Мотивировать к чему или на что. Научный гид по мотивации: Как долгое время оставаться мотивированным? Стремление быть, а не выглядеть счастливым

Рассказываем, как помочь старшекласснику дожить до конца школы и сохранить интерес к познанию.

Будем честными, мотивированных школьников к началу 11 класса очень мало (а к началу 9-го - еще меньше), ведь 15-17 лет - это такое время, когда одних интересуют онлайн-игры, вторых - противоположный пол, третьих - музыка, но почти никого не интересует математика или история. Если ваш ребенок действительно заинтересован в учебе и замотивирован на поступление в вуз, считайте, что вам достался редкий экземпляр и вам крупно повезло. В основном же, это не так.

заронить зерно мотивации в душу старшеклассника,

взращивать и лелеять это зерно, чтобы к поре экзаменов оно дало свои плоды.

Юлия Федорова

Сразу хочется сказать, что мотивация учиться растет из интереса к предмету, который учишь.

Как заинтересовать школьника биологией или физикой? Можно привести ему в пример знакомого взрослого, успешного практикующего врача или заинтересовать последними открытиями ученых в области лазерной физики. Можно сыграть на интересе к компьютерным играм (хочешь сам создавать такие же - держи путь на IT-специальность) или на мечте публиковаться в глянцевом журнале (получишь хорошее филологическое образование - и мечта стать редактором становится ближе).

Главное: не путайте свои желания и нереализованные мечты с интересами ребенка: они у него все-таки должны быть свои.

Как можно чаще рисуйте со старшеклассником картинки светлого будущего:вот он получает красный диплом и едет на стажировку за границу, или на четвертом курсе устраивается на работу в банк, или открывает через 10 лет свою частную клинику, и главное - он счастлив и доволен тем делом, которое для себя выбрал.

Иногда родители, а чаще школа пытаются придать мотивацию через негатив: «заберут в армию, не пройдешь на бюджет и пойдешь работать в фастфуд» и так далее. Думаю, нет необходимости объяснять, насколько это деструктивно и может вызвать у подростка не воодушевление и желание учиться, а наоборот, апатию и желание уйти от проблем.

Итак, мотивация учиться найдена. Следующая задача - не перегореть.

Ведь мечтать быть нобелевским лауреатом - это одно, а учить формулы день и ночь - совсем другое.

Что же поможет старшекласснику?

Как ни странно, во-первых, правильный режим подготовки к экзаменам. У каждого он свой, но все-таки помните, что решать типовые варианты 6 часов подряд - это многовато, как и делать перерыв на две недели каникул. И да, ложиться спать лучше не в 2 часа ночи, не забывать гулять на свежем воздухе каждый день, делать зарядку и полноценно питаться в течение дня, избегая перекусов и вредной еды.

Идеальный распорядок дня старшеклассника должен включать 2-3 часа подготовки (ежедневно!), спорт, отдых, нормальные обеды, полноценный сон.

Помогите своему ребенку составить или подкорректировать расписание, ведь пока он еще не очень силен в тайм-менеджменте.

Во-вторых, поддержать мотивацию поможет вдохновляющее общение. Помните, как раньше, существуя без Интернета, школьники собирались у кого-то дома и вместе делали уроки? Пусть и к вашему ребенку приходят друзья, которые тоже сдают физику и химию. Готовиться вместе веселее и продуктивнее!

В-третьих, ищите внешние источники мотивации:интересные выставки по профилю подготовки, научные и документальные фильмы, лекции, дни открытых дверей, общение с добившимися успехами людьми и т.д.

Пусть старшеклассник знакомится не только с опытами по физике из учебника, но и с выдающимися учеными и их открытиями.

Пусть не только решает задачки на проценты по математике, но увидит успешных предпринимателей в деле.

Самомотивация. Как нам двигаться по жизни? Поступательно или рывками? Ставя цели, или как Бог даст? Эти и многие другие вопросы ставил себе каждый из вас, или поставит ещё, как только захочет успеха в своей жизни.

Что такое самомотивация? Это ваше умение контролировать процесс достижения результата, если вы хотите чего-то добиться в жизни. И еще одно: мотивировать себя нужно всегда, если успех или результат не хочет и не может приблизиться с той скоростью и в том количестве, как вы этого ожидаете.

Беда многих литературных источников в том, что создавая мотивацию для других людей, они не учитывают, что каждый из них индивидуальная личность. И к каждой личности нужен сугубо индивидуальный подход. Именно индивидуальный.

В этой статье мы постарались собрать для всех вас, уважаемые читатели, не только методы и способы самомотивации, но и учли ваш характер, даже, можно сказать, темперамент.

