Польза плавания для недоношенных детей. Плаваем с рождения

Раздел:
Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»
От подготовки к зачатию и беременности до 3-летнего возраста ребёнка.
Впервые в российской практике все, необходимое родителям, объединено в едином энциклопедическом разделе. Энциклопедия поделена на удобные для пользователя тематические разделы, позволяющие быстро найти нужные сведения.
Эта уникальная Энциклопедия для будущих мам, подготовленная под руководством академиков РАМН Г. М. Савельевой и В. А.Таболина, дает исчерпывающие сведения о зачатии, вынашивании ребенка, об уходе за ним, о развивающих занятиях родителей с малышом. В Энциклопедии тщательно учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Энциклопедия помогает успешно справиться со всеми без исключения проблемами, возникающими в самый ответственный период жизни ребенка - с момента рождения до трех лет.
Как протекает беременность, как подготовиться к родам, какие осложнения бывают при грудном вскармливании, как после беременности вновь стать красивой и стройной, сколько гулять с малышом, что ему приготовить, почему ребенок плачет?
Тысячи советов и рекомендаций помогут вам вырастить ребенка здоровым и счастливым, дадут ответ на любой возникший вопрос. Большое внимание уделено развитию ребенка, что поможет вам избежать многих ошибок.
Также см. разделы:





Книги для начинающих мам:
| |

Правильно проводимый массаж благотворно действует и на непосредственно обрабатываемые участки тела, и на весь организм в целом. Это происходит потому, что кожа является чрезвычайно сложным органом.

Массаж не только воздействует на различные структурные слои, мышцы, сосуды, железистый аппарат кожи, но и оказывает влияние на центральную нервную систему, с которой кожа связана через нервные окончания, в огромном количестве заложенные в различных ее слоях.

Под влиянием массажа ребенок лучше растет и развивается. У него улучшается обмен веществ в тканях, совершенствуется регуляция кроветворения, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей: кожа и мышцы становятся упругими, эластичными. Повышается сопротивляемость организма инфекциям. Чрезвычайно полезен массаж при недоношенности и различных болезнях: при врожденных нарушениях развития костно-мышечной системы, гипотрофии, рахите, пневмонии и других болезнях.

Поскольку массаж оказывает различное физиологическое воздействие на организм, очень важно правильно выбрать массажные приемы, методы их применения и дозировку. В противном случае массаж может принести только вред. Поэтому, прежде чем делать массаж, мать должна научиться выполнению его приемов в детской поликлинике и проводить его под контролем педиатра и врача по лечебной физкультуре.

При массаже детей пользуются следующими приемами: поглаживанием, растиранием, поверхностным и глубоким разминанием, поколачиванием и вибрацией.

Поглаживание. Нежное поглаживание оказывает успокаивающее действие на нервную систему, способствует расслаблению мышц при гипертонусе, что свойственно новорожденным, повышает тонус кровеносных сосудов, улучшает у ребенка аппетит.

Малыш хорошо прибавляет в массе тела, у него нормализуется функционирование нервной системы: вялый ребенок становится оживленным, активным; легковозбудимый – более спокойным, он быстрее засыпает, причем продолжительность сна увеличивается.

При выполнении этого массажного приема ладонная или тыльная поверхность кистей рук скользит по телу ребенка, несколько касаясь его, как бы лаская. Контакт руки с кожей малыша в начале и в конце приема должен быть настолько нежным, чтобы ребенок едва ощущал прикосновение, а выполнение поглаживания не вызывало покраснения кожи. Поглаживанием начинается и заканчивается каждый сеанс массажа.

Растирание. Этот прием рассматривают как вариант поглаживания, однако он имеет свои особенности и отличается от поглаживания следующими признаками: при растирании массирующая рука не скользит по коже, а кожа сдвигается вместе с массирующей рукой; массажные движения могут выполняться как по ходу, так и против тока лимфы и крови.

Растирание оказывает положительное действие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, и на поверхностно расположенные мышцы. Увеличивается подвижность тканей, растягиваются рубцы и спайки при сращениях кожи с подлежащими тканями, усиливается приток крови к тканям и в связи с этим улучшается их питание, повышается эластичность и сократительная способность. Энергичное растирание по ходу нервных стволов или в местах выхода нервных окончаний на поверхность тела вызывает понижение нервной возбудимости.

Растирание выполняется ладонной поверхностью кисти одной или обеих рук одновременно. Обеими руками растирание проводится либо раздельно – обе руки двигаются в противоположных направлениях, либо совместно – одна кисть лежит на другой. Растирание всегда предшествует разминанию.

Разминание. Это один из наиболее сложных массажных приемов. Он состоит в захватывании, приподнимании (оттягивании) и отжимании тканей; захватывании и попеременном сдавливании тканей; сжимании и перетирании тканей; сдвигании или растяжении тканей.

При разминании сильнее, чем при растирании, повышается тонус мышц, их сократительная функция. Этот прием рассматривают как пассивную гимнастику для мышц. Поэтому он широко применяется при их функциональной недостаточности (понижение тонуса). При разминании усиливается кровоснабжение массируемого участка: наблюдается покраснение кожи, улучшается питание мышц, благодаря чему нарастают их масса, сила, сократительная способность.

Разминание особенно полезно в том случае, если у ребенка по каким-либо причинам недостаточно развиты мышцы, оно способствует становлению правильной осанки и своевременному развитию движений при рахите.

Разминание производят одной или обеими руками. При разминании обеими руками прием выполняется следующим образом: обе кисти накладываются ладонной поверхностью, например, на бедро таким образом, чтобы большие пальцы лежали по одну, а остальные – по другую сторону мышечного вала. Затем пальцами, захватив возможно глубже ткани по обе стороны бедра, сдавливают и постепенно отжимают их, продвигаясь в центростремительном направлении (к туловищу).

При разминании одной рукой применяются те же приемы. Массажные движения при этом напоминают отжатие пропитанной жидкостью губки. Прием чаще всего применяют при массировании конечностей.

Начинают с легких поверхностных движений и только позже переходят к более глубокому разминанию тканей. Массаж выполняют плавно, ритмично, без рывков и дерганья мышц. Разминание следует проводить не спеша: чем медленнее оно производится, тем сильнее его влияние. После разминания нужно выполнять поглаживание.

Вибрация. Сущность приема заключается в передаче массируемой части тела колебательных движений. Действие вибрации не ограничивается только местом ее приложения. Оно распространяется глубоко внутрь и по периферии, вызывая разнообразные ответные реакции организма. Например, вибрация может усиливать или восстанавливать утраченные глубокие рефлексы, оказывать выраженное обезболивающее действие, улучшать сократительную функцию мышц и питание тканей.

При выполнении приема рука массажиста, не отрываясь от массируемой части тела, производит различные колебательные движения, которые должны выполняться строго ритмично. Вибрацию можно производить либо стабильно – на одном месте, либо лабильно – вдоль массируемой поверхности.

Во время непрерывной вибрации рука массажиста и массируемая часть тела составляют как бы одно целое. В случае применения прерывистой вибрации рука массажиста, соприкасаясь с массируемой частью тела, каждый раз отходит от нее, в результате чего вибрационные движения становятся прерывистыми и принимают характер отдельных, следующих друг за другом толчков.

Оба вида вибрации могут выполняться ладонной поверхностью концевой фаланги одного, двух, трех или последних четырех пальцев; локтевым краем ладони; всей ладонью.

В грудном возрасте вибрация применяется нечасто, в основном при массаже рыхлых, чересчур упитанных младенцев. При этом вызывают легкое, ритмичное сотрясение тела ребенка.

Поколачивание. Ряд коротких ритмичных ударов поочередно наносят тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, потом трех и, наконец, четырех пальцев обеих рук. Поколачивание улучшает кровообращение, питание мышц, деятельность более глубоко расположенных внутренних органов. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.

Кроме приемов классического массажа применяется и точечный массаж: надавливают одним-двумя пальцами на определенные рефлекторные зоны, одновременно пальцы вращают. Применяется он как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц.

