Принцессу Диану могли спасти? Загадка смерти Леди Ди. Леди ди-версия Принцесса диана во время аварии

Диана Френсис Спенсер, Её Высочество принцесса Уэльская, родилась 1 июля 1961 года в графстве Норфолк в английской аристократической семье. Её отец Джон Спенсер, носитель титула Виконта Элторпа, происходил из древнего рода Спенсер-Черчилей, носителей королевской крови, происходившей от Карла Второго, прославившегося как «весёлый король». У Карла было 14 признанных внебрачных сыновей, получивших титул, большое количество непризнанных детей и ни одного наследника, рождённого в официальном браке. Однако, благодаря этому королю, список аристократических семейств Англии заметно пополнился.

Династия, к которой принадлежала принцесса Диана, может гордиться такими именитыми сыновьями как сэр и герцог Мальборо. Родовым владением семьи Спенсеров является Спенсер-Хауз, расположенный в квартале Вестминстер в центре Лондона. Мать Дианы Фрэнсис Шанд Кайдд тоже происходит из аристократического рода. Бабушка Дианы по материнской линии была фрейлиной королевы Елизаветы Боуз-Лайон.

Биография будущей принцессы также была вне претензий. Начальное образование будущая принцесса Диана получила в Сандрингеме, где прошло её детство. Первой учительницей леди Ди стала Гертруда Аллен, гувернантка, ранее обучавшая мать девочки. Дальнейшее образование Диана получила в частной школе Силфилд, а позднее училась в Ридлсуорт-Холл. В детстве характер будущей принцессы не был трудным, но она всегда была достаточно упряма.

По воспоминаниям учителей, девочка хорошо читала и рисовала, посвящая свои рисунки маме и папе. Родители Дианы развелись, когда ей было 8 лет, что стало сильным потрясением для ребёнка. В результате бракоразводного процесса Диана осталась с отцом, а мать уехала в Шотландию, где жила со своим новым мужем.


Следующим местом учёбы будущей принцессы Уэльской становится привилегированная школа для девочек Уэст-Хилл в графстве Кент. Здесь Диана не проявила себя в качестве усердной ученицы, а её увлечением стали музыка и танцы, и, по слухам, в молодости леди Ди не давались точные науки, и она даже несколько раз провалила экзамены.

В 1977 году в Элторпе состоялось знакомство Дианы и принца Чарльза, однако в то время будущие супруги не обратили друг на друга серьёзного внимания. В этом же году Диана на протяжении короткого времени обучается в Швейцарии, но возвращается домой из-за сильной тоски по родине. После окончания обучения Диана начала работать няней и воспитательницей в детском саду в престижном районе Лондона Найтсбридже.

Принц Чарльз и свадьба

В 1980 году Диана вновь попадает в круг общения принца Чарльза. Холостая жизнь наследника престола на тот момент являлась серьёзным поводом для беспокойства его родителей. Королеву Елизавету особенно волновала связь сына с , знатной замужней дамой, отношения с которой принц даже не пытался скрывать. В сложившейся ситуации кандидатура Дианы Спенсер на роль принцессы была с радостью одобрена королевской семьёй, Чарльзом и, по некоторым слухам, даже Камиллой Паркер-Боулз.


Принц пригласил Диану вначале на королевскую яхту, после чего поступило приглашение в замок Балморал для знакомства с королевской семьёй. Чарльз сделал предложение в замке Виндзор, но факт помолвки некоторое время держался в секрете. Официальное оглашение состоялось 24 февраля 1981 года. Символом этого события стало знаменитое кольцо принцессы Дианы - драгоценный сапфир в окружении четырнадцати бриллиантов.

Леди Ди стала первой англичанкой за последние 300 лет, которая вышла замуж за наследника престола.

Свадьба принца Чарльза и Дианы Спенсер стала самой дорогой свадебной церемонией в истории Великобритании. Торжество состоялось в Соборе Св. Павла в Лондоне 29 июля 1981 года. Церемонии венчания предшествовал парадный проезд по улицам Лондона кареты с членами королевской семьи, марш полков содружества и «Стеклянная карета», в которой прибыли Диана и её отец.

Принц Чарльз был одет в парадную форму командира флота Её Величества. На Диане было платье с 8-метровым шлейфом стоимостью 9000 фунтов, разработанное молодыми английскими дизайнерами Элизабет и Дэвидом Эмануэль. Дизайн платья хранился в строжайшей тайне от публики и прессы, платье доставили во дворец в запечатанном конверте. Голову будущей принцессы украшала семейная реликвия - тиара.


Свадьба Дианы и Чарльза была названа «сказочной свадьбой» и «свадьбой века». По подсчётам специалистов, зрительская аудитория, следившая за трансляцией торжеств в прямом эфире по главным мировым телеканалам, составила более 750 миллионов человек. После торжественного обеда в Букингемском дворце пара отправилась на королевском поезде в поместье Броадлендс, а затем вылетела в Гибралтар, откуда Чарльз и принцесса Диана начали круиз по Средиземному морю. По окончании круиза был дан ещё один приём в Шотландии, где представители прессы получили разрешение сфотографировать новобрачных.

Свадебные торжества обошлись налогоплательщикам почти в три миллиона фунтов стерлингов.

Развод

Личная жизнь венценосной семьи была не настолько сказочной и вскоре привлекла внимание общественности несколькими скандалами, в которых, как утверждает пресса, постоянно фигурировали различные любовники и любовницы. По слухам, ещё на момент предложения руки от Чарльза Диане было известно о его отношениях с Камиллой Паркер-Боулз. Впоследствии принцессе стало всё труднее сдерживать ревность и беречь репутацию семьи, так как принц Чарльз не только не прервал внебрачную связь, но и открыто признавал её. Ситуация осложнялась тем, что в лице , принявшей в этом конфликте сторону сына, принцесса Диана получила влиятельного оппонента.


В 1990 году деликатное положение уже невозможно было скрывать, и эта ситуация получила широкую огласку. В этот период принцесса Диана тоже признаётся в своих связях с тренером по верховой езде Джеймсом Хьюиттом.