Все подсказки «как с собой справиться» и заставить что-то делать исходят из личных особенностей каждого человека. В прошлой статье « » мы больше рассказали о типах людей, в этой мы сделаем упор на самомотивацию.

Самомотивация: Как найти к себе индивидуальный подход

Для удобства мы условно разделили людей на 4 типа и, исходя из этого, подобрали способы «найти на себя управу», т.е. создать свой индивидуальный мотив.

Целеустремленный т ип личности

Это люди цели. Они не могут жить, если перед ними не стоит какой-либо рубеж, который нужно преодолеть, либо цель. Цель и мотивирует, и создает для них энергию.

Идея проста: есть цель – есть энергия двигаться, нет цели – наступает скука или хандра. Еще их индивидуальная особенность в том, что труднопреодолимые препятствия на пути к цели их еще больше мотивируют. А слишком легкая цель по типу «сходить за хлебушком» снижает уровень мотивации.

Мы постарались создать список из волшебных ТОП-5 пунктов для каждого типа личности. Понятно, что их может быть гораздо больше. И одни более важные для одних, могут быть менее важными для других и не войти в пятёрку.

Описаны они в порядке убывания их значимости. Принимайте.

Как могут создать себе мотивацию целеустремленные люди?

1. Личные цели

Для таких людей движение не имеет смысла, если нет цели. Чем больше и лучше прорисована цель или образ достижимого результата, тем больше у такого человека возникает внутренней мотивации.

Поэтому совет: «рисуйте» свою цель.

2. Амбиции

Амбиции – это всегда перспектива достижений. Если целеустремленному человеку представить и поверить, что через год он будет главой отдела, а через 5 соучредителем, то уровень мотивации для него резко возрастет.

Совет: включайте амбиции и стройте большие планы на 5-10-20 лет.

3. Азарт

Как говорится, начните делать. Для целеустремленных важно включиться в цель. А уж по мере ее достижения, как правило, открываются дополнительные интересы и бонусы. Именно поэтому такие люди часто решаются вступить в борьбу. После этого появляется чувство азарта и цели. В общем, главное «ввязаться в драку».

4. Личные бонусы

Под личными бонусами целеустремленной личности понимается получение промежуточных результатов. Эти бонусы можно организовать себе самому в виде подарков, вознаграждений, отдыха, путешествий и т.д.

5. Список достижений

Замотивировать себя можно и предыдущими достижениями по типу: «Если я мог сделать это раньше, то почему не могу сделать сейчас?». В таких случаях помогает просмотр фотографий, грамот, воспоминания о предыдущих победах. Часто они создают дополнительную мотивацию.

Что делать, если ничего не работает, при условии что вы – целеустремленный человек?

  • Возможно, вы устали и вам нужно переключиться на другой виде деятельности, другую цель или просто отдохнуть.
  • Пересмотрите свои цели. Может быть вы не смогли еще определить свои цели жизни, свое , поэтому вас «отводит» от, так называемой, «не вашей» деятельности.

Азартный тип личности

Под азартным типом понимается человек, тоже стремящийся к цели, но все время выверяющий наиболее вероятную возможность для ее реализации. К таким людям приходит желание что-либо делать, когда они видят приближение «добычи». Ясно, что трудности и препятствия мотивируют их куда меньше, чем целеустремленных. Их поговорка: «куй железо, не отходя от кассы».

Как могут создать себе мотивацию азартные люди?

1. Азарт

Для этих людей азарт – это кредо. Чем ближе цель или чем явственнее добыча, тем больше у них появляется энтузиазма для ее достижения. Часто эти люди мотивируются «на слабо», и цепляются за манящую или ускользающую цель. Их всегда подпитывает чувство азарта.

2. Личные бонусы и личные выгоды

Конечно же, азартных людей всегда мотивирует вознаграждение, некий бонус, награда, которые их ждут за их труд и старательность. Им приятно, что их способности подкрепляются вознаграждением.

Если вы относите себя к азартным, придумывайте себе награды за исполненные дела. И тогда любое дело, даже самое неприятное, получится качественным и скорым.

3. Соревнование, конкуренция

Конечно же, конкуренция и соревнование – это еще один из видов азарта. И если в дополнение ко всем остальным бонусам в дело добавить соревновательности, то конечно же можно получить от азартного человека большего прогресса и лучшего качества.

4. Мечты и планы

Азартные люди не любят планировать, но часто любят мечтать. Для них всегда интересно, когда мечта претворяется в действие.