При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц. Медленные, мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с увеличением давления, частоты вибрации, затем остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от массируемого участка), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц.

Массируют грудного ребенка очень легко и нежно. Во время массажа рук и ног им придают положение наибольшого покоя – легкое полусгибание. При массаже ног избегают толчков в коленную чашечку, обходя ее снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер, так как она чрезвычайно нежна. При массаже живота нужно щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины – область почек (поясницу).

Массаж – наиболее эффективный способ подготовки двигательного аппарата младенца к будущей физической активности. Однако по мере формирования двигательных функций ребенка эта задача все в большей степени решается за счет самостоятельных движений.

Поэтому массаж как средство тренировки следует применять только до 6-месячного возраста. Гигиенический и лечебный массаж оправдан и в более поздние сроки.

Массаж новорожденных и грудных детей обязательно совмещают с пассивной и пассивно-активной гимнастикой, о которой рассказывается ниже.

Физические упражнения благотворно влияют не только на деятельность всех органов и систем ребенка, но и на его двигательную активность, а значит, и на психомоторное развитие.

Обычно гимнастикой с детьми начинают заниматься в возрасте 1,5–2 месяцев. Однако и у новорожденного двигательную активность можно стимулировать различными способами. Основными из них считают холод, так как при пониженной температуре мышечные сокращения согревают ребенка. Другой способ – использование рефлексов, с которыми малыш появляется на свет и которые ему даны для приспособления к новым условиям жизни.

Комплексы гимнастических упражнений для доношенных и здоровых новорожденных, в которых используются безусловные рефлексы и одновременно проводится массаж. Занятия гимнастикой проводятся каждый день в удобное для семьи время. Комнату, в которой проходят занятия, хорошо проветривают, температура воздуха в ней не должна превышать 22°C.

Гимнастику начинают за 30 минут до кормления или через 45–60 минут после него.

Нельзя заниматься с ребенком гимнастикой и делать ему массаж перед ночным сном.

Большую пользу приносят занятия гимнастикой в совокупности с массажем и закаливающими процедурами особенно недоношенным, физиологически незрелым, а также детям с теми или иными отклонениями в развитии.

Многие из таких отклонений благодаря гимнастике и массажу поддаются коррекции или проходят без следа, если занятия с ребенком начинают в первые недели его жизни. В противном случае отклонения в развитии усугубляются, нанося вред здоровью, физическому и психическому формированию ребенка.

Для таких малышей разработаны специальные комплексы лечебной гимнастики. Их назначает врач. Прежде чем начать заниматься с ребенком, вам необходимо получить консультацию у педиатра и физкультурного врача, а если есть необходимость, то и пройти обучение в физкультурном кабинете поликлиники. Занятия с ребенком периодически контролирует врач.

У недоношенных малышей под влиянием гимнастики, массажа и закаливания нормализуется мышечный тонус, восстанавливаются безусловные рефлексы. Поскольку упражнения сопровождаются воздушными ваннами, тренируются и терморегуляторные механизмы, повышается сопротивляемость организма ребенка бактериальным и вирусным инфекциям.

Недоношенные дети, с которыми занимаются лечебной физкультурой, быстрее догоняют своих доношенных сверстников не только в физическом, но и в психоэмоциональном развитии. Они раньше начинают улыбаться, гулить, следить за движущимися предметами, что также свидетельствует о том, что их здоровье приближается к норме.

К физическому воспитанию здоровых недоношенных детей приступают с 2–3-недельного возраста, но только с разрешения педиатра и физкультурного врача, которые, учитывая состояние его организма, развитие, возраст, массу тела при рождении, назначают упражнения и массаж, а в дальнейшем контролируют мать.

Рекомендуют начинать лечебную гимнастику с упражнений, основанных на безусловных рефлексах. С одной стороны, это активные упражнения, поскольку ребенок сам выполняет их. С другой – это щадящие упражнения по сравнению с пассивными, которые взрослые проводят сами.

Комплексы упражнений для недоношенных детей включают в себя лечение положением, лечебную гимнастику, приемы классического и точечного массажа. Общие требования к проведению гимнастических упражнений те же, что и для доношенных детей. Однако температура воздуха в комнате должна быть выше – до 24°C.

В теплое время года лечебную гимнастику делают при открытом окне или форточке. Отдельные упражнения, если советует врач, выполняют 2–3 раза в день.

Во время занятий не забывайте поощрять малыша ласковыми словами, поглаживаниями, подбадриваниями. Помните, что, занимаясь с новорожденным, вы уже воспитываете его. Успехи малыша во многом могут зависеть от ваших усилий, терпения, благожелательности и нежности.

Отбор гимнастических упражнений и массажа для доношенных и недоношенных детей и их дозирование осуществляет только врач.

О благоприятном влиянии занятий плаванием на здоровье новорожденных и грудных детей стало известно в конце 1971 года, когда на одной из конференций Медицинского комитета ФИНА – Международной федерации любителей плавания – группа исследователей из ФРГ доложила о результатах 3-летнего обучения плаванию младенцев.

Эти результаты были настолько впечатляющими, что за два последующих десятилетия плавание грудных ребятишек широко распространилось в мире. При этом было установлено, что оно особенно полезно для недоношенных и незрелых детей, поскольку позволяет этим малышам быстрее, чем обычно, догонять и даже перегонять в развитии своих доношенных сверстников.

Воздействие плавания на организм новорожденных и грудничков не исчерпывается закаливанием – в домашней ванне можно легко регулировать температуру воды и, постепенно снижая ее от занятия к занятию, добиваться повышения сопротивляемости малыша простудным заболеваниям.

Хотя отсутствие болезней само по себе значит немало, потому что любая патология в раннем возрасте неминуемо ведет к задержке развития ребенка, польза плавания для него связана прежде всего с особыми свойствами водной среды.

Развиваясь в материнском организме, ребенок находится в околоплодной жидкости. Влияние на него сил гравитации значительно ослаблено. Появление ребенка на свет сравнимо только с возвращением на Землю космонавтов, которые долгое время жили в условиях невесомости.

Как и на них, на новорожденного обрушивается сила земного притяжения, она буквально приковывает его к постели.

Он неловко и с трудом двигается относительно своей тяжелой головы, которая, подобно якорю, является центром его перемещений.

В воде ребенок становится в 7–8 раз легче, чем в воздушной среде (вспомните закон Архимеда), снова чувствует себя свободным, исчезают нагрузки на его скелетную мускулатуру, младенец получает возможность более свободно двигать руками и ногами, а значит, скорее учится управлять ими, что необходимо для активного знакомства с окружающим миром.

Прежде всего поэтому «плавающие» новорожденные опережают в развитии «не плавающих».

Но и этим благотворное воздействие водной среды на ребенка не исчерпывается. В воде младенец испытывает довольно сильное (до нескольких килограммов на 1 см кожи), но равномерное давление на поверхность тела.

С одной стороны, это улучшает периферическое кровообращение, а значит, облегчает работу сердца. С другой стороны, повышенное, по сравнению с воздушной средой, давление на грудную клетку способствует более глубокому выдоху, а следовательно, и более глубокому вдоху.

Это обеспечивает хорошую вентиляцию всей поверхности легочной ткани. В легких не остается ни одного уголка, который бы не омывался воздухом.

Находясь в кровати, ребенок дышит поверхностно, при этом активно работает лишь незначительная часть легких. Только она и очищается воздухом. В пассивных отделах воздух застаивается, их ткань обсеменяется микроорганизмами, взвешенными в воздухе, среди которых есть и болезнетворные. В невентилируемых отделах легких создаются условия для развития таких микробов, а значит, и для возникновения заболеваний органов дыхания.

При плавании же благодаря глубокому дыханию болезнетворные организмы удаляются из легких. Кроме того, поскольку работает вся поверхность легочной ткани, кровь, все органы и ткани ребенка получают больше кислорода, более интенсивно протекают в его организме обменные процессы.

