основании таких данных вполне уместно давать рекомендации по будущему трудоустройству.

Классный руководитель занимается организацией информационных занятий, экскурсий на местные заводы и фабрики с целью ознакомления учащихся с разными профессиями.

На по профориентации чаще всего приглашаются работники разных сфер деятельности, которые без искажения какой-либо информации могут поведать о своей профессии. Здесь главное - не ошибиться с подбором кандидата, приглашенного на классный час. Только тот человек может рассказать правдиво о своей деятельности, который влюблен в свою работу.

Когда проводить занятия по профориентации со школьниками?

Процесс сложный, но жизненно необходимый. Проводить занятия по данной тематике нужно начинать с возраста младшего школьника. Могут проводиться мероприятия под названием «Давайте познакомимся. Я врач (учитель, пожарный)». Такие занятия проводятся с целью общего развития ребенка.

Наблюдать за ребятами нужно с самого раннего детства, следить за проявлением их деятельности. Ведь одни дети любят играть кубиками, конструкторами, пазлами, что означает наличие у них такие качества, как усидчивость, кропотливость и точность, тогда как другие без конца прыгают, бегают, постоянно лезут на шведскую стенку, пытаются выполнить какие-то трюки. Здесь уже у ребенка проявляются качества будущего спортсмена, учителя физкультуры или тренера.

Когда приобретает особое значение профориентация? 9 класс - самое лучшее время для проведения мероприятий в этой сфере. Именно в этом возрасте подросток впервые серьезно задумывается, что ему делать: дальше продолжать обучение в школе или поступать в учебные заведения.

Классный час - помощник в выборе профессии

В большинстве школ Европы ребенок, обучаясь в школе, получает навыки той или иной профессии. Там предусмотрено прохождение детьми практики на производствах, и определиться с выбором им значительно легче.

В России же дела по профессиональному ориентированию обстоят немного хуже. Способность школы помочь с выбором жизненного направления чаще всего сводится к беседам на классных часах. Такие уроки проводятся не чаще одного раза в месяц. Классный час по профориентации является обязательным мероприятием для старших школьников. Отведенное время должно быть потрачено с пользой для каждого ученика.

Кого позвать на классный час?

Приглашая представителей той или иной профессии, нужно ориентироваться прежде всего на желание класса узнать об этой сфере жизни. Если мнение класса разделилось, то можно пригласить нескольких представителей разных направлений, но не более трех, так как для выступления других может не хватить времени. Да и дети могут устать и перестать слушать выступающих. Классному руководителю не стоит брать на себя ответственность рассказывать детям о профессии, в которой у него имеются лишь поверхностные знания. Это может привести к искажению предоставляемой информации.

Где проводить занятия по профориентации школьников?

Профориентация - это не только лекции и беседы в стенах школьного кабинета. Большое значение имеет для детей такой вид внеклассного мероприятия, как экскурсии.

Классному руководителю не нужно бояться привлекать школьную администрацию для помощи в организации классного выхода на завод или другое местное предприятие. Потому что не зря существует поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Кроме этого, профориентация школьников может происходить в любое время, даже специально не запланированное. Например, решили классом покататься на лыжах, а пока добирались до лыжной базы, увидели, как электромонтер чинит на столбе провода. Не стоит упускать момент. Можно побеседовать с детьми о Стоит уточнить у ребят, что они уже знают о подобной деятельности.

Как помочь ребенку с выбором профессии

Очень часто бывают ситуации, когда подросток не может определиться с выбором профессии. При этом очень важна правильность действий родителей. Не нужно навязывать ему своего мнения, ребенок должен сам сделать свой выбор. Если родители видят, что девятиклассник не может определиться с выбором профессии, ситуацию нужно брать под контроль.

Во-первых, можно посетить все «Дни открытых дверей» близлежащих учебных заведений.

Во-вторых, стоит поговорить с ребенком о его детстве, напомнить ему, в какие игры он играл, что ему нравилось делать больше всего. Положительные эмоции, связанные со счастливыми моментами из детства, помогут ему расслабиться и еще раз обдумать свои решения.