В их случае полезно мечтать, воображать себе пути, по которым реализуется цель. Именно они рисуют карты желаний и для них они максимально продуктивны. В общем, «азартные», мечтайте и пробуйте разные подходы к цели, для вас это сработает.

5. Перечень возможностей

Для этих людей обладать возможностями, это все равно, что иметь крупные суммы денег в своем портмоне. Это очень греет душу и подпитывает энтузиазм. Поэтому чтобы увеличилась самомотивация, азартным людям полезно «инвентаризировать» свои возможности для реализации цели и хорошо их визуализировать. Это как рыбак пересматривает свои снасти и готовится к рыболовному сезону.

Что делать, если вы азартный тип личности и у вас не работает самомотивация?

  • Возможно, вы исчерпали былой азарт и реализовали все свои краткосрочные цели. Значит, вам пора перейти на более серьезные, далекие цели, и тогда азарт снова вернется.
  • Может быть, вы занимаетесь не своим делом, и пришло время измениться и изменить свою жизнь. Пересмотрите направление деятельности, проведите серьезную ревизию жизненных целей.

Трудолюбивый тип личности

Это такой тип личности, который ориентирован на рабочие задачи и на их выполнение. Их девиз: «Работа должна быть сделана качественно и в срок». Они не любят отлынивать от работы, не спешат просить прибавку к жалованью и вознаграждение за каждый сделанный шаг.

Они стремятся хорошо работать и получать за это по заслугам. В работе ответственны, серьезны, всегда видят планку, которую могут взять. Лишнего на себя не берут, но и от трудных задач не отказываются. Знают меру во всех рабочих процессах.

Какая самомотивация нужна трудолюбивым личностям:

1. Постановка задач

Им нужно формулировать задачи таким образом, чтобы они становились понятными и выполнимыми. Задачу следует разбить на ряд простых шагов, запустить процесс. Тогда таким людям будет легко приступить к любым процессам, легко трудиться.

2. Пробудить смысл в своей деятельности. Серьезность

Трудолюбивым важно знать, что то, что они делают, делается не просто так, а для пользы другим людям. Если подбирать деятельность, которая будет не только интересна, но и полезна, им самомотивация практически не понадобится.

Также полезно найти смысл в том деле, которое уже делается, создать себе важность и серьезность работы.

3. Книги и видеоролики

Найти книги, аудиоподкасты, фильмы, которые мотивируют. Действительно, можно найти очень много фильмов о людях, которые с помощью своего труда добились успеха. Можно получить невероятный мотивационный заряд от просмотра или прочтения замечательных и успешных жизненных историй.

4. Угроза недостижения

А что будет, если я не добьюсь, не сделаю, откажусь?… Такие вопросы часто задают себе трудолюбивые личности. Ответ на такой вопрос часто заставляет этих людей начать трудиться, ведь ясно, что «без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Негативная мотивация и угроза недостижения также являются дополнительной мотивацией для трудолюбивых.

5. Борьба с ленью. Закончите дела, которые начали, или избавьтесь от них

Когда вы в последний раз чего-то очень сильно хотели? Можете ли вы вспомнить, что побудило вас к действиям для достижения этого желания? И, если вы в конечном итоге достигли этого, каковы были ваши мотивы? Мы расскажем, как понять, что вас мотивирует, и как поддержать мотивацию.

● Что вас мотивирует?

Скорее всего, если бы вы оглянулись на свой путь к исполнению своего желания, вы бы поняли, что в основе вашей мотивации лежит конкретная цель. Это самый важный фактор, который подталкивает вас трудиться или найти способы достижения вашего желания. Итак, чтобы поддержать мотивацию, важно иметь цель. Именно она создает силу, которая толкает вас вперед. Этот толчок и является основной движущей силой каждого типа мотивации. Их два: внутренняя и внешняя.

● Что такое внешняя мотивация?

Это состояние, когда вы мотивированы на какие-то действия, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания. Примеры такого рода мотивации включают в себя обучение (чтобы одобрили родители) или уборку в своей комнате (чтобы родители не наказали). Внешняя мотивация – это также, скажем, участие в конкурсе, чтобы выиграть денежный приз или другую награду. В каждом из этих примеров поддержать мотивацию получается желанием получить вознаграждение или избежать неблагоприятного исхода. Чаще всего люди делают то, что им не нравится, но хотят получить что-то взамен или избежать чего-то неприятного. Этот тип мотивации обусловлен внешними факторами.

● Что такое внутренняя мотивация?

Она предполагает принятие поведенческих моделей с целью личного удовлетворения: то есть вы действуете ради себя, а не ради внешней награды. Это может быть желание играть на гитаре или смотреть комедию в кинотеатре. Такое поведение мотивировано внутренним . Другими словами, само по себе ваше поведение является вашим же вознаграждением, и на него не влияют внешние факторы.