Нельзя забывать и о массирующем воздействии воды на тело ребенка, которое благоприятно влияет на его периферическую нервную систему.

Многократно повторяемые упражнения в воде имеют такое же значение, как и гигиеническая гимнастика: они тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы, двигательный аппарат ребенка.

И конечно же раннее обучение плаванию приучает малыша не бояться воды, что в дальнейшем поможет уберечь его от несчастных случаев на реке, море, озере.

Заниматься плаванием с ребенком можно начинать с 2–3-недельного возраста после консультации у педиатра. Дети, занимающиеся плаванием, посещают врача чаще, чем обычно.

При занятиях плаванием необходимо соблюдать два обязательных условия: последовательность в выполнении ребенком различных упражнений и в изменении условий их проведения; постепенность в наращивании физических нагрузок (увеличение числа упражнений за одно занятие, быстрота их чередования) и в усложнении обстановки занятий (глубина, температура воды).

Некоторые родители при обучении малыша плаванию стараются форсировать события – так им хочется побыстрее увидеть свою крошку настоящим пловцом. Чаще всего за подобной торопливостью прячется родительское тщеславие, а единственным «достижением» при таком методе обучения является боязнь воды и отвращение к плаванию, которые могут сохраниться у ребенка на всю жизнь.

Цель занятий плаванием с новорожденным и грудничком – не воспитание пловца-рекордсмена, а укрепление здоровья ребенка, его гармоничное и быстрое развитие. За первые 12 месяцев жизни ваш малыш должен научиться самостоятельно держаться на воде в течение получаса, нырять на небольшую глубину и доставать со дна бассейна (ванны) различные предметы, плавать под водой в течение 7–8 секунд, спрыгивать в воду в легкой одежде (шорты, майка, носки, сандалии) и удерживаться на воде 2–3 минуты.

Для того чтобы достичь этих целей, необходимо так проводить занятия, чтобы ребенок испытывал радость и наслаждение от пребывания в воде, интерес к заданиям взрослого.

Плавание должно вызывать у малыша положительные эмоции.

При обучении ребенка нужно быть осторожным: избегать резких движений, действий, неожиданных для него.

С малышом нужно ласково разговаривать, подбадривать и поощрять его. И никогда не показывать недовольства, раздражения и разочарования из-за того, что он не сразу осваивает то или иное упражнение.

Внимательно следите за состоянием и поведением ребенка – переохлаждение, перегревание, переутомление могут вызвать у него недоверие к воде. Поводом для страха могут стать сильное раздражение слизистых оболочек глаз и болевые ощущения, если вода перехлорирована или в нее попало мыло.

Под рукой у взрослого, который проводит занятие, всегда должен быть водяной термометр. Обычно температуру воды измеряют не менее 2 раз в течение занятия.

При первых же признаках утомления (вялость, капризы) или переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», синюшный оттенок губ) занятия следует немедленно прекратить. Если эти же признаки появляются и на следующий день, лучше сделать перерыв на 2–3 дня.

Перед каждым уроком плавания взрослый, если он будет находиться в ванне вместе с ребенком (это бывает необходимо в первый период обучения), тщательно моется с мылом, моет и дезинфицирует ванну и игрушки, которые будут использоваться во время занятия, проветривает ванную комнату.

Уроки лучше проводить в одно и то же время, желательно во второй половине дня, за 1,5–2 часа до вечернего кормления и не ранее чем через 1,5 часа после последнего приема пищи.

Необходимо, чтобы весь курс обучения вел один человек.

После плавания ребенок обычно несколько возбужден. Поэтому ему нужно создать условия для полного отдыха.

Закаливание – это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически (а это главные принципы закаливания) вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие более совершенную терморегуляцию – поддержание постоянной температуры тела.

Неподготовленный к резким сменам температур организм отвечает на них реакцией типа безусловного рефлекса. Например, в ответ на охлаждение сосуды, расположенные на поверхности тела, расширяются, чтобы благодаря большему притоку крови к коже согреть ее. Но это резко увеличивает и теплоотдачу, что еще более охлаждает тело.

Закаленный же организм в ответ на сигнал об охлаждении, полученный от терморецепторов, сразу увеличивает образование тепла. Сосуды кожи, однако, расширяются лишь на короткое время, усиливая приток теплой крови к поверхностным слоям тела, а затем это тепло задерживается благодаря резкому уменьшению теплоотдачи – сосуды кожи сокращаются.

Закаливание не только тренирует термоадаптационные системы организма ребенка. Оно активизирует и деятельность иммунной системы. Благодаря этим двум факторам закаливание позволяет избежать многих болезней, особенно у физиологически незрелых новорожденных, у которых иммунная система еще не развита в достаточной степени.

Таким образом, закаливание способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Закаливать малыша нужно с первых дней жизни – с этим согласны все. Однако на то, как закаливать, и в частности в период новорожденности, существуют диаметрально противоположные точки зрения.

Согласно одной из них, новорожденный ребенок слаб, требует бережного отношения, а потому проводить специальные закаливающие мероприятия можно спустя 1,5–2 месяца после его рождения, и то крайне осторожно. А до этого времени следует ограничиваться закаливающими эпизодами, которые возникают в процессе ухода за ребенком, и созданием для него здоровых условий жизни.

Что это значит?

Прежде всего приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий воздух, но и солнечные лучи, под влиянием которых в организме ребенка вырабатывается антирахитический витамин D.

Кроме того, солнечные лучи убивают болезнетворные микроорганизмы. Не меньшее значение имеет умеренная температура воздуха – она не должна быть выше 22°C для доношенных малышей.

Прогулки, воздушные ванны, которые младенец принимает при смене пеленок, переодевании, подготовке к купанию, подмывание и гигиенические ванны с заключительным обливанием прохладной водой – все это те первые в жизни ребенка закаливающие процедуры, которые допускают в период новорожденности сторонники этой точки зрения.

Но достаточно ли такого закаливания для того, чтобы действительно повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям, спрашивают другие. Так ли уж беззащитен перед ними новорожденный? Ведь возможности его адаптационных механизмов необычайно высоки.

Иначе и не может быть. Без этого он погиб бы сразу после рождения, как рыбка выброшенная из воды, – 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в совершенно других условиях.

Скорость адаптивных реакций у новорожденных также чрезвычайно высока. Перестройка функционирования их организма начинается практически мгновенно – с первого крика, первого вдоха.

Именно поэтому ребенок без вреда для здоровья мог родиться в оленьей упряжке при 30–40°C мороза, при 50°C жары в финской или русской бане, он переносил купание в ледяной купели и обтирание снегом. Это все прежние обычаи, которыми сопровождалось появление человека на свет.

В основе этих обычаев лежал народный опыт, в соответствии с которым кратковременное, но достаточно сильное воздействие на новорожденного низких температур оказывает на него благоприятное влияние – оно как бы дает толчок защитным силам организма, после чего ребенок хорошо развивается.

Вот что писал известный в прошлом доктор В. Н. Жук: «Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца (плюс 8 градусов Реомюра, плюс 10 градусов Цельсия. – Ред.), развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид… Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена… Кожа краснеет и приятна на вид: дитя смотрится полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя 4–6 недель слабый ребенок неузнаваем».

Установлено, что высокие темпы адаптации сохраняются у ребенка во всем периоде новорожденности, поскольку в это время малыш приспосабливается к новым условиям жизни. А затем, если адаптационные механизмы не тренировать, их возможности быстро снижаются… за ненадобностью, так как младенец находится в комфортных условиях.

Родители защищают его от неблагоприятных воздействий внешней среды теплой одеждой, что помогает до поры до времени. Потому что ослабление, сведение адаптационных систем организма на низкий уровень активности делает ребенка беззащитным даже перед легким сквозняком и охлаждением.

Выходит, в то время, когда система адаптации у ребенка работает наиболее эффективно, его практически не закаливают. И рекомендуют приступать к осторожному закаливанию уже после того, как скорость его приспособительных процессов пошла на убыль, когда возможности организма уже во многом утрачены и их нужно восстанавливать.