В 1995 году, по слухам, Диана встретила свою настоящую любовь. Навещая друга в больнице, принцесса случайно познакомилась с кардиохирургом Хаснатом Ханом. Чувства были взаимными, но постоянное внимание общественности, от которой пара даже сбежала на родину Хана, в Пакистан, и активное осуждение родителями Хана, как его роли фактически любовника принцессы, так и свободолюбивых взглядов самой женщины, не дали роману развиваться и, возможно, лишили шанса на счастье двух действительно влюбленных людей.


По настоянию королевы Елизаветы Чарльз и Диана официально развелись в 1996 году, спустя четыре года после фактического распада их семьи. В браке с принцем Чарльзом родились двое сыновей: Уэльский и Уэльский.


После развода Диана, как утверждают журналисты, начинает отношения с кинопродюсером, сыном египетского миллиардера Доди аль-Файедом. Официально эта связь не была подтверждена никем из близких друзей принцессы, а в книге, написанной дворецким Дианы, факт их отношений прямо отрицается.

Гибель

31 августа 1997 года принцесса Диана разбилась в автомобильной катастрофе. Во время визита Дианы в Париж автомобиль, в салоне которого кроме самой принцессы находились Доди аль-Файед, телохранитель Тревор Рис Джонс и водитель Анри Поль, проезжая в тоннеле под мостом Альма, столкнулся с бетонной опорой. Водитель и Доди аль-Файед скончались мгновенно на месте происшествия. Принцесса Диана умерла спустя два часа в больнице Сальпетриер. Телохранитель принцессы выжил, но получил тяжёлые травмы головы, в результате которых ничего не помнит о моменте самой аварии.


Разбитый автомобиль принцессы Дианы

Смерть принцессы Дианы стала потрясением не только для жителей Великобритании, но и для всего мира. Во Франции в стихийный мемориал Дианы скорбящие превратили парижскую копию факела Статуи Свободы. Похороны принцессы состоялись 6 сентября. Могила леди Ди находится на уединенном острове в поместье Элторп (семейное поместье Спенсеров) в Нортгемптоншире.

Среди причин автокатастрофы называют много факторов, начиная с версии, согласно которой автомобиль принцессы пытался оторваться от преследующего их автомобиля с папарацци, и заканчивая версией относительно . До сих пор существует множество слухов и теорий о причинах смерти любимой всеми принцессы.


Опубликованный через десять лет отчёт Скотланд-Ярда подтвердил факт обнаруженного в ходе расследования двукратного превышения скорости, допустимой для движения на участке дороги под мостом Альма, а также факт наличия алкоголя в крови водителя, превышавшего допустимую норму в три раза.

Память

Принцесса Диана пользовалась искренней любовью жителей Великобритании, ласково называвшей её леди Ди. Принцесса много занималась благотворительностью, жертвуя значительные средства в различные фонды, была активисткой движения, добивавшегося запрета противопехотных мин, оказывала людям материальную и моральную помощь.

Cэр посвятил её памяти песню «Свеча на ветру», а – песню «Privacy», в которой не только высказал скорбь по принцессе, но и рассуждал о бремени постоянного внимания и сплетен, которое, возможно, косвенно виновато в смерти леди Ди.

Через 10 лет после гибели был снят фильм, посвящённый последним часам жизни принцессы. Ей посвящают песни , «Depeche mode» и «Аквариум». В её честь выпускаются почтовые марки во многих странах мира.

Согласно опросу BBC, принцесса Диана является одним из самых популярных лиц в истории Британии, опережая в этом рейтинге прочих английских монархов.

Награды

  • Королевский семейный орден королевы Елизаветы II
  • Большой крест ордена Короны
  • Орден Добродетельности специального класса

Принцесса Уэльская Диана умерла 21 год назад, но о ней до сих пор говорят и помнят. Женщина с "большим сердцем" оставила след не только в британской, но и мировой истории. Легенды и версии гибели принцессы по сей день не дают покоя поклонникам королевской семьи: пьяный водитель, попытка увернуться от папарацци или тайный заговор...

Но факт остается фактом, 31 августа 1997 года в парижской больнице Сальпетриер сердце принцессы Дианы остановилось. У Дианы осталось два сына Уильям и Гарри, за личной жизнью которых также пристально наблюдает общественность.

Интересные факты о принцессе Диане

Прежде, чем завести романтические отношения с Дианой, принц Чарльз встречался с её родной старшей сестрой, Сарой Спенсер.
Некоторое время подрабатывала уборщицей.
Диана вычеркнула из своей свадебной клятвы слова о беспрекословном повиновении мужу.
У Дианы были резкие перепады настроения: прислуга неоднократно рассказывала, что принцесса могла и одарить обслуживающий персонал, и отчитать по всей строгости за малейшую провинность, а то и ни за что — в зависимости от своего настроения.
В одном из интервью принцесса рассказывала, что предпринимала две попытки самоубийства, одна из которых была во время первой беременности.
Диана всерьёз рассматривала для себя возможность принятия ислама и переезда в Пакистан, к кардиохирургу Хаснату Хану, с которым встречалась и за которого собиралась выйти замуж.


Похороны принцессы Дианы посетило больше миллиона человек, выстроившихся от Кенсингтонского дворца до Вестминстерского аббатства. А по телевизору процедуру похорон смотрели больше 2,5 миллиардов зрителей во всем мире.
В 1991 году Диана стала первым членом королевской семьи, контактировавшим непосредственно с людьми, зараженными ВИЧ - тогда это считалось доблестью, потому что люди еще не знали о том, что ВИЧ не передается при рукопожатиях.
При разводе Диана получила рекордные отступные - 37 млн. долларов.
Существует по меньшей мере 50 различных версий гибели принцессы Диана. Официальная возлагает ответственность на ее водителя Анри Поля, который находился в состоянии алкогольного опьянения.
Диане посвящено более 100 различных песен.
Любимым блюдом принцессы был сливочный пудинг.

Двадцать один год назад, 31 августа 1997 года, ушла из жизни принцесса Диана. До сих пор нет единого мнения о том, чем была ее смерть — несчастным случаем или успешно реализованным проектом спецслужб. Ответ на многие вопросы дает гороскоп принцессы Уэльской, который эксклюзивно для «ФАКТОВ» проанализировала известный астропсихолог Валентина Виттрок.