В-третьих, беседуя с ребенком на тему профессий, стоит рассмотреть несколько интересующих его вариантов. Можно обсудить совместно все плюсы и минусы. Пусть подросток расскажет, что ему нравится, а что не очень.

В-четвертых, если ребенок не может выбрать профессию из-за качества знаний, проблему стоит решать кардинально. Можно нанять репетитора по тому предмету, который вызывает трудности. В данном случае деньги не будут истрачены напрасно. У подростка появится возможность поступить в учебное заведение.

Профориентация на переменах

Взрослым зачастую кажется, что занятий по профориентации достаточно. Ребенок должен сразу определиться. Но это далеко не так. Немалое значение в жизни каждого школьника имеет профориентация в классе, когда дети, общаясь между собой на переменах, рассказывают друг другу, куда они собираются пойти учиться. И вот здесь могут появиться проблемы. Ребята в силу неполного представления о рассказываемой профессии начинают сбивать с толку своих сверстников, зазывая пойти учиться в определенный вуз. Наиболее веский аргумент при этом - будущая оплата труда. Но ведь профессия должна нравиться в первую очередь. Престижность стоит отставить на второй план.

Чтобы таких ситуаций было как можно меньше, профориентация для подростков должна быть максимально освещена специалистами.

Заключение

От того, насколько правильным будет выбор профессии сегодняшних выпускников, зависит не только их успешность в жизни, но и развитие страны в целом. Ведь невозможно дать качественного образования, если педагог не любит детей. Невозможно качественно провести операцию, если хирург на деле излишне брезглив, склонен к сильной эмоциональности или боится вида крови. Безусловно, никогда не стать хорошим бизнесменом или продавцом, если в человеке отсутствует предпринимательская жилка. Профориентация - это во взрослую жизнь.

Каждый человек абсолютно индивидуален, и родителям, помогающим своему ребенку с выбором профессии, нужно не забывать об этом. И если удается заметить, что ребенок с детства проявляет свои способности в искусстве (музыке, рисовании, актерском мастерстве), не нужно заставлять его стать химиком или бухгалтером. Ведь существует множество профессий, в которых нынешний школьник сможет найти себя и полностью реализоваться. Каждый человек должен быть на своем месте.

Акция «Многоаспектный выбор профессии»