Назовем еще два серьезных недостатка в этой системе «осторожного» закаливания детей.

Во-первых, перепады температур при таком закаливании значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10–12°C, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0,5–1°C за 3–6 дней.

Во-вторых, закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на организм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин, «на закаливание отводится 5–6 минут, а на изнеживание… остальные 1434 минуты каждые сутки».

По мнению Ю. Н. Чусова, автора ряда книг о закаливании, для хорошего эффекта мало всего лишь систематически и постепенно проводить закаливающие процедуры – такие воздействия должны быть достаточно интенсивными и продолжительными.

Сторонники другой точки зрения на закаливание считают, что нужно для повышения сопротивляемости организма ребенка использовать те уникальные возможности, которые дала ему природа в период новорожденности; за основу взять не закаливающие процедуры, а такой образ жизни ребенка, который бы обеспечивал постоянную работу адаптивных систем его организма.

Как это выглядит на практике?

Вот как пишет Б. П. Никитин:

«Ребенок бывает голеньким или в одной распашонке все время, пока не спит или когда его мама кормит. Он свободно шевелит ручками и ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинеют. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптивная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, что она у него работает – холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма.

В первые два-три дня малыш может иногда икать, но это тоже процесс привыкания к новому тепловому режиму. Икота проходит сама и прекращается, когда малыша заворачивают для сна в комнате в одну-две пеленки. Засыпать ему лучше с теплыми ножками. Для этого маме необходимо взять стопы в свои теплые руки или даже подышать на них…

В комнате стараемся поддерживать температуру 17–19°C. Если малыш находится в ней голеньким то:
– тонус мышц у него повышен, то есть они напряжены, чтобы больше вырабатывать тепла (видимо, это главный способ согрева), и мышцы при этом развиваются;
– прохлада всегда бодрит и делает движения особенно приятными;
– пеленки и одежки не стесняют движения;
– терморегуляторы организма включаются в работу и переводят всю защитную систему организма на другой режим.

Важно только помнить: если малыш перестал двигаться, расслабился, значит, его надо одевать или завернуть в пеленку – согреть».

Таким образом, продолжительность закаливающей процедуры в данном случае определяет сам ребенок, вернее, его родители по изменению состояния малыша. Поначалу у физиологически незрелого младенца эта процедура может занимать лишь 5–10, а у зрелого – порой сразу 60 секунд.

По мере привыкания ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается, и вскоре малыш весь период бодрствования проводит либо голеньким, либо в одной распашонке. Такие дети практически не подвержены простудным заболеваниям.

Подобный образ жизни ребенка чрезвычайно полезен для его психомоторного развития.

Малыш быстрее осваивает различные движения, раньше начинает садиться, вставать в кроватке, ползать…

Благотворно он сказывается и на состоянии кожных покровов младенца, что особенно важно для незрелых детей со склонностью к аллергическим заболеваниям, в частности диатезу: «…кожа малыша в таких условиях не нуждается ни в частых подмываниях, ни в ежедневных купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой, здоровой и бархатистой на ощупь.

Опрелости, сыпь, покраснения, полученные им в родильном доме, исчезли буквально в несколько дней и больше не появлялись».

Хорошее закаливающее воздействие оказывает использование холодной воды из-под крана для подмывания ребенка (воду набирают в ладонь).

Занятия плаванием с детьми грудного возраста уже далеко не является новостью для большинства родителей. Однако до сих пор многие относятся к нему очень настороженно. Ведь это так необычно – совсем меленький ребенок и вдруг спокойно ведет себя в воде, абсолютно не свойственной среде для жизни человека. Попробуем разобраться, являются ли водные занятия с малышами полезными или вредными. Стоит ли заниматься таким необычным для грудничка занятием?

Вспомним, что весь свой «исторический промежуток» беременности развивающийся малыш проводит в полости матки, окруженный со всех сторон амниотической жидкостью, которая выполняет ряд важных функций для его роста. Околоплодные воды служат естественной защитой младенца от воздействий внешней среды, а также принимают активное участие в обмене веществ.

Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом.

Этот факт не прошел незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка? Если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней.

Энтузиасты этой идеи спонтанно возникали в разных местах, но популярности у метода не было. Разве что на экспериментаторов смотрели как на людей чудаковатых. Иногда их просто называли вредителями здоровья своих детей.

Чтобы увидеть, как детки могут плавать в обычной ванне и какое удовольствие доставляет им плавание, вам достаточно посмотреть данный видео-обзор:

Как все начиналось

В 60-х годах прошлого века инструктор-спасатель Чарковский в специально сконструированной емкости пытался выхаживать свою недоношенную дочь и добился потрясающих успехов. Его ребенок плавал как морское млекопитающее. В три месяца жизни по развитию девочка стала опережать детей ее возраста на физическом и интеллектуальном уровне. Через несколько месяцев дочь уже плавала в бассейне для взрослых, обладая прекрасным ночным видением, и могла погружаться на глубину несколько метров.

Заинтересованные люди стали приглашать Игоря Чарковского в родильные дома, в Дом Ребенка, где он проводил свою методику с недоношенными детьми в водоемах собственных конструкций. Результаты превзошли все ожидания. Способ был прост, безопасен и эффективен, но крайне необычен. Он шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным.

Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста. Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии.

Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 70-х годов. Больше содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с мамами проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.

В чем смысл грудничкового плавания

Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии.

Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечнососудистой системы, развивает костно-мышечный аппарат, функции печени и почек. Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему.

Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта.

Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.

Как плавание действует на отдельные органы и системы

Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца. Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка .

  1. Сердечнососудистая система.

Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.

  1. Система органов дыхания.

Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.

  1. Центральная нервная система.

Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.

  1. Костно-мышечный аппарат.

Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы. Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.

  1. Мочевыделительная система.

Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.

  1. Кожные покровы.

Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.

Обратите внимание : как видим, плавание является универсальным стимулятором всех жизненно важных функций организма ребенка и положительно сказывается на деятельности практически всех органов.

Какие существуют показания к грудничковому плаванию

Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо. Что же это за заболевания и патологические процессы?

  • состояния напряжения мышц (гипертонуса);
  • мышечной вялости (гипотонуса);
  • низкого веса при рождении (менее 2,5 кг);
  • детей, рожденных после кесарева сечения;
  • заболеваний суставов (дисплазий, артрозов);
  • врожденных костно-мышечных дефектов;
  • кривошеи;
  • детского церебрального паралича.

В каких случаях не следует заниматься плаванием детям грудного возраста

Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша.

Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:

  • острые воспалительные процессы с повышенной температурой;
  • кожные заболевания с выделениями;
  • раны;
  • гнойные процессы;
  • психические заболевания с судорожными припадками;
  • патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;
  • прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;
  • инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.

Более детально о показаниях и противопоказаниях к проведению водных процедур рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Самым оптимальным сроком начала занятий считаются три недели после рождения младенца. Через 2.5-3 месяца рефлексы утрачиваются. Ребенка научить плавать будет очень тяжело. В этом случае придется откладывать занятия до 3-4 лет, когда малыш будет способен понимать и выполнять команды.

Начинать грудничковое плавание можно как в домашней ванне, так и в общем большом бассейне. Главное – с родителями.

Если вы хотите узнать, как научить ребенка плавать и нырять в бассейне, посмотрите данный видео-обзор:

Важно : для первого занятия необходима помощь опытного инструктора.

Температура воды в начале процедур должна составлять 35-36 градусов. Затем ее постепенно надо понижать. При этом ребенок должен чувствовать себя комфортно. Некоторые родители плавают с детьми и при низких температурах воды. Эффект закаливания при этом очень высокий. Но тут важно понимать цели процедуры и не переусердствовать

Обратите внимание : Во время купания ребенок должен быть полностью в воде. Если он погружен частично, то может просто замерзнуть, даже при активных движениях.

Продолжительность плавания подбирается индивидуально. В некоторых случаях дети находятся в воде около часа. Но обычно до 30 минут.