— Принцесса Диана родилась 1 июля 1961 года в 19 часов 45 минут по британскому стандартному времени в королевском имении Сандрингем в Норфолке, — рассказала Валентина. — Расположение планет в ее гороскопе на момент рождения говорит о натуре яркой, но противоречивой, какой и была Диана. Так, Луна в Водолее, как у нее, часто диктует поведение, которое шокирует и раздражает окружающих. В этом знаке Зодиака находилась Луна и у Мэрилин Монро, которая нервировала даже влюбленных в нее братьев Кеннеди, не говоря уже об остальных.

Диану, которую обожали в народе, при дворе не любили за ее непредсказуемость — там никогда не знали, чего от нее ждать: то она со скандалом, которого хотели бы избежать в королевской семье, расстается с мужем, то заводит романы. Среди любовников принцессы были ее телохранитель Барри Мэннаки, инструктор по верховой езде Джеймс Хьюитт, офицер кавалерии Дэвид Уотерхаус, автодилер Джеймс Гилби, арт-дилер Оливер Хоар, игрок в регби и телеведущий Уилл Карлинг и кардиохирург Хаснат Хан. Неудивительно, что, когда Диана завела роман с египтянином, плейбоем и сердцеедом Доди аль-Файедом, который к тому же состоял в партии «Братья мусульмане», терпение королевской семьи лопнуло. Конечно, никакие звезды не назовут имя убийц принцессы, но о том, что автомобильная авария под мостом Альма в Париже была подстроена, говорит и ее гороскоп.

— Что именно указывает на это?


— У нее масса «злых» планет в доме, отвечающих за экстремальные ситуации, — Марс, Уран, Плутон и Черная Луна. Даже если бы не случилось той злополучной катастрофы, принцесса Уэльская все равно прожила бы недолго. Прежде всего, Марс — он у нее расположен во втором градусе Девы, а это бывает у людей, в жизни которых играют огромную роль роковые обстоятельства — с ними с большой долей вероятности и совершенно неожиданно могут произойти самые ужасные вещи, обусловленные судьбой. Нептун в гороскопе Дианы находится в девятом градусе Скорпиона, который отвечает за раннюю смерть. Кстати, Нептун — это главная планета в гороскопе Дианы — расположен также в доме карьеры и публичного авторитета, что и обусловило ее популярность в народе. Невероятно, но факт: это также приблизило ее смерть. Женщины у власти, пользующиеся популярностью, никогда не жили долго — от них довольно быстро избавлялись. Ярким примером тому могут служить трагические судьбы пяти жен английского короля Генриха V.

— Почему фатальной для Дианы стала именно эта дата — 31 августа 1997 года?


— В день катастрофы Солнце принцессы Уэльской, которое для любого человека означает его личность, соединилось тремя «злыми» планетами: Меркурием, символизирующим, помимо всего прочего, дороги и автомобили, Марсом, отвечающим за агрессию и кровопролитие, и Плутоном, связанным с известностью и публичной смертью. Если говорить о состоянии планет на момент гибели Дианы, то это настоящий «приговор Небес»: все планеты расположились таким образом, что напрямую указывают на катастрофу — причем именно автомобильную — и переход из нашего мира в другой, загробный. Диане надо было в этот день просто затаиться — не появляться в местах большого скопления людей и уж тем более не садиться в машину.

— Можно было уйти от судьбы?


— Скорее всего, нет. Просто отсрочить смерть. Угроза жизни принцессы Уэльской возникла не внезапно, ее преследовали и запугивали довольно долго, а ее уход из жизни готовили не один год. Об этом можно судить по соединению в ее гороскопе «планеты заговоров», Нептуна, о котором я уже говорила выше, с Сатурном, у которого репутация жестокого небесного тела. Их альянс говорит о том, что кто-то втайне вынашивал планы по устранению жены принца Чарльза, причем делал это долго и методично. В момент аварии Нептун и Сатурн соединились и случилось то, к чему недоброжелатели принцессы Уэльской так долго стремились. Интересно, что мать Тереза, узнав о смерти Дианы, воскликнула: «Я потеряла последнюю надежду в своей жизни!» Мать Тереза скончалась 6 сентября 1997 года, через неделю после смерти принцессы Уэльской, и обе они умерли в дни солнечного затмения, которое часто уносит жизни коронованных особ. Мать Тереза и Диана симпатизировали друг другу, принцесса — морально и материально — поддерживала благотворительную деятельность знаменитой монахини. Солнечное затмение 1 сентября 1997 года, во-первых, произошло в восьмом доме гороскопа Дианы, который отвечает за смерть, кризисы и разрушения, а во-вторых, соединилось с Плутоном в гороскопе Дианы, а эта планета опять-таки несет смерть и трансформацию.


— Почему же никто из английских астрологов, к которым, как известно, обращалась принцесса Уэльская, не предупредил ее об опасности?

— Трудно сказать, какими соображениями они руководствовались, но факт остается фактом: Диана не знала о том, что ее ждет, поэтому не приняла предупредительных мер, которые помогли бы избежать трагедии.

— Какая судьба ждала бы Диану, если бы она все же выжила?

— Часто приходится слышать мнение астрологов о том, что она вышла бы замуж за Доди аль-Файеда и была счастлива в семейной жизни. Я так не считаю: Водолей в гороскопе не дал бы ей стать послушной и покладистой восточной женой. Рано или поздно в новом браке появились бы те же проблемы, что и в старом, с принцем Чарльзом. К тому же, гороскоп принцессы Уэльской говорит о том, что она была рождена для великой миссии, и у нее все для этого было: народная любовь, располагающая внешность, успешная миротворческая и благотворительная деятельность. Но тот же гороскоп сулил ей одиночество в личной жизни — недаром попытки Дианы создать семью успехом не увенчались. Скорее всего, учитывая все фатальные моменты ее натальной карты, она все равно погибла бы.

Добавлено в закладки:

Из всех теорий заговоров последних десятилетий самыми красочными являются те, что окружают смерть принцессы Дианы. Пока ничем не доказано, что ее смерть была ничем иным, как просто трагической аварией, но есть несколько интригующих аспектов, которые не могут быть просто отброшены.