Теоретическое обоснование:
На выбор профессии влияют многочисленные факторы, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии. По методике Е.А. Климова определено 8 позиций выбора профессии: позиция старших членов семьи, позиция товарищей, позиция учителей, личный профессиональный план, способности, уровень притязаний, информированность, склонности. Данная классификация послужила основой для трансформации позиций выбора профессий в аспекты выбора профессий.
Аспект (от лат. aspectus - вид, облик, взгляд, точка зрения) - одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.
Профессиональная ориентация – многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.
Многоаспектный выбор профессии – это многочисленные стороны профессионального выбора, которые необходимо и крайне важно учитывать при выборе профессии, так как от учета этих аспектов: состояния здоровья, информированности, способностей, склонностей, мнения учителей и старших членов семьи, а также личного профессионального плана, диагностики и консультации у психолога-профориентатора зависит успешный выбор.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни родителя и его ребенка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, так как они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Цели: побуждение родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии.
Задачи:
- информирование участников акции о многогранности и многоаспектности профессионального выбора;
- мотивирование родителей учащихся на выработку гибкой системы взаимодействия родитель – ребенок в вопросе успешного выбора профессии;
- формирование установки на осознанный выбор профессии, через объяснение влияния аспектов на выбор профессии;
- визуализирование, фиксирование мнений и положительных сторон каждого аспекта выбора профессии.
Условия проведения:
Место проведения: учебная аудитория, оснащенная в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, оснащенная мультимедийным оборудованием.
Целевая группа: родители учащихся 8 – 11 классов.
Количество: 15-25 человек.
Продолжительность акции: 45 минут.
Материально-дидактическое оснащение:
- эталон ответов (Приложение №1);
- карта профаспектов (Приложение №2).
Материально-техническое оснащение:
- мультимедийный комплекс – 1 шт;
- доска, маркер или мел;
- канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, маркеры).
Этапы проведения:
1 этап – организационный. На данном этапе осуществляется объявление названия, цели акции и этапов работы. Объяснение задач, условий их выполнения участниками. Активизация участников путем ведения с ними диалога по теме акции. Мотивация родителей на когнитивную и эмоциональную деятельность.
2 этап – основной. Показ мультимедийной презентации акции «Многоаспектный выбор профессии», обсуждение возникших вопросов, выполнение задания.
3 этап – заключительный. На этом этапе осуществляется подведение итогов, рефлексия.
Результативность: влияние логично и систематично подобранного материала на когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровень участников акции, осуществляемых в виде размышлений и визуализации на протяжении всей акции, позволит побудить родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии. А также приобрести опыт анализа и систематизации знаний об аспектах выбора профессии.
Ход проведения:
Организационный этап
Здравствуйте, меня зовут …, я педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Отдела профессионального самоопределения школьников, занимающимся подготовкой детей с 1 по 11 классы к осознанному, правильному выбору своей будущей профессии.
Сегодня мы пригласили вас на акцию «Многоаспектный выбор профессии» для того бы вы приобрели компетенции в вопросе успешного выбора профессии, как дальнейшей основы для совместного (вместе с ребенком) анализа успешного выбора профессии.
Мотивация:
Выбор профессии – первый шаг в самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится дальнейшая судьба Вашего ребенка. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни и быть уверенным в завтрашнем дне. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении. И конечно же поддержка и советы родителей в этом непростом деле является очень значимым для ваших детей.
? Как вы думаете, что служит основанием при выборе будущей профессиональной деятельности (Нужно основываться на мнении старших членов семьи, товарищей, учителей вашего ребенка, составив профессиональный план, учитывая способности, состояние здоровья, информированность, склонности) .
Так вот, наша цель помочь вам узнать о многогранности и многоаспектности выбора профессии, а вы в свою очередь сможете передать полученную информацию своим детям, тем самым обеспечивая успешный профессиональный выбор и активно проявляя свою роль в подготовке к труду и выбору профессии.
Основной этап
А теперь сделаем акцент на главном – что же нужно учитывать в выборе будущей профессиональной деятельности, чтобы он был успешным.
Позиция старших членов семьи (ПС)
В наше время большинство родителей либо дают своим детям полную свободу выбора, либо мудро ограничиваются советами. Лишь немногие навязывают свое мнение, диктуют свою волю детям. Так или иначе, а мнение старших членов семьи детям необходимо знать и хорошо обдумать, потому что зачастую родителям, как никому другому, видны сильные и слабые стороны ребенка, родители знают интересы и склонности, способности и возможности.
Следующий аспект выбора – это позиция товарищей (ПТ)
Дружеские связи детей крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому этот выбор порой превращается в выбор между друзьями и интересами. Но ребенку необходимо остановиться на втором, то есть на своих профессиональных интересах. Это предпочтительнее, так как риск потерять друзей почти исключен, если это действительно друзья. Гораздо больший риск потерять друзей, потеряв себя. Выпускать из вида это аспект не стоит, так как друзья способны также дать дельные советы, которые возможно не учли бы в других аспектах. Так, например, друг вашего ребенка может ему указать на новые и перспективные специальности, о существовании которой он не знал, и даже не знали и вы.
Следующее, что нужно учитывать - это позиция учителей (ПУ)
Дети порой не знают, какими их видят взрослые, как они расценивают их возможности стать высококлассным специалистом в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. Наиболее сведущими и беспристрастными в этом отношении являются учителя. Наблюдая за учебой и внеучебной деятельностью, педагог ставит своего рода прогнозы относительно интересов, склонностей, способностей, характера, подготовленности для взятия профессиональных и жизненных высот вашего ребенка. Он знает о много такого, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от них самих. Обязательно необходимо провести разведку позиции учителей, поинтересоваться их мнением о целесообразности выбора.