Разработаны специальные упражнения во время занятий. Каждое из них учитывает особенности ребенка, вероятные болезни. Выполнять упражнения необходимо после советов врача и инструктажа специалиста.

Есть ли вред от грудничкового плавания

Об этом споры не утихают уже не один десяток лет. Однозначного ответа на поставленный вопрос на данный момент нет, так как ни у нас в стране, ни за рубежом не проводилось масштабных многофакторных исследований этого вопроса.

Мы даже не будем поднимать проблему детской смертности в результате неумелых действий взрослых и захлебывании ребёнка. Давайте отбросим эмоции и посмотрим на саму суть плавательного рефлекса у новорожденного. Этот защитный рефлекс, необходим младенцу для спасения жизни в критической ситуации; он помогает удержаться на воде несколько секунд, пока кто-то из взрослых не выхватит ребёнка из воды.

Что происходит при обучении плаванью в первые недели жизни? Искусственное стимулирование этого рефлекса, т.е. мы своими руками специально и регулярно создаём для ребёнка стрессовую ситуацию, ставим его в условия, которые малышом воспринимаются, как угроза жизни. Как это может повлиять на его развитие с течением времени – не знает никто.

Более того, природа сочла необходимым, чтобы плавательный рефлекс у ребёнка спустя некоторое время угас. Во что выльется противостояние естественным процессам у конкретно вашего малыша? Вряд ли нам кто-то когда-то об этом расскажет. Ко всему, если человек научился плавать в более зрелом детстве или уже будучи взрослым, он будет это уметь делать до конца своих дней. А вот развитое умение плавать грудничка всё равно исчезнет с течением времени, и потом уже повзрослевшего ребёнка вновь придётся обучать азам.

О вреде грудничкового плаванья говорит и ряд детских врачей, отмечающих, что у плавающих младенцев риск возникновения болезней верхних и нижних дыхательных путей в 4 раза выше, чем у детей, которые не занимаются плаванием. У многих крох при этом страдает и ЖКТ. Это вызвано наличием в воде бассейнов соединений хлора, которые пагубно действуют на незрелую иммунную систему младенцев, особенно при заглатывании воды.

Бьют тревогу и психологи, утверждающие, что подросшие груднички-ныряльщики часто гиперактивны, не умеют поддерживать душевное равновесие, склонны к занятиям экстремальными видами спорта и приступам неконтролируемого возбуждения, теряют чувство опасности.

Как видите, при рассмотрении проблемы грудничкового плаванья, можно встретиться с абсолютно полярными мнениями. А где же истина? Истина как всегда, скорее всего, где-то посредине.

Хотите знать, как не навредить ребенку, купая его? О безопасности водных процедур в данном видео-обзоре рассказывает врач физиотерапевт:

Чумаченко Ольга, педиатр

С удовольствием приглашаем всех детей от 3 месяцев до 5 лет и их родителей на занятия по грудничковому и детскому плаванию!

Вода – это мощный источник природной энергии, правильно используя которую, ваш малыш может достичь наиболее оптимального здоровья и развития. Человеческий организм так устроен, что к пяти годам некоторые органы, которые играют очень важную роль, завершают свое развитие: печень, мозг, железы внутренней секреции. Раннее плавание, движение в воде благоприятно влияет на их гармоничное развитие.

Вода помогает преодолеть многие психологические барьеры: малыш раскрепощается, снимается внутреннее напряжение, он становится более коммуникабельным, жизнерадостным. Вода «настраивает на позитив» не только ребенка, но и его маму, помогая избавиться от послеродового стресса и депрессии.

Наша цель – научить ребенка и взрослого, как вести себя в бассейне и что делать, чтобы ребенок привык к водеи подружился с ней. Мы занимаемся с семьями, учим взаимодействовать детей и взрослых при помощи грудничкового и детского плавания, весело и приятно проводим время вместе.

Программы рассчитаны на занятия с 3-х месячного возраста и до 5 лет. Занятия проводят квалифицированные опытные инструкторы. Группы формируются по возрасту:

    1.Мама+грудничок

    2.Мама+малыш

    3.Взрослый ребенок

Продолжительность занятия - 40 минут. Расписание занятий

Для детей до года программы построены на поддержание врожденных рефлексов и преобразование их в устойчивые навыки. Водные процедуры и плавание в бассейне для грудничков являются неотъемлемой частью адаптации к окружающему миру. Во время подобных занятий снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Сон становится крепче, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. У малыша совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Для детей старше года программы построены в игровой форме с чередованием посильных физических нагрузок. Упражнения направлены на развитие навыков раннего плавания. Наши инструкторы научат деток правильно дышать и не бояться воды. И ребята даже не заметят, как поплывут сами.

К трем с половиной – четырем годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания и их уже можно отдавать в секцию плавания, где они занимаются без родителей. В этом периоде занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес малыша. Занятия включают в себя обучение плаванию в бассейне и правилам безопасности на воде.

Для посещения бассейна необходимы:

    1.Справка в бассейн:

    – для родителя от терапевта (включающая результаты анализа кала на яйцеглист и соскоба на энтеробиоз)

    – для ребенка от педиатра (включающая результаты анализа кала на яйцеглист и соскоба на энтеробиоз)

    2.Плавки или купальник

    3.Шапочка для бассейна

    4.Резиновые тапочки

    5.Полотенце

    6.Специальный памперс для плавания (можно приобрести у нас перед занятием) и эластичные плавки сверху – детям до 2 лет. Дети после 2 лет допускаются на занятия в плавках, при условии, что ребенок просится в туалет

    7.Подстилочная пеленка (для самых маленьких)

Присоединяйтесь!

Каждый родитель хочет, чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым. Сегодня есть масса развивающих методик для грудничков, позволяющих воплотить желание в жизнь. В том числе и грудничковое плавание. Действительно ли это столь полезное занятие или просто дань моде, когда можно начинать плавать, дома или в бассейне - вопросов много. Пришла пора найти ответы на них и снабдить новоиспечённых мам и пап всей необходимой информацией, ведь любая ошибка может причинить вред любимой крохе.

Как известно, в медицине отношение к разного рода развивающим занятиям довольно неоднозначное. Вот и плавание не исключение. На территории СССР об этой методике узнали благодаря Игорю Чарковскому - спасателю-инструктору, который в 60-е годы сделал специальный резервуар для водных занятий со своей недоношенной дочкой. К 3 месяцам малышка не просто укрепила здоровье, но и существенно обогнала в развитии своих сверстников. Чарковский стал консультировать родильные дома на предмет внедрения грудничкового плавания в практику. Однако через пару лет методика была признана опасной и оказалась под запретом. И лишь в конце 70-х о грудничковом плавании снова заговорили, во многом благодаря книге о плавании новорождённых, выпущенной председателем федерации плавания Захарием Павловичем Фирсовым.

С какого возраста начинать заниматься

Пережив волнение первых купаний, вы наверняка заметили, что ваш малыш с удовольствием плещется в ванночке. А более смелые родители ещё и то, что, если кроху опустить с головкой под воду, он задержит дыхание и будет чувствовать себя вполне комфортно. Объяснение этому - врождённый рефлекс, благодаря которому малыш помнит то время, проведённое в мамином животе, плавая в жидкости. Однако к 3–4 месяцам реакция нахождения в воде начнёт сходить на нет, так что карапуза приучить к плаванию будет намного сложнее. Вывод: начинать занятия плаванием с грудничком нужно в 3–4 недели. Связано это с тем, что

  • уже затянется ранка на пупке;
  • бутуз начнёт прибавлять в весе, адаптируясь к пока ещё непривычной для себя среде;
  • врождённые рефлексы ещё не угаснут.
  • Принципы грудничкового плавания

    Успех занятий зависит от того, насколько правильно будет проведена подготовительная работа. Если составлять список принципов плавания с малышами, то, кроме уже упомянутого, начинать с 3–4 недель, можно выделить 4 позиции.