А также важно помнить, что официальное расследование смерти Дианы обнаружило, что она и Доди Аль-Файед были незаконно убиты, а не стали жертвой случайной смерти, как сообщала большая часть СМИ в свое время.

Итак, рассмотрим эти десять странных фактов о смерти «Народной Принцессы»

Замена машины в последний момент

Несмотря на то, что они использовали конкретный Mercedes в течение дня своей смерти в Париже, когда Диана и Доди вышли из отеля Ritz вскоре после полуночи утром 31 августа 1997 года, им был отправлен другой Mercedes, чтобы забрать их.

Мало того, что автомобиль был заменен в самый последний момент, но также не было никакого запасного автомобиля, как это было в течение дня, и это была стандартная практика для таких поездок в целях безопасности.

Были также споры относительно ремней безопасности и того, кто не надел их в этом последнем путешествии. Все, кто знал Диану, описывали ее как «привычного владельца ремня безопасности», и им было трудно поверить, что она не пристегнула ремень безопасности. В то же время, охранник в автомобиле Тревор Рис-Джонс, был пристегнут ремнем безопасности, хотя это необычно для охранника. Стандартная практика для них — не пристегиваться, так как это стесняет их движения.

Нет кадров видеонаблюдения по смертельному маршруту Дианы

Вместо того, чтобы выбрать кратчайший путь к квартире Доди в центре Парижа, водитель Анри Поль выбрал путь, который не только дольше, но и проходит по берегу Сены и через Понт д’Альма тоннель, где и произошла трагическая авария. Причиной тому, как говорили, было желание избежать папарацци, которые следовали за парой весь день.

Это казалось бы разумным, но учитывая, что это изменение маршрута, как говорят, было сделано в критический момент, многие люди сочли подозрительным, что все 17 камер видеонаблюдения по маршруту были либо отключены, либо вообще не работали. Следовательно, не было отснято ни одного материала об их судьбоносном путешествии — кадры, которые были бы неоценимы для определения того, что произошло в тот вечер.

Загадочный Анри Пол

Водителя Анри Пола сделали главным виновником аварии, в основном, из-за обвинений в том, что он был в состоянии алкогольного опьянения, находясь за рулем. Тем не менее, во время программы “Расследование смерти Дианы”, один медицинский эксперт за другим выразили свои серьезные сомнения как в анализах крови, которые были проведены, чтобы установить, что Пол был пьян, так и в его посмертном состоянии. По их утверждению, отчет имел более 50 основных ошибок.

Было также установлено, что Пол работал как для французской, так и для британской разведки, и тайна, окружающая его, только углубилась. Несколько крупных платежей были сделаны на его счет в месяцы, предшествовавшие тому вечеру в Париже. Ни один из этих платежей не был объяснен следствием, что привело многих к мысли, что это была плата за смерть Дианы и ее пытаются сокрыть.

Угрожающий телефонный звонок относительно запрещения наземных мин

В спорном документальном фильме «Незаконное убийство» Симона Симмондс, давний друг и соратник Дианы, рассказала о том, что она была с принцессой, когда ей позвонил “высокопоставленный государственный чиновник [Великобритании]” относительно ее продолжающейся кампании по запрещению наземных мин.

По словам Симмондс, когда Диана передала ей телефон, чтобы она могла услышать, что было сказано, она услышала, как джентльмен сказал: “Не вмешивайтесь в вещи, о которых вы ничего не знаете, потому что вы знаете, что могут произойти несчастные случаи».

Симмондс рассказала эту версию событий во время расследования смерти Дианы. Диана восприняла это как реальную угрозу и уже опасалась, что Британская разведка прослушивает ее телефонные звонки.

Кстати, спустя годы после ее смерти выяснилось, что даже у таких агентств, как АНБ, в это время были тысячи расшифровок ее телефонных звонков. Однако, они отказались обнародовать их по соображениям безопасности.

Письма, предсказавшие ее собственную смерть

В месяцы, предшествовавшие ее смерти, Диана разослала письма двум близким друзьям, ее дворецкому Полу Барреллу и ее адвокату Лорду Митчуму. В них она совершенно четко заявила, что королевская семья и ее муж “планируют ее смерть” и что это будет “автомобильная авария».


В то время как Баррелл обнародовал свое письмо и показал его в прессе, чтобы все видели, Лорд Митчем передал свое письмо начальнику полиции Лорду Кондону. Кондон скрывал письмо от общественности, как и его преемник, Лорд Стивенс, в течение нескольких лет, даже несмотря на то, что незаконно скрывать доказательства в расследованиях.

Диана оставалась в тоннеле 81 минуту

Диана не была извлечена из поврежденного автомобиля в течение почти 37 минут после аварии, несмотря на то, что на ее стороне было мало повреждений. В общей сложности она жила еще 81 минуту до прибытия скорой помощи.

Несмотря на серьезные вопросы о его поведении на месте происшествия, д-р Жан-Марк Мартино не явился на официальное расследование смерти Дианы и Доди. Это решение не только вызвало подозрение, что его действия в ту ночь были далеки от адекватных. Медицинские эксперты, давшие показания в суде, заявляют, что если бы Диана была доставлена в больницу быстрее, она вполне могла выжить.

Скорость скорой помощи

Когда скорая помощь, наконец, покинула место крушения и направилась в больницу, она двигалась с пешеходной скоростью 19 километров в час (12 миль в час). Это также было поставлено под сомнение исследователями и экспертами медицинских и аварийных служб.

Причина медлительности заключалась в том, что на борту машины скорой помощи находилось высокотехнологичное медицинское оборудование. По сути, это была мобильная операционная, позволяющая бригаде скорой помощи начать лечение, как только пациент был помещен в машину скорой помощи. Путешествие на большой скорости поставило бы эту деликатную работу под угрозу.

Печально известный белый Fiat Uno

Для некоторых таинственный Белый Fiat Uno был «дымящимся пистолетом» всего вечера. Сначала его присутствие отрицали, но на остатках Мерседеса осталась краска от Фиата, а на входе в туннель были обнаружены осколки красного стекла заднего фонаря, соответствующего Fiat Uno.