Следующее, что необходимо учитывать - личный профессиональный план (ЛПП)
Отсутствие или размытость такого плана обрекает на "слепое" плавание в океане профессий. Личный профессиональный план поможет ответить на следующие вопросы:
чему и где учиться, куда и кем пойти работать после школы, перспективы повышения профессиональной и общеобразовательной подготовки;
пути и средства достижения цели (самообразование, посещение факультатива, кружка, подготовительных курсов, выбор конкретного места учебы или работы);
представление о собственных недостатках (и достоинствах), которые могут повлиять на достижение намеченных целей.
представление о возможных внешних (объективных) препятствиях на пути к целям (кто и что может помешать).
знание путей преодоления внешних препятствий.
знание резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту.
Грубо говоря, личный профессиональный план – это задачи, которые необходимо выполнить на пути достижения цели.
Состояние здоровья (СЗ) – это следующий аспект
Выбирая профессию и планируя свой жизненный путь, очень важно позаботиться о реалистичности оценки своего состояния здоровья. Ну, и конечно, немаловажно знать обладает ли предполагаемая профессия вредным воздействием на состояние физического и психического здоровья работника.
Следующее, что необходимо учитывать – это способности (СП)
Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности и не сводящиеся к знаниям, навыкам. Любые черты человека, начиная с особенностей морального облика и кончая осязательной чувствительностью кончиков пальцев, могут выступать в роли способностей. Способности – это не интересы, это какие-то таланты данные природой, с рождения. Например, высокий уровень развития памяти и внимательности; высокий уровень развития тонкой моторики и ловкости; хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию); развитые коммуникативные способности; технические способности; способность анализировать, сопоставлять факты; организационные способности; способность к самоконтролю; хорошая зрительная память…
И важно помнить о том, что лишь квалифицированный специалист – педагог-психолог сможет достоверно выявить сильные и слабые стороны вашего ребенка.
Следующий аспект выбора профессии - это склонности (СК)
Склонность - нечто большее, чем просто интерес. Одно дело - хотеть знать, другое - хотеть сделать. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени, в том числе свободного. Делать можно что-либо можно не обязательно руками, но и в уме. Например, областью склонностей может быть и сфера общения. Когда есть склонность, то предполагается и наличие интереса. При оценке своих личных качеств важно обратить внимание именно на склонности - не просто желание узнать, а желание заняться делом, от которого потом трудно оторваться. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Пока они не сформированы, нечему и проявляться. Детям надо сознательно включаться в самые разнообразные виды деятельности, не бояться увлечения. Лучше пробовать, как бы проигрывать разные варианты на уровне увлечений, чем потом неоправданно часто менять места учебы и работы. Акцентируем внимание на том, что склонности, грубо говоря, это наши интересы, а способности - это таланты данные нам с детства. Если склонности формируются, то способности у нас уже есть. Например: я умею петь, у меня хорошие голосовые данные - это моя способность, а еще я люблю вышивать - это моя склонность, склонность к кропотливому ручному труду.
Еще один важный аспект - это информированность (ИН)
Необходимость иметь много информации для профессионального самоопределения очевидна. Но важно также учитывать и ее качество. Для этого следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемые сведения не оказались искаженными, что может быть при использовании устаревших или недостоверных источников, а также из-за предвзятого отношения к тем или иным областям труда.
Аспект диагностика у психолога-профориентатора (ДП)
Задача психодиагностики - выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях учащихся, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Средства психологической диагностики, используемые в МУК: наблюдение, беседа, психологическое тестирование.
Аспект консультация у психолога-профориентатора (КП)
Задача психологического консультирования - помочь участникам педагогического процесса самим решать возникающие проблемы. Консультации проводятся для учителей, обучающихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Текущий инструктаж:
Сегодня вам предстоит работа в группах. Каждой группе будет выдано по две карты профаспекта. В течение пяти минут каждая группа в своих двух картах профаспекта фиксирует только по две положительных стороны данных аспектов. Вы путем обсуждения главных на ваш взгляд положительных сторон должны будете прийти к единому мнению и в каждой карте профаспекта фиксируете свой ответ, свое мнение.
Необходимо соблюсти принцип «неповторяемости» как для каждого аспекта, так и для мнений каждой группы.
Для структурированности материала в каждой карте профаспекта начало предложения обозначено в виде одного из главных членов предложения – глагола. Начало этого предложения необходимо продолжить. Продолженное вами предложение поможет увидеть действительную значимость данного аспекта для вас и вашего ребенка.
По истечении пяти минут я попрошу группы поменяться местами (по часовой стрелке) и преступить к обсуждению следующих двух карт профаспекта, а также указать в них по две положительные стороны.
Удачи! Надеемся на продуктивную, активную, инициативную работу. Начинаем.
Заключительный этап
А сейчас подведем итоги: каждая группа называет по четыре положительных стороны в каждой из карт профаспекта; и одновременно ваши ответы будут фиксироваться на доске.
После проделанной работы обсуждаются полученные результаты, участники делятся своими впечатлениями и озвучивают свои пожелания.
Вопросы для рефлексии:
1. Что Вам больше всего запомнилось в работе?
2. Что ценного сегодня Вы узнали?
3. Как Вы будете использовать полученную информацию?
4. Как Вы оцените свой вклад, внесенный в общую работу (оцените по шкале от 1 до 5)?
5. Что сегодня Вам помогало в работе, а что мешало?
6. Поделитесь ли приобретенной информацией со своими детьми?
7. Что сказал бы Ваш ребенок по поводу этой акции?