  • Принцип чистоты. Ванночка или бассейн должны быть идеально чистыми. В первом случае ёмкость нужно вымыть детским или хозяйственным мылом, а во втором - убедиться, что соблюдаются все санитарные и гигиенические нормы, попросив предоставить заключения соответствующих контролирующих организаций.
  • Принцип качества. В этом случае мы имеем в виду качество воды. Для домашнего плавания это может быть либо кипячёная, либо очищенная вода. Важно, чтобы в ней не было марганцовки или настоев трав - карапуз может глотнуть. В бассейнах обычно очищают воду хлором, что не совсем полезно для дыхательной системы малыша. А вот чистка ультрафиолетом - то, что нужно.
  • Принцип комфорта. Речь идёт о температуре воды. Рекомендованная норма - 31–32 градуса. Только вот начинать с таких низких показателей не стоит. Для первого раза водичка должна быть 36–37 градусов. Постепенно показатели снижаем до необходимых. Обратите внимание: если малыш плачет несколько минут, то, вполне возможно, что ему холодно, значит, температуру не снижайте пока. А вот если кроха вялый, неактивный, то, вероятно, ему жарко.
  • Принцип правильно выбранного времени. Занятия плаванием можно начинать через 40–60 минут после еды. Ребёнок не должен хотеть спать.
  • Методики обучения для новорождённых и грудничков

    Занятия плаванием с грудничком должны быть системными, то есть не только регулярными, но и соответствующими тем или иным проверенным методикам. На данный момент есть 3 популярные системы работы, каждая из которых проверена не одним поколением грудничков.

    Методика Фирсова

    Цель работы по этой системе состоит в том, что к году карапуз должен:

  • держаться на воде 20–30 минут;
  • неглубоко нырять (за игрушкой или просто так);
  • уметь прыгать с невысокого мостика в воду, не паникуя при этом.
  • Работа над достижением поставленной цели идёт постепенно. Начинается с объяснения крохе, что он будет плавать, затем малыша опускают в воду, а после завершения периода адаптации к воде ребёнка, поддерживая под животик или спинку, кладут на воду.

    Методика Чарковского - очень спорная, будьте осторожны!

    Стоит отметить, что эта система занятий была разработана для недоношенных детей, так что она может и не подойти деткам, родившимся в срок. Принцип Чарковского в неожиданности и резкости: малыша быстро погружают под воду с головой, затем достают и без промедления сразу же погружают снова. Одно занятие проходит не менее 30–40 минут. За короткий миг выныривания кроха успевает глотнуть воздух, а вот в то время, пока кислорода в организме нет, происходит питание головного мозга в более интенсивном режиме за счёт реакции организма на опасность. Такие стрессы помогают интенсивнее развиваться физически и умственно.

    Методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга - в результате длительного ныряния у малыша развивается гипоксия. Самостоятельно реализовывать на практике методику Чарковского затруднительно и даже опасно для жизни ребёнка.

    Методика Владимира Гутермана - самая востребованная на сегодняшний день

    В 60–70 годы автор работал в крупнейшем открытом бассейне в Европе «Москва», где проводил наблюдения за детьми, занимающимися лечебным и спортивным плаванием. В дальнейшем этот опыт был систематизирован в собственную методику. Она состоит из 4 этапов:

  • до 3-месячного возраста (массаж, гимнастика, имитирующая плавание, собственно занятие в воде);
  • с 3 до 6 месяцев (малышу объясняют, как плавают, показывают элементы упражнений, поддерживают), так сказать, разговорный этап;
  • с 6 до 9 месяцев (дети плавают самостоятельно, ныряют);
  • с 9 месяцев маленькие пловцы сами плывут, ныряют за игрушками.
  • Плюсы этой активности для грудничка

    Задумавшись о занятиях плаванием с младенцем, родители должны чётко понимать: их цель - не воспитание олимпийского резерва, а укрепление здоровья карапуза. Плавание позволяет добиться в этом очень высоких результатов, а именно:

  • приучает ребёнка к перепадам температуры воды, что способствует укреплению иммунитета, а значит, и сокращает риск подхватить простуду;
  • помогает оформиться мышечному корсету и определяет правильность осанки в будущем;
  • значительно быстрее (в сравнении с массажем и поглаживаниями) совершенствует двигательную систему, то есть укрепляет/расслабляет мышцы рук, ног, спинки, шеи, а это, в свою очередь, позволит малышу быстрее сесть, начать ползать и ходить;
  • для поглощения большего объёма кислорода организм выделяет эритроциты, которые повышают гемоглобин в крови;
  • нормализует артериальное давление;
  • прочищаются гайморовы пазухи, вымываются вредные бактерии и аллергены, что уменьшает риск появления насморка;
  • успокаивающе действует на малыша, он быстрее и крепче засыпает, не создавая дополнительные беспокойства мамочке, связанные с частыми пробуждениями ночью;
  • находясь в воде, ребёнок учится выражать себя жестами, движениями, то есть мама начинает лучше понимать своего кроху;
  • учит малыша без боязни относиться к водоёмам.
  • Главный принцип плавания с малышом - процесс должен доставлять удовольствие

    Аргументы против: возможный вред

    У любой медали есть обратная сторона, и плавание не исключение.

  • Если не соблюдаются температурные и другие нормы, то у малыша могут возникнуть болезни верхних и нижних дыхательных путей. А при плавании в бассейне эта вероятность становится в 4 раза выше, чем у тех карапузов, которые не занимаются плаванием.
  • Существует риск возникновения проблем с ЖКТ, так как малыш заглатывает воду в процессе занятий.
  • Некоторые психологи считают, что детки, с которыми занимались грудничковым плаванием, в будущем могут стать гиперактивными, им будет трудно поддерживать душевное равновесие. А также, став взрослыми, они часто начинают увлекаться экстремальными видами спорта. И всё потому, что в раннем возрасте они теряют чувство опасности.
  • Обратите внимание, что аргументы касаются случаев, когда занятия проводятся по всем правилам. А перечислять вред от плавания с нарушением принятых норм можно бесконечно. Сюда же относят и детскую смертность из-за неосторожного обращения с младенцем в воде.

    Когда плавать необходимо

    К сожалению, очень много карапузов рождается с отклонениями в здоровье. Но некоторые из этих нарушений успешно корректируются плаванием:

  • гипертонус мышц (чрезмерное напряжение мышц);
  • гипотонус мышц (слабость мышечного корсета);
  • низкий вес (меньше 2,5 кг);
  • дисплазия, артрозы суставов;
  • врождённые дефекты в костно-мышечной ткани;
  • кривошея;
  • Противопоказания

    Очень важно обратить внимание и на ситуации, когда занятия плаванием ребёнку могут усугубить и без того серьёзные проблемы со здоровьем:

  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, когда необходима фиксация ручек и ножек;
  • врождённые пороки сердца;
  • дерматиты гнойного характера;
  • судорожные припадки вследствие неврологических расстройств.
  • Занимаемся дома

    Малыши очень чутко реагируют на настроение взрослых, так что приступайте к занятиям в хорошем расположении духа. И ещё: вам должно быть удобно.

    Подготовка

    Не надейтесь, что долго простоите, склонившись над ванной, - поставьте стул. Приготовьте чистую пелёнку или мягкое полотенце, чтобы вытереть маленького пловца после занятия.

    Это интересно. При отсутствии сквозняков, педиатры советуют немного промокать кожу ребёнка и нести его в комнату голышом - это один из элементов закаливания.

    Чтобы молодые родители не нервничали, в качестве средства безопасности можно использовать надувной спасательный круг или специальную шапочку с прокладкой из пенопласта. Все действия с малышом в воде нужно сопровождать спокойным и уверенным голосом.

    Общение с водой нужно начинать с погружения ручки, а затем ступни карапуза. И не забывайте все действия сопровождать своими комментариями.

    Поддержка малыша может осуществляться в двух вариантах: под затылок (малыш лежит на спинке, а взрослый подхватывает его головку под затылок) и под подбородок (кроха лежит на воде на животике, подбородок на ладони взрослого).