● В чём разница?

Ключевое различие между внешней и внутренней мотивацией заключается в том, что внешняя зависит от награды или наказания, тогда как внутренняя служит самовознаграждением. Оглянитесь назад и подумайте о желаниях или достижениях, которые вы имели в прошлом. Были ли они чем-то мотивированы? Причина, по которой многие не могут обрести постоянный драйв, состоит в том, что они в основном полагаются на внешнюю мотивацию. Если вы хотите получить долгосрочное и устойчивое стремление, вам необходимо поддержать мотивацию внутреннего типа. Почему? Ответ прост. Внешняя мотивация основывается на наградах или штрафах. Когда внешние факторы исчезнут, исчезнет и источник мотивации. Кроме того, внешние награды или штрафы всегда временны, и вы их не контролируете. С другой стороны, для внутренней мотивации сама деятельность уже является наградой. Таким образом, поставка «мотивационного топлива» может быть практически неограниченной.

● Как максимизировать внутреннюю мотивацию?

Теперь, когда вы осознаёте важность внутренней мотивации, следующий шаг – это её максимизация. Это необходимо сделать, потому что внутренняя мотивация может иметь «уменьшающуюся отдачу». Например, вы чувствуете жажду, и вы хотите выпить холодного кваса. Итак, вы выпили стаканчик. Но, представьте, что вам дают второй стакан, а затем третий. А как насчет четвертого? Ваше удовлетворение в конечном итоге уменьшится, и вы можете даже устать от этого. Поэтому важно не только поддержать мотивацию, но и постоянно усиливать её.

● Что поддерживает внутреннюю мотивацию?

Прежде чем вы сможете начать развивать свою внутреннюю мотивацию, вам нужно знать факторы, которые её вызывают.

1. Вызов. Важно поставить задачи для своих целей. Тогда процесс каждой цели становится заманчивым. Таким образом, когда вы в конечном итоге преодолеваете все препятствия для её достижения, это напрямую увеличивает вашу самооценку.

2. Любознательность. Поддержать мотивацию внутреннего типа поможет ваша любознательность. Это когда что-то в физической среде привлекает ваше внимание (чувственное любопытство), или когда деятельность стимулирует вас хотеть учиться больше (когнитивное любопытство).

3. Контроль. Это способность контролировать себя или свою среду и окружение, чтобы вы могли определить, чего вы хотите на самом деле.

4. Сотрудничество и конкуренция. Это удовлетворение, которое вы получаете от помощи другим, или это также может быть ощущение от своего собственного прогресса.

● Взращивайте свою внутреннюю мотивацию

Если вы знаете основные факторы, вы можете сосредоточиться именно на них, чтобы поддержать мотивацию внутреннего типа. В дальнейшем вы начнете меньше полагаться на мотивацию внешнюю и обнаружите, что ваша настойчивость и стремление к цели значительно усиливаются. Вы также обретёте свободу и независимость, зная, что вам не нужно полагаться на внешние источники для одобрения, признания или вознаграждения.

Мотивация - это очень сильный инструмент в умелых руках. Иногда человеку очень легко мотивировать себя, и он долгое время остается воодушевленным. Но временами сделать это очень сложно, и его начинает медленно затягивать «болото» прокрастинации и апатии. В этой статье вы найдете несколько эффективных способов и полезных исследований, посвященных тому, как долгое время оставаться мотивированным.

1. Что такое мотивация и как она работает

Ученые определяют мотивацию как побуждение к какой-либо деятельности. Другими словами, она представляет собой совокупность психофизиологических процессов, которые побуждают человека совершить определенное действие. Однако, существует и другое определение мотивации.

Что такое мотивация?

Итак, что же представляет собой мотивация? Это понятие наилучшим образом раскрыто в книге Стивена Прессфильда «Война за креатив». Он пишет: «В какой-то момент ничегонеделание начинает причинять человеку больший дискомфорт, чем осуществление деятельности».

Другими словами, иногда легче предпринять что-нибудь, чем ничего не делать. Проще собраться с силами и пойти в спортзал, чем продолжать лежать на диване и толстеть. Проще преодолеть стеснение и позвонить своему потенциальному клиенту, чем лишиться премии из-за невыполненного плана продаж.

Любой наш выбор имеет свою «цену», но лучше испытывать неудобства от какой-либо деятельности, чем потом сожалеть о том, что вы ничего не сделали. Однако, чтобы взяться за дело, нужно переступить определенную черту, отделяющую зону прокрастинации от зоны активных действий. Часто это происходит, когда мы приближаемся к дедлайну.