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Профориентация подростков: зачем нужна

Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

  • позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
  • выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;
  • повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

  • материальные , выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные , когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные , связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности , когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные , целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные , позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие , дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические , учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.


Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

Методики

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.

ДДО. Автор Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

  • «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;
  • «человек-техника» — технические специальности;
  • «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
  • «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
  • «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов». А. Голомшток

Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:

  • физика и математика;
  • химия и биология;
  • радиотехника и электроника;
  • механика и конструирование;
  • география и геология;
  • литература и искусство;
  • история и политика;
  • педагогика и медицина;
  • предпринимательство и домоводство;
  • спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн

Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

  • профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;
  • менеджмент – стремление управлять людьми;
  • автономия – стремление к независимости в работе;
  • стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
  • служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
  • вызов – находить уникальные решения сложных задач;
  • интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
  • предпринимательство – создавать новые услуги и товары.

Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

  1. Родители должны дать ребенку право выбора . Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д..
  2. Ребенку стоит прививать идеалы , к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
  3. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

  1. Если подросток пробует себя во многих сферах : различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.
  2. Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы. Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как лабильность, креативность, общительность и, конечно, высокие интеллектуальные способности.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.

Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

Видео: Профессиональная ориентация

Профориентация школьников старших классов является важным и нужным мероприятием. Что это такое? Можно ли ее пройти самому? Из каких этапов состоит процесс? На что следует обратить внимание подросткам при выборе профессии? На эти и многие другие вопросы вы получите ответ, прочитав соответствующий раздел.

Разработано множество методов и методик, чтобы помочь человеку с выбором. Но даже после прохождения даже ста тестов процесс выбора может не начаться. Ведь это - внутренний процесс. Старшеклассники иногда представляют себе профориентацию, да и любую другую работу с психологом, как некое чудо: придет волшебник, задаст пару вопросов - и всё мне расскажет о том, кто я и что мне делать. Это, конечно, не так. Психологические и профориентационные тесты - лишь инструмент, помогающий разобраться в себе. Однако без желания и внутренней работы самого человека прохождение любых тестов - бесцельная трата времени.

Итак, разберемся в схеме профориентации, этап за этапом.

Первый этап: обрисуйте свое «хочу» (желания, склонности, предпочтения) относительно будущей профессии (да и вообще жизни: ведь профессия во многом определяет весь ее уклад). Для начала вспомните профессии , которые вам нравились в детстве, которые почему-то привлекают сейчас. Постарайтесь просто набросать список, невзирая ни на престижность профессии, ни на то, насколько реально ее получить.

Попробуйте понять, что общего во всех этих профессиях . Может, то, что все они творческие? Может, все они дают определенную степень свободы? Может, все они направлены на помощь людям? Цепляйтесь за любое сходство. Так вы сможете понять, что вам важно в профессии. И сможете найти это же и в других специальностях (если вдруг те, что первыми пришли в голову, почему-то недоступны для вас).