Оказалось, что произошло столкновение между Mercedes, перевозившим Диану и Доди, и белым Fiat Uno, в результате чего Анри Пол потерял контроль над автомобилем. Некоторые люди, однако, задавались вопросом, был ли Fiat Uno там специально, чтобы спровоцировать аварию.


Подозрения росли больше, когда автомобиль исчез, несмотря на общенациональный поиск. Похоже, он растворился в воздухе.Теоретики заговора указали на смерть бывшего агента MI6 Джеймса Андансона, который, по крайней мере, официально покончил жизнь самоубийством через несколько лет после смерти Дианы.

Андансон владел белым Fiat Uno, который был официально исключен как тот, что участвовал в аварии из-за того, что он был слишком старым.

Вспышка света на входе в туннель

Многие свидетели рассказывали следователям и средствам массовой информации о яркой вспышке света, которую они видели у входа в туннель за секунды, прежде чем, Mercedes врезался в 13-й столб. Многие задавались вопросом, была ли эта вспышка света преднамеренной — чтобы временно ослепить Анри Пола, чтобы он потерял контроль.

Как бы маловероятно это ни было, но… когда бывший сотрудник британской секретной службы Ричард Томлинсон раскрыл планы, которые, как он утверждал, пришли из британской разведки, чтобы убить сербского политика, метод и результат использовались такие же, как судьба, которая ждала Диану.

План говорил об использовании яркой вспышки света, чтобы ослепить водителя автомобиля, когда он вошел в туннель, и обеспечить смертельную аварию. Совпадение?

Туннель очищен и вновь открыт в течение очень быстрого времени

Принцесса Диана (1961-1997) с 1981 по 1996 годы состояла в браке с наследником британского престола принцем Чарльзом. Пользовалась огромной мировой популярностью (все её любовно называли леди Ди). Имела благородное происхождение, получила прекрасное образование. В 1982 и 1984 годах родила мальчиков - Уильяма и Генри. Семейная жизнь дала трещину в 1992 году, когда принцесса узнала о связи мужа с любовницей Камиллой Паркер. После этого супруги жили раздельно, а в 1996 году официально оформили развод. 31 августа 1997 году в возрасте 36 лет леди Ди погибла в автомобильной катастрофе в Париже. Эта трагедия породила множество слухов и сплетен.

Версии и предположения

Смерть принцессы Дианы, потрясшая всю планету, произошла в 24 часа 32 минуты в туннеле под мостом Альма. "Мерседес" S-класса на полной скорости врезался в 13-ю колонну туннеля. В момент столкновения с препятствием скорость автомобиля составлял 173 км/ч. В салоне автомобиля находились 4 человека: шофёр Анри Поль, телохранитель Тревор Рис-Джонсон, знакомый леди Ди Доди аль-Файед, и сама женщина, глубоко переживающая развод и крах семейной жизни.

Анри Поль и Доди аль-Файед погибли мгновенно. Ди доставили в госпиталь. Но врачи не смогли спасти ей жизнь. Женщина умерла в 4 часа 9 минут по местному времени. Выжил только Тревор Рис-Джонсон. Он получил многочисленные травмы и перенёс несколько сложнейших операций. Но телохранитель ничего не смог рассказать о последних минутах перед жуткой трагедией, так как ничего не помнил.

Вполне естественно, что столь скорбное событие, выбившее из привычной жизненной колеи всё население планеты, стало настоящей сенсацией для нечистоплотной публики. Кто-то сфабриковал письмо, якобы написанное самой леди Ди за 10 месяцев до гибели. В нём она сетовала на свою несчастную жизнь и утверждала, что кто-то хочет убить её, подстроив автомобильную аварию. Вся эта информация, естественно, была шита белыми нитками, но нашлось немало простаков, которые поверили ей.

Останки автомобиля, в котором ехала принцесса Диана

Официальная версия французской полиции гласила, что шофёр находился за рулём в состоянии алкогольного опьянения. Доза алкоголя в его крови в 3 раз превышала допустимую. Ситуацию усугубили папарацци, которые преследовали автомобиль. Анри Поль пытался оторваться от них. В какой-то момент одна из машин папарацци оказалась впереди "мерседеса" и возникла аварийная ситуация. Чтобы избежать столкновения, Анри Поль попытался сманеврировать и врезался в 13-ю колонну.

Версия вполне объективная и всё объясняющая. Да и нет никакого основания не доверять французской полиции. Она считается одной из лучших в мире, а её расследования всегда объективны, скрупулёзны и беспристрастны.

Однако следует заметить, что принцесса и её знакомый Доди аль-Файед могли бы остаться в живых, если бы были пристёгнуты ремнями безопасности. После удара смяло всю переднюю часть автомобиля, а задние сиденья, на которых сидела вышеупомянутая пара, пострадали незначительно. Но все 4 человека, находящиеся в салоне, не воспользовались ремнями безопасности. Поэтому трое из них получили травмы несовместимые с жизнью, а один спасся чудом.

Тут следует сказать несколько слов о Доди аль-Файеде. Он работал продюсером, а на момент гибели ему было 42 года. Погибший приходился сыном миллиардеру Мохаммеду аль-Файеду. Тот заявил, что расследование проводилось необъективно, а многие факты в нём были искажены. Папарацци Джеймс Андансон, создавший аварийную ситуацию, являлся осведомителем британской разведки М6. Водитель Анри Поль не был пьян. Перед поездкой он получил большую дозу психотропных лекарств. Поэтому следует говорить не о случайности, а о запланированном убийстве.

Всё это, конечно, выглядит неубедительно, но следует заметить, что Джеймс Андансон погиб в 2000 году. Его обгорелое тело нашли в лесу в сгоревшей машине. Правоохранительные органы заявили, что присутствовали все признаки самоубийство. Это вполне можно допустить. Папарацци всё время отравлял жизнь другим людям. В конце концов, его начала мучить совесть, наступила депрессия. В состоянии отчаяния и безысходности он покончил с собой. Однако Мохаммед аль-Файед посчитал, что это дело рук британской разведки. Вполне можно понять чувства отца, потерявшего сына. Родитель был убит горем и не мог объективно воспринимать реальность.