В связи с этим возникает очень важный вопрос: что мы можем сделать, чтобы преодолеть эту черту и постоянно оставаться мотивированными?

Типичные заблуждения, связанные с мотивацией

Удивительно то, что мотивация обычно возникает после того, как вы совершите какой-то необычный поступок, а не до этого. У многих существует ошибочное представление о том, что достаточно прочитать мотивирующую книгу или посмотреть воодушевляющее видео, чтобы вдохновиться на какую-либо деятельность. Тем не менее, так называемое «активное» вдохновение может послужить более мощным стимулом к действию.

Мотивация обычно является результатом какой-либо деятельности, а не ее причиной. Стоит только начать что-то делать, как у вас естественным образом выработается вдохновение и вы сможете завершить начатое.

Таким образом, чтобы мотивировать себя на совершение какого-либо действия, достаточно просто начать его делать. Ниже речь пойдет о том, как применить этот совет в реальной жизни.

2. Как мотивировать себя и начать что-то делать

Многие люди изо всех сил стараются мотивировать себя на достижение определенных целей. Без мотивации мы тратим слишком много сил и времени на осуществление действий, ведущих нас к желаемому результату.

По мнению писательницы Сары Пек, многие начинающие авторы не могут завершить свои произведения, потому что не могут ответить на вопрос, когда они в следующий раз сядут за работу. То же самое касается тренировок в спортивном зале, бизнеса, искусства и т.п. Например, если у вас нет расписания тренировок, тогда каждый день вы будете просыпаться с мыслью: «Я пойду сегодня в спортзал, если у меня будет настроение».

Кажется, что составление расписания - это очень простой шаг. Однако это поможет вам организовать и систематизировать свою деятельность. Обычно люди стараются придерживаться расписания, несмотря на отсутствие желания и мотивации. Множество исследований подтверждают этот факт.

Перестаньте ждать, когда придет вдохновение, а просто составьте четкое расписание, которому вы будете следовать. В этом заключается главное отличие между профессионалами и любителями. Любители ждут вдохновения, а и приступают к действию.


В чем секрет известных деятелей искусства? Как им удается постоянно оставаться мотивированными? Они не просто составляют расписание действий, а вырабатывают ритуалы.

Известная танцовщица и хореограф Твайла Тарп в одном из интервью рассказала о своем ежедневном ритуале. Каждый день она встает в 5.30 утра, надевает одежду для тренировок и выходит из квартиры. Затем девушка ловит такси и говорит водителю отвезти ее в спортзал, где она занимается в течение двух часов. Ритуал заключается не в процессе тренировки, а в самой поездке. Как только Твайла сообщает водителю, куда нужно ехать, ритуал уже закончен.

Кажется, что это очень простое действие. Однако, если вы будете повторять одно и то же каждое утро, очень скоро это войдет в привычку. А как только действие станет привычным, вам легче будет совершать его регулярно, ведь мы не задумываемся о рутинных каждодневных действиях, а просто делаем их «на автомате».

Многие известные люди выработали собственные ритуалы. Об этом много написано в книге Мейсона Карри «Режим гения. Распорядок дня великих людей».

Ключевым моментом любого ритуала является то, что вам не нужно принимать никаких решений по поводу того, что сделать сначала, а что потом. Многие люди не могут достичь успеха, потому что не могут начать что-то делать. Если вы сумеете превратить свою деятельность в привычный ритуал, то вам не составит труда закончить начатое, даже если на вашем пути возникнут сложные задачи.


Как выработать мотивирующую привычку

Следуя трем простым шагам, вы сможете выстроить свой собственный ритуал и превратить мотивацию в привычку.

Шаг №1. Любой ритуал должен начинаться с какого-то очень простого действия. Например, можно выпить стакан воды перед тем, как сесть за написание романа. Или можно надеть свои любимые кроссовки перед тем, как отправиться на тренировку. Эти действия настолько простые, что невозможно отказаться от их выполнения.

Шаг №2. Вы должны заставить себя двигаться. Отсутствие мотивации часто бывает связано с недостатком физической активности. Вспомните свое физическое состояние в момент, когда вам скучно или грустно. Вы не совершаете никаких активных движений, не правда ли? В такие моменты большинство людей просто сидят на диване и смотрят в одну точку. В таком случае верно обратное утверждение: если вы физически активны, что ваш мозг тоже начинает работать активнее. Например, когда вы танцуете, просто невозможно не чувствовать прилива энергии и оживления. Физическая активность не всегда означает выполнение каких-либо упражнений. Например, если вашей целью является написание романа, то эта активность должна быть направлена на писательство.