    Упражнения

    На самом деле, плавание в домашних условиях может быть столь же захватывающим, как и в бассейне. Нужно только подобрать подходящие упражнения. Важно, чтобы они были одобрены педиатром.

    Все упражнения для плавания должны быть одобрены педиатром, а в идеале ещё и хирургом и неврологом

    «Повороты и толчки»

    Инструкция:

  • Ножки карапуза приближаем к стенкам ванны.
  • После того как малыш почувствует опору под ножками, он оттолкнётся, а затем и перевернётся со спины на живот.
  • Помощь родителя в этом упражнении сводится к минимуму: поддержать кроху в процессе толчка и переворота.

    «Плескания»

    Упражнение выполняется лёжа на воде на животике. Поддерживая малыша за подбородок нужно показать ему, какие забавные круги на воде образуются от плесканий.

    «Догоняем кораблики»

    Инструкция:

  • Кладём малыша на живот, поддерживаем за подбородок.
  • Перед карапузом выставляем игрушку.
  • Пробуем до неё достать, приговаривая: «Смотри, наш кораблик уплывает, давай догонять!» Со временем можно прибавлять скорость и увеличивать дистанцию до цели.
  • «Восьмёрочка»

    Это упражнение можно начинать тогда, когда малыш освоит движение по прямой линии.

    Инструкция:

  • Выкладываем ребёнка на спинку или животик, поддерживая соответствующим образом.
  • Подобрав подходящую скорость, имитируем рисунок цифры 8.
  • «Катаемся на качелях»

    Инструкция:

  • Выкладываем ребёнка на живот, поддерживаем за подбородок.
  • Следим, чтобы головка оставалась над водой, и имитируем плавание вперёд-назад, вверх-вниз. Для этого погружаем и поднимаем малыша плавными движениями.
  • «Ныряем!»

    Упражнения вызывает страх у некоторых родителей, но дети, как правило, его не боятся, более того, некоторые даже ждут с нетерпением.

    Инструкция:

  • Начинаем с теоретического этапа. В течение 10 дней регулярно произносим слово «Ныряем!» и дуем в личико малышу. Кроха инстинктивно закроет глазки и задержит дыхание.
  • Добавляем немного воды: после произнесения фразы брызгаем карапузу в лицо водичкой.
  • Произносим ключевую фразу и на 1–2 секунды опускаем малыша под воду с головой. Постепенно увеличиваем время пребывания под водой до 5–6 секунд.
  • Это интересно. Ныряние начинаем только после того, как малыш уже немного накупался.

    Как научить малыша плавать дома в ванне - видео

    Плавание в бассейне

    В зависимости от своих предпочтений родители выбирают занятия в бассейне групповые или индивидуальные.

    Подготовка

    Очень важно, чтобы малыш был правильно собран в бассейн. Нужно взять:

  • трусики для купания (для совсем маленьких это может быть специальный подгузник для купания);
  • полотенце тёплое и большое;
  • шапочку, которую вы наденете сразу после занятия, чтобы не застудить ушки;
  • средство для купания детей, чтобы смыть воду бассейна после занятия;
  • круг для купания (на всякий случай для собственного успокоения);
  • игрушки для малыша, которые он любит, допустимые в бассейне.
  • Приспособления для плавания - фотогалерея

    Шапочку для купания можно сделать самостоятельно: достаточно закрепить по ободку пенопластовые блоки Спасательный круг в ванной нужен больше для успокоения родителей, чем для малыша Шапочка для купания позволит не намочить волосы, но вот от попадания воды в ушки вряд ли защитит
    Многие производители товаров для детей выпускают специальные плавки-подгузники

    Всё, что нужно знать о занятиях в бассейне

    Если ребёнок привык к тренеру, хорошо на него реагирует, то мама и вовсе может не заходить в воду, а наблюдать за процессом у бортика.

    В среднем занятие в бассейне длится около 90 минут. Из них 20–25 уходят на предварительный разогревающий массаж малыша. Правда, первый урок длится всего 10 минут, каждую последующую тренировку время прибавляется, и за месяц вы придёте к среднему хронометражу.

    Упражнения для занятий в бассейне идентичны тем, которые применяются при тренировках в ванной.

    Это интересно. Плавание можно совместить с закаливанием. Для этого некоторые родители обливают карапузов холодной водой после занятия, но мало кому из подопечных эта процедура приносит удовольствие. Поэтому врачи рекомендуют просто дать тельцу обсохнуть, не вытирая его, – это также эффективный приём закаливания.

    Комплекс упражнений с грудным ребёнком в бассейне - видео

    Преимущества уроков плавания дома и в бассейне - таблица

    В ванной В бассейне
    Комфорт для ребёнка Новорождённый ребёнок ещё только привыкает к новой обстановке, поэтому детям до месяца рекомендуется заниматься в специальной детской ванночке с мамой рядом. Так ребёнок будет чувствовать присутствие мамы рядом, а небольшое пространство не вызовет страх. Очень часто новорождённые дети пугаются большой воды, посторонних звуков, шума. Ведь в бассейне занимаются не только они, но и другие дети. Именно поэтому рекомендуется приводить в бассейн детей в возрасте двух-трёх месяцев.
    Занятия с тренером Начинать упражнения по раннему плаванию врачи рекомендуют только в присутствии специалиста. Когда мама немного освоится, можно заниматься самостоятельно. Но часто на дом вызвать тренера проблематично и дорого. В бассейне можно подобрать индивидуальный график, выбрать понравившегося инструктора и быть полностью уверенным, что занятия пройдут правильно и с пользой.
    Безопасность Очень часто мамы, которые пытаются заниматься грудничковым плаванием самостоятельно, не знают принципов и методики занятий. Вода может попасть в лёгкие младенцу, а это опасно для жизни. В бассейне занятия проходят только под контролем опытных специалистов, поэтому ребёнок и мама находятся в полной безопасности.
    Упражнения в группах Очень часто малыши не хотят плавать самостоятельно: им страшно, неинтересно и т. д. Дома нет возможности проводить упражнения с несколькими детьми. В группе ребёнок обращает внимание на своих сверстников. Когда малыш видит, что другие плавают с удовольствием, ему не так страшно попробовать самому новые задания и упражнения.
    Условия В этом плане домашняя ванночка выходит на первое место. Мама может подготовить кипячёную воду без хлора, хорошо вымыть ванночку или большую ванну, и может быть уверена, что никакие инфекции не страшны её малышу. Часто хлор, которым обеззараживают воду, становится причиной появления аллергических реакций, проблем с органами дыхания и пищеварением, при проглатывании воды из бассейна. Есть риск подхватить какую-то инфекцию.

    Мнения педиатров

    Медики в большинстве своём настроены очень положительно относительно грудничкового плавания. Правда, многие из них советуют всё же заниматься дома, чтобы уменьшить риск попадания вредных микроорганизмов в пищеварительный тракт малыша, а также на его кожу . Евгений Олегович Комаровский, как его коллеги, настаивает на том, что плавание полезно только тогда, когда оно проводится с соблюдением всех мер предосторожности, и малыш в хорошем расположении духа. Кроме того, педиатры часто делают акцент на том, что купание в прохладной воде способствует крепкому сну младенца, а также является важной ступенью процесса закаливания.