Но у сторонников политического заговора нашёлся ещё один козырь. По странному стечению обстоятельств все камеры видеонаблюдения от отеля "Ритц", где проживала леди Ди, до въезда в злополучный туннель в ту ночь не работали. Нечистоплотные любители сенсаций тут же ухватились за эту информацию. Они стали кричать, что это агенты М6 привели их в негодность. Таким образом они устранили все свидетельства совершённого ими злодейства.

Наиболее ярые фальсификаторы страшной трагедии даже обвинили во всём погибшего Анри Поля. Якобы он являлся агентом британской разведки и получал от неё огромные деньги. В кармане его пиджака нашли 2 тыс. фунтов стерлингов, а на банковском счёте лежало целых 100 тыс. фунтов стерлингов при годовой зарплате 25 тыс. в год. Фальсификаторам только не пришёл в голову совсем простой вопрос - зачем мертвецу такие деньги? На том свете они не имеют никакой ценности.

Заключение

Нет никакого сомнения, что смерть принцессы Дианы наступила в результате несчастного случая . Все обвинения в адрес британской разведки являются бредом. Да и зачем было нужно М6 уничтожать леди Ди? Она не владела никакими стратегическими секретами, а, стало быть, никому и не собиралась их открывать. Однако по версии фальсификаторов агенты М6 бросили все дела и побежали убивать ни в чём не замешанную респектабельную даму. В такую чушь могут поверить разве что малыши из детского сада.

Гибель молодой женщины, несомненно, стала страшной трагедией для всего человечества. Её любили во всех странах и на всех континентах. Узнав о несчастье, десятки миллионов людей плакали. Они искренне жалели Ди, а вина за преждевременную смерть косвенно упала на принца Чарльза, хотя он был вообще ни при чём. Но так уж устроены люди. Им свойственно сгущать краски и видеть зловещие признаки заговора там, где его нет и в помине.

Александр Семашко

Согласно недавно проведенным опросам общественного мнения, 50 процентов опрошенных британцев верят, что вокруг гибели принцессы Уэльской существуют какие-то тайны, какие-то недомолвки. Сегодня в Британии все настойчивее раздаются требования начать собственное официальное расследование обстоятельств гибели принцессы Уэльской. Модный журнал "Татлер", рассчитанный на респектабельную и состоятельную публику, ведет активную кампанию с требованием подобного расследования, публикуя соответствующие воззвания на журнальной обложке. Главный редактор этого журнала, как и его коллега из "Дейли миррор", убеждены, что дело о гибели едва ли не самой знаменитой женщины ХХ столетия, погибшей при загадочных обстоятельствах, должно и обязано стать предметом официального расследования в ее родной стране.

Почему они верят в заговор

Месяц назад опубликованная Полом Барреллом, бывшим дворецким и личным другом Дианы, книга "Королевский долг" (книга сенсационная "по определению") лишь подлила масла в огонь вновь разбушевавшейся в последнее время на Альбионе "дианомании". В одном из своих писем, впервые увидевшем свет с подачи Пола Баррелла, Диана за несколько месяцев до своей гибели высказала страшное предположение: она не умрет естественной смертью - ее концом станет автомобильная авария. "Я переживаю сегодня самую опасную фазу в моей жизни, - написала Диана. - Кто-то планирует аварию, которая случится с моим автомобилем..." Принцесса высказала предположение, что у ее машины откажут тормоза и она погибнет от полученных ранений головы. И эти тормоза откажут не случайно. Авария будет устроена для того, чтобы расчистить путь принцу Чарльзу к женитьбе на Камилле Паркер Боулз, его многолетней пассии. В своем письме Диана назвала имя предполагаемого ею заговорщика, но в публикации это имя замазано жирным черным...

Диана верила в заговор. Верил ли в него кто-то еще? Пол Баррелл, наперсник Дианы, человек, которому она поверяла свои самые сокровенные тайны (в завещании принцесса отписала дворецкому 50 тысяч фунтов стерлингов "за верную службу", а Ее Величество удостоила Баррелла за преданность Диане королевской награды) утверждает, что Диана не страдала паранойей, что все это на самом деле было правдой: "Конечно же, ее прослушивали, за ней следовали". В своем недавнем интервью Би-би-си Баррелл рассказал, что они с Дианой закатывали ковры в гостиной, пытаясь отыскать "жучки" подслушивающих устройств, и что Диана убрала висевшее у нее на стене зеркало после того, как один из бывших офицеров ее охраны предупредил принцессу о том, что существует "зеркальный метод" прослушивания того, за кем ведется наблюдение.

Выходит, за принцессой следовали чьи-то тени? Чьи? После гибели Дианы в арабских кругах муссировалась версия о том, что авария могла быть делом рук британских спецслужб, в чьи задачи входило любой ценой воспрепятствовать возможному браку матери наследников английского престола с сыном египетского торговца, иначе говоря, с парвеню. И хотя абсурдность подобной теории выдерживала конкуренцию разве что со шпионскими хитросплетениями "бондовок", желающие в нее верить находились.

Главным желающим был отец Доди, приятеля Дианы, погибшего вместе с ней в автомобильной аварии - Мухаммед аль-Файед, египетский миллиардер, владелец роскошного отеля "Ритц" в Париже и до недавнего времени собственник прославленного лондонского универмага "Хэрродз". "Я верю на 99, 9 процента, что это не был несчастный случай. Это был заговор, и я не успокоюсь, покуда не установлю подлинные причины случившегося. Я найду того, кто спровоцировал эту аварию", - пообещал аль-Файед в интервью британской газете "Миррор" полгода спустя после аварии. Отец, потерявший своего единственного сына, глубоко оскорбленный тем, что наследнику его многомиллионной империи в панихиде по Диане не нашлось даже самого скромного места, ибо никто из королевской семьи и родственников Дианы не выразил Мухаммеду своего соболезнования, аль-Файед стал вести интенсивнейшее следствие силами своих собственных детективов и, надо заметить, кое в чем преуспел. Об этом, однако, чуть позже.

"Я переживаю сегодня самую опасную фазу в моей жизни, - написала Диана. - Кто-то планирует аварию, которая случится с моим автомобилем..."