Шаг №3. Необходимо каждый день придерживаться одного и того же плана действий. Их изначальной задачей является мотивировать вас на определенную деятельность. В результате, вам не придется ждать вдохновения. Вместо этого вы просто приступите к своему привычному ритуалу, а затем плавно перейдете к основному действию.

3. Как оставаться мотивированным на долгое время

Выше были упомянуты стратегии, помогающие мотивировать себя и начать выполнение задачи. Но как насчет сохранения мотивации на длительное время? Как оставаться мотивированным?

Представьте, что вы играете в теннис. Если в качестве противника вы выберете себе четырехлетнюю девочку, то игра вам быстро наскучит, так как победа будет слишком легкой. И напротив, если вы будете играть, например, против Серены Уилльямс, то постоянные поражения быстро демотивируют вас. Такой противник окажется вам «не по зубам». Вы будете заинтересованы в игре, если соперник будет обладать равными способностями. У вас будет шанс выиграть, если вы приложите к этому усилия. Таким образом, сложные, но выполнимые задачи помогают нам оставаться мотивированными.

Людям нравятся трудные задачи. Но уровень сложности должен быть оптимальным для конкретного человека. Слишком сложные задачи демотивируют нас, в то время как слишком простые быстро наскучивают.


В этот момент человек испытывает особое состояние эмоционального подъема. Спортсмены обычно называют это термином «быть в ударе». В этот момент человек настолько сфокусирован на выполнении определенной задачи, что весь мир вокруг него меркнет.

Чтобы достигнуть этого состояния, необходимо следовать правилу, описанному в предыдущем разделе. Если вы выберете для себя задачу оптимальной сложности, вы не только будете мотивированы на долгий срок, но также испытаете ощущение счастья после ее выполнения. Как сказал психолог Гилберт Брим: «Один из важных источников человеческого счастья кроется в выполнении задач подходящего уровня сложности».

Тем не менее, чтобы достигнуть пика мотивации, необходимо еще постоянно измерять свой текущий прогресс. Иными словами, важно, чтобы вы получали обратную связь на каждом этапе выполнения задачи. Оценка собственного прогресса является ключевым фактором, необходимым для поддержания состояния мотивации.


Что делать, если вы начинаете терять мотивацию

Мотивация на выполнение какого-либо действия неизбежно начнет угасать в определенный момент времени. В подобных случаях, можно воспользоваться советами, приведенными ниже.

1. Ваш мозг - это источник ценных предложений

Представьте, что каждая мысль, возникающая у вас в голове представляет собой предложение, а не приказ. Например, когда автор пишет статью, ему в голову приходит мысль о том, что он устал. Из этого следует предложение оставить работу, выбрать путь наименьшего сопротивления и сдаться.

Только помните о том, что ни одно из этих предложений не является указанием к действию. Это всего лишь опции, а у вас есть возможность выбрать одну из них.

2. Дискомфорт - это временное явление

Почти любое действие, которое вы совершаете закончится очень скоро. Например, ваша тренировка длится всего час или два. Ваш отчет будет готов к завтрашнему утру.

Сейчас жизнь стала намного проще, чем раньше. Еще 300 лет назад, если вы сами не вырастили себе еду и не построили дом, то вы обречены на гибель. А сегодня трагедией для человека является тот факт, что он оставил дома зарядное устройство для своего телефона.

Таким образом, помните о грядущих перспективах. Жизнь прекрасна, а любой дискомфорт носит временный характер.

Вы никогда не будете жалеть о том, что сделали работу хорошо

Теодор Рузвельт как-то сказал: «Бесспорно, лучшей наградой, которую жизнь может подарить вам, является стоящая работа». Мы все хотим, чтобы наша работа была полезна людям, и они уважали наш труд. Однако мы не желаем, чтобы наши попытки оказались тщетными. Все хотят получить награду, а не тяжелую однообразную работу. Любой человек хочет получить золотую медаль, но лишь некоторые хотят тренироваться так же усердно, как члены олимпийской сборной. Таким образом, помните, что награда стоит усилий, затраченных на ее получение.

Это жизнь

В жизни мы постоянно балансируем между желанием отстраниться от всего и самодисциплиной. Жизнь - это совокупность сотен тысяч маленьких решений, относительно того, стоит ли бороться или сдаться.

Не стоит недооценивать те моменты, когда вам не хочется ничего делать. Проведите это время так, чтобы вы могли гордиться собой.