Работа с какими объектами труда вам наиболее интересна и доставляет удовольствие ? С людьми или с документами, с животными или с техникой? Может быть, работа, связанная с любого рода информацией? Или деятельность, связанная с художественными образами (танец, актерское искусство, живопись и т. д.)? Даже если вы еще ни дня в своей жизни не работали в обычном понимании этого слова, то опыт повседневной жизни, учебы, предпочтение того или иного хобби подскажут вам ответ. Только не перепутайте: если вы любите часами сидеть за компьютером в Интернете, это не означает, что вы склонны к работе с техникой: может быть, компьютер для вас в данном случае - просто способ общения с людьми?

Составьте список своих требований к условиям труда . На улице вам хотелось бы работать или в офисе? Заниматься сидячей работой или постоянно перемещаться? А как насчет командировок? Есть желание работать в тесном общении с коллегами - или полностью в индивидуальном режиме? Важен для вас расписанный, четкий график дня или больше нравится гибкий, который вы можете регулировать самостоятельно? Второй этап: проанализируйте свои возможности и способности («могу»).

Вспомните предметы, которые вам лучше всего давались или даются в школе ; задачи какого типа вам всегда легко решать; к точным наукам или гуманитарным у вас больше способностей; какие задачи вы предпочитаете, на четкий алгоритм действий - или творческие.

Оцените свой уровень интеллектуальных способностей, коммуникативных (умение эффективно общаться, убеждать других, разрешать конфликты, вступать в контакт с незнакомыми людьми) и организаторских умений. Опирайтесь на свой опыт, а также спросите у ваших близких, как они вас видят.

Опишите свои личные качества - какой вы человек? Ответственный или не очень, аккуратный или неряшливый, индивидуалист или коллективист? Можете записать 10 основных качеств, вам присущих.

Третий этап: изучите разные профессии.

Каждая из них требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Всё это называют профессионально важными качествами. Очень важно понять, есть ли они у вас.

Профессия может давать возможность реализовать те или иные ценности, предоставляет те или иные условия труда… Даже если вам кажется, что вы знаете о желаемой профессии всё, найдите ее полную профессиограмму (это описание профессии, их можно найти в разделе " ") и ознакомьтесь с ней. Для тех, кто имеет доступ к Интернету, не составит труда найти базы профессиограмм там. Их довольно много. Можно просто задать в любом поисковике соответствующий запрос.

Уверяю: вы узнаете много нового. Кроме профессионально важных качеств каждая профессиограмма содержит описание видов деятельности, которые выполняет данный специалист, требования к образованию, информацию о смежных специальностях и т. д. В рамках одной профессии разные специальности могут предполагать несколько разные требования к тем, кто их выполняет, обращайте на это внимание.

Читая информацию о профессии, сразу соотносите ее требования к личности и возможности, которые она дает, с теми своими особенностями, о которых шла речь выше.

Возникает вопрос: а какие профессии изучать? Конечно, сначала вы прочтете описания тех профессий, которые вас чем-то привлекают. Однако важно не останавливаться на этом - и познакомиться с большим количеством профессий - родственных тем, что вы выбрали в первую очередь, и даже не родственных: будьте открыты новому, не избегайте вариантов, которые кажутся вам, на первый взгляд, совершенно неподходящими. К сожалению, часто бывает, что школьник сосредоточивается на одной профессии, даже не рассмотрев альтернатив и тем более не видя существующего огромного разнообразия интересных профессий.

Допустим, решил для себя старшеклассник, что будет психологом, потому что ему нравится анализировать поведение людей. Почему бы в таком случае не рассмотреть профессию маркетолога? Ведь и этот специалист изучает поведение людей и моделирует его - только в другой сфере. Маркетологу требуется больше математических знаний, а в остальном всё очень похоже. И теперь представьте себе, что у нашего старшеклассника как раз неплохие математические способности. Выбрав профессию психолога, он, скорее всего, не сможет их реализовать, а выбрав профессию маркетолога - вполне. Поэтому так важно на этапе выбора избежать сужения круга рассматриваемых профессий. В идеале следует прочесть описания всех профессий, особенно незнакомых: а вдруг среди них найдется как будто созданная для вас?