Можно ли между тем всерьез рассматривать аль-файедовскую версию заговора с учетом того пикантного обстоятельства, что богач-египтянин был исключительно заинтересованной во всем этом деле стороной: заинтересованной в браке своего сына с английской принцессой. Согласно клятвенным заверениям аль-Файеда, Доди и Диана были без пяти минут женаты. Мухаммед утверждал, что лично оплатил покупку обручального кольца из бриллиантов и изумрудов стоимостью в 150 тысяч фунтов стерлингов, которое Доди накануне аварии заказал у ювелира Альберто Репосси в Монте-Карло. Эта драгоценность входила в коллекцию обручальных колец, именуемых "Скажи мне да".

И Диана, по словам аль-Файеда-отца, сказала "да" на предложение его сына: Доди, позвонив отцу из отеля "Ритц", сообщил ему якобы сию радостную новость и объявил, что наденет кольцо на палец Дианы по приезде в его парижскую квартиру. "Она никогда не получала кольца! И в ее планы не входило выходить замуж за Доди". Это решительное заявление Пол Баррелл сделал пару недель назад в одном из своих телевизионных интервью. Знавший о Диане "все", ее бывший слуга рассказал, что принцесса шутила над тем, что уже получила от Доди в подарок колье и серьги. И однажды она спросила Пола: "А что делать, если я получу и кольцо?" И он ответил ей: "Надень его на правую руку". "Почему?" "Потому что на левой руке кольцо носят как знак любви, а на правой - как знак дружбы". Над этой "угрожающей перспективой" Додиного кольца, по словам Баррелла, они с Дианой вместе от души смеялись...

Загадочные происшествия в тоннеле Альма

Так было ли кольцо? И на какой палец намеревалась надеть его Диана? На этот вопрос доподлинно не ответит сегодня уже никто. Они с Доди так и не доехали туда, где, по словам аль-Файеда, их поджидал на сей раз уже его дворецкий с шампанским во льду, чтобы отпраздновать обручение, - не доехали до парижской квартиры Доди, завершив свой жизненный путь в груде искореженного металла под мостом Альма. Как все это произошло? Почему? И по чьей вине?

Как ни странно, на эти вопросы тоже нет ответа. Как ни странно, потому что следствие длилось целых два года, потому что в фокусе расследования находилась гибель той, чье имя было у всего мира на устах. Впрочем, странностей во всей этой трагической истории так много, что проще сказать - она из них состоит. К такому выводу подводит недавно обнародованное расследование репортеров британского телеканала "Чэннэл 5", заполучивших эксклюзивный доступ ко всем двадцати семи томам дела об аварии в тоннеле Альма. В этих доселе недосягаемых для публики и прессы документах британские журналисты обнаружили то, что искали, - недосказанности и противоречия, загадочные исчезновения свидетелей и улик.

Загадка первая: от чего именно скончалась принцесса? Доподлинно установлено, что двое из четырех ехавших в "Мерседесе" умерли практически мгновенно - Доди и француз-водитель Анри Поль. Телохранитель Дианы, Тревор Рис-Джонc, получив тяжелейшие ранения, выжил. Диана умерла в госпитале в 4 утра, через три с лишним часа после аварии. Согласно заключению врачей принцесса Уэльская скончалась в результате обширного внутреннего кровотечения, вызванного разрывом легочной артерии. Однако согласно предположениям известного американского хирурга-кардиолога Джона Очснера, если бы поврежденная в результате аварии артерия была разорвана, Диана скончалась бы мгновенно. Тот факт, что она жила, дает, по его словам, основания полагать, что разрыва не было - имело место лишь внутреннее кровотечение из поврежденных стенок. При подобного рода травмах спасение пациента зависит от быстроты оказания медицинской помощи, конкретнее: от скорости доставки на операционный стол. Между тем с места аварии Диану везли в госпиталь час двадцать минут. Именно столько времени понадобилось "скорой помощи", чтобы преодолеть всего лишь три мили, отделявшие госпиталь от тоннеля под мостом Альма. Врачи "скорой" объяснили это тем, что в пути им пришлось дважды останавливаться (второй раз - по сути на пороге госпиталя, в трехстах ярдах от него) из-за чрезвычайно низкого давления пострадавшей. Медлительность транспортировки принцессы была столь потрясающей, что к двум часам ночи, когда Диану все еще так и не доставили в больницу, стали проявлять обеспокоенность глава столичной полиции и министр внутренних дел Франции.

Французский врач, который случайно оказался на месте аварии и видел Диану еще не вызволенной из обломков разбившейся машины, заявил в своем недавнем интервью британскому телевидению, что принцесса, у которой не наблюдалось внешних признаков фатальных ранений, не производила впечатление пострадавшей, чье состояние рассматривается как критическое. И поэтому известие о том, что спустя несколько часов Диана скончалась, прозвучало для врача полнейшей неожиданностью.

Исчезнувший свидетель

Загадка вторая: исчезнувший свидетель. Исследования двадцати семи томов следственного дела показали, что практически никто из свидетелей не видел самой аварии, ибо находился в этот момент либо на въезде в тоннель, либо на выезде из него. Непосредственно следом за "Мерседесом" ехал только один человек. Его имя - Эрик Петэл. Именно он первым оказался у разбившейся машины и первым увидел пострадавшую пассажирку, уткнувшуюся головой в переднее сиденье, с каплями крови, сочившимися из уха и носа. Петэл отклонил ее назад и с ужасом узнал в раненой женщине принцессу Диану. Именно Петэл первым вызвал "скорую", после чего помчался в ближайший полицейский участок - трясущийся, потрясенный увиденным в тоннеле, кричащий "сделайте что-нибудь!". Однако полиция не стала регистрировать заявление свидетеля: вместо этого на Петэля надели... наручники и, затолкав в полицейскую машину, доставили в полицейское управление. В этом заведении некое высокопоставленное лицо, чьего имени Эрик Петэль не хочет называть, посоветовало ему "не заявлять о себе", что, по словам Петэля, прозвучало скорее не как совет, а как угроза. Полицейские заявили Петэлю, что авария "не могла произойти так, как он ее описал".