Как известно, весь бизнес покоится на трех китах: экономике, юриспруденции и психологии. Влиять на ценообразование - пререготива экономистов. Психолог же может помочь простроить грамотные межличностные отношения как внутри организации, так и с клиентами. В настоящее время многие руководители стали понимать, что сотрудники должны уметь грамотно и эффективно общаться как с клиентами, так и между собой. Они приглашают психологов, работают с ними "в одной связке". Но при этом зачастую упускают из вида такую важную вещь, как желание или, напротив, нежелание учиться самих сотрудников. Только понять важность обучения персонала и пригласить специалиста мало. Нужно еще, чтобы люди ЗАХОТЕЛИ (!) учиться. Я недаром выделила слово "захотели", потому что оно отражает саму суть любого обучения. Давайте вспомним, как мы учились в школе, вузе. У каждого были свои любимые и нелюбимые предметы. А теперь вспомните, как вы занимались тем, что было интересно, и тем, что нужно было просто сдать. Что у вас осталось в памяти из того, что было не интересно? Я не ошибусь, если скажу, что почти ничего не осталось. То, что человек делает с душой, то, что ему интересно, активизирует его мыслительную деятельность, он старается выполнить работу хорошо.
Мотив напрямую связан с нашими эмоциями. Человек работает более эффективно, если у него есть мотивация к этому. Причем он чаще испытывает положительные эмоции, если его деятельность совпадает по направленности с внутренними желаниями и побуждениями. Такие эмоции, как раздражение, грусть, гнев, то есть все те, которые мы обычно называем негативными, явно говорят о том, что человек идет не туда, куда бы он хотел. Именно поэтому в организации, где все опирается только на контроль и принуждение, есть напряжение и раздражение. Там же, где человека мотивирует позитивный эмоциональный настрой, это становится частью корпоративной культуры. Почему подчас даже очень солидное денежное вознаграждение не решает задачи? Нужно что-то еще. Что? Важно учитывать три фактора:
- что хочет сам человек;
- какие действия от него требуются;
- как связать это воедино.

Проводя тренинги делового общения в различных организациях, я обратила внимание на то, как по-разному подходят руководители и менеджеры по кадрам к вопросу обучения персонала. В одних организациях люди приходят на обучение с удовольствием, в других с некоторой опаской, в третьих организациях это выливается в некий карикатурный образ обучения. Возникает закономерный вопрос: почему одни люди мотивированы на развитие, на обучение, другие - нет, в чем причина?
Одной из наиболее главных причин разного отношения сотрудников организации к различного рода тренингам можно назвать подход к обучению самих организаторов обучения. ЧТО говорится людям, когда руководители предлагают им посетить те или иные занятия? Или не говорится ничего? Или это очередная проформа, мероприятие, чтобы "поставить галочку"?
Давайте посмотрим, что движет поведением человека в организации. Для того чтобы понять это, необходимо рассмотреть его (по Ю.Д. Красовскому):

  • мотивы (или внутренние причины поступков);
  • стимулы (внешние причины поступков);
  • мотивация (преобразование стимулов в мотивы поведения);
  • мотиваторы (доминанты субъективного мира человека, регулирующие его поведение по внутренним интересам, например, карьера, к которой он стремится, творческая работа и т.д.);
  • стимуляторы (факторы объективного окружения, регулирующие его поведение извне, например, льготы, компенсации и т.п.);
  • мотивировка (обоснование тех или иных поступков и стратегий поведения);
  • потребность (переживание нужды в чем-то).