Существует и другой вариант знакомства с профессиями. Если у вас есть такая возможность, посмотрите на них «изнутри» и пообщайтесь с работающими специалистами. Старшекласснику можно устроиться по многим специальностям стажером или помощником - было бы желание.

Четвертый этап: проанализируйте ситуацию на рынках обучения и труда

Очень важно найти информацию о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в стране и в вашем регионе . Имейте в виду: если рынок перенасыщен специалистами данного профиля, то вам нужно иметь гораздо более высокую квалификацию, чтобы найти работу.

Обратите внимание и на уровень зарплат в интересующих вас отраслях. Даже в определении профессии говорится, что это «род трудовой деятельности, являющийся источником существования».

Где найти эту информацию? Опять же, если Интернет под рукой, зайдите на любой сайт по трудоустройству и пройдитесь по базе предлагаемых вакансий в вашем регионе. Это самые объективные данные. Аналогичные сведения можно получить в центре занятости своего города либо на молодежной бирже труда, которая также есть во многих городах.

Обратите внимание и на возможности получения образования по профессиям, которые вы рассматриваете. Обучают ли этой профессии в вашем регионе - или придется переезжать? Есть ли возможность бесплатно получить такое образование - а если нет, то сколько придется заплатить за обучение? Пятый этап: делайте выбор!

Это, конечно, самое сложное. Одна профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы - но для нее не хватает тех или иных способностей. Другая будет легкой для вас, но не даст возможности само реализоваться. А третья полностью подходит вам по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована в вашем регионе. Либо зарплаты специалистов в этой отрасли очень низкие. Так или иначе, невозможно, чтобы все факторы сошлись в одной точке, сделав выбор однозначным.

Решайте, что для вас менее затратно. Переехать в другой регион учиться и работать? Отказаться от своих интересов, оставив их в качестве хобби, выбрав профессию, приносящую, прежде всего, хороший доход? Заниматься любимым делом, несмотря на низкую зарплату? Взяться развивать необходимые способности, лишь бы заниматься той профессией, которая позволит реализовать себя в полной мере? Решать только вам!

Однако вы всегда можете обратиться к специалисту-профконсультанту или к психологу, например школьному. Эти люди не примут за вас решений, но помогут разобраться в себе.

Итоговое решение будет только вашим. Отнестись к нему нужно, конечно, серьезно. Но не мешает и помнить, что выбор это всё-таки не окончательный. Позднее вы сможете сменить профессию, если окажется, что выбранная - не для вас. Так что не нужно нагнетать обстановку, если пока нет ощущения «своей профессии». Ко многим людям это понимание приходит уже в достаточно зрелом возрасте. В случае неопределенности выберите оптимальный на данный момент вариант, взвесив все «за» и «против». А опыт подскажет, в какую сторону двигаться дальше.

По статистике только 40% россиян работают по специальности. Из них только десятая часть по настоящему успешна в своей работе и продвигается по карьерной лестнице. Таким образом, меньше 5% выпускников вузов в нашей стране достигают желаемых успехов в выбранной в школе области!

60% выпускников после получения корочки не могут найти себе подходящую работу в выбранной ранее области. Основная причина – специальность не интересна и не вызывает энтузиазма для развития в ней. Такие выпускники продолжают метаться между разными профессиями, теряя драгоценные годы жизни, вместо того, чтобы расти по карьерной лестнице в правильно выбранном направлении.

Очевидно, чтобы достичь хороших результатов по жизни необходимо еще в школьном возрасте определить склонности и таланты ребенка для дальнейшего их развития. В этом деле хорошо подойдет профориентация для школьников 8,9,10,11 классов.

Цели курса профориентации для школьников:

  • удачно поступить и окончить ВУЗ: правильный подбор вуза позволит ребенку легко поступить на бюджет, заниматься не из-под палки и обеспечить счастливое будущее.
  • выбрать интересную и перспективную на рынке специальность: выбрав правильное направление обучения подростка, вы можете быть уверены в его востребованности на рынке труда и хорошем доходе в будущем.
  • спланировать профессиональное развитие подростка на 7-10 лет и выйти к 22-25 года на доход выше среднего. К этому возрасту в Москве легко можно зарабатывать около 120 тыс. рублей в месяц.
  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.