    Доктор Комаровский о плавании для грудничков - видео

    Что дает ребенку плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, способствуют раннему развитию, стимулируют обменные процессы, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость. Особенно полезна вода для недоношенных детей: тело в ней теряет 9/10 своего веса и почти не тратит сил на преодоление гравитации. За счет этого малыши быстрее догоняют своих "сухопутных" сверстников, родившихся с нормальным весом. Специалисты и родители используют плавание как средство закаливания детей с самого раннего возраста: ребенка постепенно приучают к прохладной воде и его организм становится более устойчивым к инфекциям. Причем это долговременный эффект – ведь фундамент здоровья закладывается на первом году жизни.
    Для многих родителей купание новорожденных и вообще водные занятия с грудничками - непростое дело. Бывает, что очень сложно научить ребенка не бояться воды, спокойно двигаться в ней, плавать и нырять. Поэтому важно сразу обратиться к профессионалу в этой области и заложить правильную основу техники плавания. До рождения ребёнок находится в околоплодной жидкости, т.е. фактически в водной среде, поэтому новорожденный малыш не знает что такое боязнь воды. По этой причине важно начать учить ребёнка плавать как можно скорее после рождения - он будет чувствовать себя в воде комфортно и естественно. Без закрепления этот плавательный рефлекс к трем месяцам угасает и купание станет для ребенка новым знакомством с водой. В домашней ванне можно начинать заниматься с первых дней жизни ребенка. А оптимальным временем для начала занятий в бассейне является возраст 3-4 месяцев.

    Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки. Все это в полной мере относится и к обучению плаванию дошкольников . Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности, поэтому все занятие с дошколятами мы превращаем одну большую игру. В дошкольном возрасте не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавания. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет развиваться и совершенствоваться навык плавания. Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в формировании привычки заниматься физкультурой и спортом, а так же освоении элементарной техники плавания основными стилями (кроль, брасс, баттерфляй, плавание на спине).

    Для детей разного возраста я предлагаю различные формы обучения плаванию:

    Детки 1- 4 месяцев - грудничковое плавание в ванной
    Вместе с вами и вашим малышом мы освоим основные поддержики и приемы плавания, технику ныряния, будем заниматься аквагимнастикой и закаляться. Плавание рекомендуется проводить после небольшого комплекса гимнастики: готовим мышцы и суставы малыша к занятию в воде. Поэтому комплекс такого занятия включает в себя:
    - гимнастику состоящую из пассивно-активных упражнений на столе;
    - гимнастику на фитболе;
    - динамическую гимнастику (по желанию родителей)
    - собственно плавание в ванной
    По времени занятие длится 35-40 минут. Стоимость 1200 рублей.

    Дети от 3 месяцев до 3 лет - плавание в бассейне (родитель+ребенок)
    Занятия проходят в группах 7-10 человек в игровой форме очень весело и интересно!
    Основные цели курса раннего плавания: научить малышей не бояться воды; обучить их навыкам плавания и ныряния; развитие координации движений; развитие гибкости и способности к расслаблению; формирование привычки к совместному, здоровому и активному времяпрепровождению детей и родителей.
    Занятие состоит из нескольких частей:
    - приветствия и знакомства;
    - разминки (аквагимнастика, элементы динамической гимнастики);
    - плавание на животе и на спинке;
    - упражнения у бортика;
    - ныряние, плавание под водой, прыжки с бортика;

    Танцы под детскую музыку;

    Плаваем используя колечки, доски, нудлсы, круги и прочие плавприспособления и конечно же играем в игры:-)

    Родителям: купальный костюм, обувь с прорезиненной подошвой, шапочка, полотенце.

    Детям: специальные плавательные трусы (или специальные подгузники для плавания); детям умеющим ходить – обувь с прорезиненной подошвой, полотенце; детям старше 2 лет - шапочка.

    Необходимые документы:

    Медицинская справка для посещения бассейна для родителя (анализы на яйца глист, энтеробиоз, справка от дерматолога);

    Медицинская справка для посещения бассейна для ребенка (анализы на яйца глист и энтеробиоз (для детей старше 1 года), справка от педиатра)

    Дети от 3 до 7 лет - плавание в бассейне (дети без родителей)

    Занятия проходят в группах 10-12 человек; в игровой форме мы будем осваиваться с водой, заниматься аквагимнастикой, выполнять упражнения для изучения облегченных способов плавания основными стилями, учиться нырять и плавать под водой, заниматься с различным водным инвентарем.

    Что необходимо иметь для занятий:

    Плавательные трусы либо купальник, обувь с прорезиненной подошвой, полотенце, шапочка для плавания, плавательные очки (можно не с первого занятия).

    Необходимые документы:

    Медицинская справка от педиатра с анализами на яйца глист и энтеробиоз.

    Место и время проведения занятий:

    База в ДГП №150 (филиал 1) проспект 40 лет октября, д.25 (ст.м. Люблино)

    Описание бассейна: Длина 7 м, Ширина 3 метра, Глубина 90-120 см; температура воды 32 градуса

    Расписание:

    Вторник 17.00 - 17.45 (3 месяца - 1,5 года)

    17.45 - 18.30 (1,5 - 3 года)

    База в ДГП № 150 (филиал 3) ул. Цимлянская д. 22 (ст. м. Люблино)

    Расписание:

    Ч етверг 17.00 - 17.45 (3 месяца - 1,5 года)

    17.45 - 18.30 (1,5 года - 3 года)

    18.30 - 19.10 (индивидуальное занятие)

    База в ДГП №150 ул.Братиславская, д.1 (ст.м.Братиславская)

    Описание бассейна: Длина 12 м, Ширина 5 м, Глубина 80-130 см; температура воды 30 градусов

    Расписание:

    Вторник 17.20 - 18.00 (индивидуальное занятие)

    18.00 - 18.45 (3 -4 года)

    Пятница 17.20 - 18.00 (индивидуальное занятие)

    18.00 - 18.45 (3 - 4 года)

    18.45 - 19.30 (индивидуальное занятие)

    Стоимость занятий в поликлинике № 150:

    Ребенок без родителя:

    Разовое посещение 500 рублей

    Оплата занятий производится в отделении платных услуг поликлиники.

    База в ДГП№148 ул.Белореченская, д.26 корп.1 (ст.м. Люблино, Братиславская)

    Описание бассейна: Д лина 5 м, Ширина 12 м, Глубина 90-120 см; температура воды 32 градуса

    Расписание:

    Среда 16.20 - 17.00 (индивидуальное занятие)

    17.00 - 17.45 (3 месяца - 3 года)

    17.45 - 18.30 (3 - 4 года)

    18.30 - 19.15 (5 - 7 лет)

    Суббота 10.00 - 10.40 (3 месяца - 1,5 года)

    10.45 - 11.30 (3 - 4 года)

    11.30 - 12.15 (1,5 года - 3 года)

    12.15 - 13.00 (5 - 7 лет)

    13.00 - 13.40 (индивидуальное занятие)

    база в ДГП №148 (филиал 2) Перервинский бул., д.18 корп.1 (ст.м. Братиславская, Марьино)

    Описание бассейна: Д лина 5 м, Ширина 15 м, Глубина 120-150 см; температура воды 30 градусов

    вторник 11.30 - 12.15 (3 месяца - 3 года)

    Четверг 11.30 - 12.15 (3 месяца - 3 года)

    12.20 - 13.00 (индивидуальное занятие)

    Стоимость занятий в ДГП №148:

    Родитель+ребенок:

    Разовое посещение - 800 рублей

    Гибкий абонемент (на 5 занятий) - 3500 рублей (700 руб/занятие; есть возможность переноса занятий: абонемент действителен в течение двух месяцев с дня приобретения; о переносе занятия необходимо сообщить не позднее чем за 3 часа до начала занятия )

    Жесткий абонемент (на 5 занятий) - 3000 рублей (600 руб/занятие; без возможности переноса занятий)

    Гибкий абонемент (на 10 занятий) - 6000 рублей (600 руб/занятие; есть возможность переноса занятий: абонемент действителен в течение трех месяцев с дня приобретения; о переносе занятия необходимо сообщить не позднее чем за 3 часа до начала занятия)

    Жесткий абонемент (на 10 занятий) - 5000 рублей (500 руб/занятие; без возможности переноса занятий)

    Ребенок без родителей:

    Разовое посещение 500 рублей

    Абонемент на 4 посещения в месяц 1600 рублей

    Абонемент на 8 посещений в месяц 2800 рублей

    Абонементы в группу "ребенок без родителей" приобретаются на календарный месяц с 1го по 1ое число.

    Индивидуальное занятие 1500 рублей

    Оплата занятий производится в отделении платных услуг поликлиники по безналичному расчету.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.