Анализируя поведение того или иного сотрудника, необходимо иметь в виду данные позиции. Для того чтобы понять, какое взаимодействие с подчиненными будет наиболее эффективно, давайте рассмотрим для начала некий карикатурный образ организационного общения. Хотя все эти события и происходили в реальной жизни. Однажды меня пригласили провести обучение сотрудников отделов реализации и отдела закупки в одной из организаций. Запрос на обучение был следующий: в нашей отрасли рынок сформирован, как нам удержать клиента, чтобы он не уходил к конкурентам? От нас уходят самые грамотные и хорошо оплачиваемые сотрудники, причем совершенно неожиданно для руководства. Как сдержать этот процесс? Если уйдет еще даже один человек, мы не выдержим, работать будет некому. Помогите!
Мы приступили к работе. И вот что я увидела. Диагностические процедуры показали, что люди не умеют элементарного - эффективно взаимодействовать друг с другом. Как у сотрудников, так и у руководителей отделов существуют так называемые коммуникативные барьеры: они совершенно не умеют слушать друг друга, т.е. слушают, но не слышат друг друга. Особенно ярко это было выражено у руководителей, которые имеют свой взгляд на вещи, и все, что от него отличается, воспринимают как крамолу. Естественно, что в подобной ситуации сотрудники боятся иметь свою точку зрения. Если она и существует, ее не высказывают, предпочитая отмалчиваться. Собственное мнение в этой фирме вообще не приветствуется. Есть только одно мнение - начальника. Так, например, на тренинге, проводимом в этой фирме, собственное мнение имел только один менеджер - новенький, который проработал в фирме всего неделю и еще не познакомился в полной мере с неписаными правилами корпоративного поведения на новом месте работы.
Что же получается в итоге? Каждый сотрудник отвечает только за свой участок работы, и все, что происходит за пределами, - не его забота. Если в организации есть потребность, чтобы люди заботились о процветании фирмы, в которой они работают, проявляли инициативу, надо давать им такую возможность. Если же на подчиненных постоянно давить, у них атрофируется желание работать и быть эффективными в этой работе. Безразличные сотрудники вряд ли будут способствовать процветанию компании в целом. Авторитарный стиль управления организацией хорош в чрезвычайных ситуациях: потоп, наводнение, кризис и т.п. Неудивительно, что люди из отделов уходят, причем достаточно неожиданно для руководства (поскольку оно центровано на себе, подчиненные для них вторичны, поэтому и сигналы недовольства, обязательно в том или ином виде предшествующие увольнению, ими не воспринимаются).
Меня удивило, что делались попытки давления даже на тренера: попытки регламентировать, какие упражнения давать, как быстро их проводить и пр. Это было в моей практике впервые и выглядело диковато. Некоторые заранее заказанные упражнения - была, например, просьба провести упражнение на сплочение команды - руководителем просто саботировались. Задание же было крайне простое: скажи, что вы цените в людях, которые сидят перед вами. Мало того что начальник одного из отделов отказался участвовать в этом упражнении, громко заявив об этом, он к тому же просто... сбежал. А теперь проанализируем, какой "посыл" был дан подчиненным: "Мне нечего сказать. В вас нет ничего хорошего. Я не ценю вас". Захотят после этого подчиненные работать лучше? Я думаю, что вряд ли. Явно, что такому руководителю, прежде чем работать с людьми, руководить подчиненными, необходимо пройти курс психологической коррекции у грамотного психоаналитика. Это как же нужно бояться окружающих людей! Человек постоянно живет в своей раковинке, и когда ему протягивается рука, он видит в ней только опасность. Естественно, что страх трансформировался в агрессию, которая и вылилась на тренера. Хотя по сути человек-то неплохой. Это был один из участников, наиболее активно нападающий на меня на тренинге, с которым тем не менее было очень интересно работать и который к концу дня в приватном разговоре спросил меня: "А может быть, я не прав?" Умный по сути человек. Явно не лидер, явно ведомый, но тем не менее начальник отдела. Человек не на своем месте? Возможно. Ясно, что сферой его деятельности должна быть далеко не работа с людьми, которых он в глубине души панически боится, - у него иная структура характера.
Методика проведения психологических тренингов (в отличие от финансовых, юридических и пр.) предполагает, что тренер помогает участникам, во-первых, актуализировать их собственные знания, навыки и умения, потому что человеку проще принять и использовать то, что у него есть, т.е. перевести определенный пласт их знаний из интуитивной области в осознаваемую. И, во-вторых, дополнить возникающие пробелы дополнительными знаниями. Это можно сделать несколькими способами: авторитарным, как на школьном уроке (однако люди уже взрослые, и поэтому этот прием малоэффективен: то, что не подтверждено собственным опытом, быстро забывается), консультирующим (когда при помощи вопросов, групповой дискуссии люди подводятся к нужным знаниям и нужным выводам. В этом случае это становятся уже не знания тренера, не знания, привнесенные извне, а их собственные. И ими с удовольствием пользуются в процессе работы).
Мнение менеджера по кадрам: "На корпоративных тренингах нужно уметь влить в людей больше, чем они способны взять по доброй воле". А где же личность тех людей, которые работают в фирме и присутствуют на тренинге? Мы опять сталкиваемся с отношением к сотрудникам как к винтикам в теле организации. Как мы видим, сотрудники, их интересы, нужды полностью игнорируются, ответственность перекладывается на кого-то другого. Хотя в любом обучении существует разделенная мера ответственности - каждый взрослый человек берет то, что ему нужно, и то, что он хочет взять. Нельзя в принципе дать человеку то, что он взять не хочет. Менеджер по кадрам, психолог по образованию, плохо училась в институте и прогуляла лекции, посвященные мотивации. А расплачиваются за это другие люди...

Управление персоналомN6 2005 год

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.