Как же именно? А именно: при полном отсутствии вблизи мчавшегося "Мерседеса" папарацци. Тех самых папарацци, семеро из которых были арестованы вслед за происшествием по обвинению в провоцировании аварии своим преследованием. Петэл возле разбившейся машины папарацци не видел, что, вероятно, сбивало с ног первоначальную версию полиции. Спустя тридцать шесть часов после аварии их "не увидела" и полиция: бедолаги-фотографы были отпущены на свободу, а преданная широкой огласке версия об их вине была резко сменена на другую пластинку. На сей раз виновным был назван водитель Анри Поль, пьяный "в дрезину".

Спецслужбы заметают след?

Анри Поль, заместитель главы службы безопасности отеля "Ритц", есть загадка номер три в этой истории. Причем загадка достаточно многомерная. Согласно свидетельству бывшего офицера британской разведки

МИ-6 Ричарда Томлинсона, Анри Поль был многолетним агентом МИ-6, поставляя ей информацию о том, что происходило в отеле. Однако спецслужбовские связи того, кто был в ту роковую ночь за рулем "Мерседеса", как и еще одного свидетеля этого происшествия, никогда не были должным образом исследованы и не были преданы гласности.

"Почему?", - задаются вопросом британские журналисты. Не потому ли, что в дела следствия вмешалась большая политика? Шитым белыми нитками выглядит и заключение следствия о том, что водитель был пьян. В крови Анри Поля, согласно заключению проведенной экспертизы, было обнаружено 1,74 грамма алкоголя (тройное превышение дозволенного во Франции лимита) и 20,7 % карбон моноксайда (carbon monoxide). Столь мощное насыщение крови карбон моноксайдом, как утверждают специалисты, делает поведение человека очевидно неадекватным - с потерей координации движений, путаной речью и непрерывной рвотой. Ничего похожего за Анри Полем перед тем, как он сел за руль, замечено не было. Последние два часа перед выездом он провел вместе с телохранителем Дианы Тревор Рис-Джонсом. Рис-Джонс, переживший аварию, не подтверждает опьянения Анри Поля. Между тем, имей он на сей счет хоть малейшие подозрения, отвечавший за безопасность принцессы охранник немедленно отстранил бы водителя от управления автомобилем. Кадры, запечатленные видеокамерой отеля "Ритц" за полчаса до выезда "Мерседеса", отчетливо показывают, как, присев завязать шнурок ботинка, Анри Поль по-спортивному легко поднялся и пошел твердой походкой абсолютно трезвого человека.

Запрос о проведении независимой патологоанатомической экспертизы, с которым обратилась к французской стороне семья Анри Поля, был отклонен без предъявления каких-либо оснований. Между тем четыре ведущих европейских патологоанатома, исследовавших с подачи аль-Файеда заключение своих французских коллег, обнаружили в нем 28 серьезных ошибок, ставящих, по их мнению, под сомнение все заключение в целом. В чем могла быть причина ошибок? Может быть, анализы погибшего водителя перепутали с анализами одного из тех двадцати двух умерших, чьи тела находились одновременно с ним в морге?

Управляемый водителем в состоянии "сильнейшего опьянения" (по первоначальной версии, в силу необходимости оторваться от наглого преследования папарацци) "Мерседес", увозящий Диану, мчался с бешеной скоростью в 121 милю (192 км) в час. Именно такое заключение стало достоянием общественного мнения.

Однако (загадка номер четыре!) финальное заключение, содержащееся в деле, гласит, что автомобиль шел со скоростью... 65 миль в час. Эту цифру не придали, однако, гласности.

Известно, что на въезде в тоннель Альма установлены камеры, отслеживающие скорость проходящих машин. В случае превышения скорости в 60 миль в час камера фотографирует автомобиль-нарушитель, с тем чтобы предъявить водителю основания для взимания штрафа. На подобных снимках четко видны лица сидящих в машине.

Почему не попал в объектив камеры "Мерседес" с принцессой? В официальном комментарии для прессы, сделанном в первые дни после аварии, было сказано, что камеры над тоннелем именно в это время не работали. Однако французский фотограф Патрик Шовел, проводивший собственное расследование, этот "несуществующий" снимок заполучил.

Передал его фотографу один из офицеров дорожной полиции, расследовавшей ДТП с "Мерседесом". На этом снимке четко видны лица всех пассажиров, включая Диану.

Загадка номер пять: почему отчет транспортной полиции, работавшей на месте аварии, не был включен в официальное заключение следствия? Может быть, потому же, почему само место происшествия было тщательно вымыто уборочными машинами в ту же самую ночь еще перед рассветом? А сам тоннель уже в семь часов утра был открыт для движения?

"Что же означала столь экстренная уборка в тоннеле? - задаются вопросом британские исследователи. - Не было ли это попыткой "смыть" следы улик?"

Куда пропали вещи Доди

Еще одна загадка: куда исчезли личные вещи Доди? После аварии при нем не было обнаружено ни документов, ни мобильного телефона, ни сигарет, ни зажигалки. Лишь одна тысяча франков. Зато, как подтвердил один из высокорангированных французских полицейских, в салоне "Мерседеса" были обнаружены наркотики... Еще одно непонятное обстоятельство: в одном из 27 томов дела обнаружена фотография "Мерседеса", на которой видны все его пассажиры. Фотография, сделанная, как полагают, буквально перед самой аварией, в тоннеле. Сделанная кем-то, следовавшим впереди "Мерседеса". Кем?

И, наконец, загадка широко известная: так никогда и не обнаруженный белый "Фиат уно", бывший долгое время на подозрении у французских следователей. Тот самый "Фиат", который, якобы, мог стать причиной аварии в тоннеле. Интенсивно разыскиваемый в районе Парижа французской полицией этот "Фиат" так никогда и не всплыл на поверхность. Зато обнаружить автомобиль, вероятно и являвшийся тем самым "уно", удалось детективам Мухаммеда аль-Файеда. Найденная ими машина имела разбитую и затем замененную заднюю фару и принадлежала - папарацци. И не просто папарацци, но персоне весьма заметной и, бери выше, - загадочной. Имя этой персоны - Джеймс Андансон. Человек с политическими связями высшего уровня, бывший в свое время официальным фотографом одного из французских премьер-министров и также, как и Анри Поль, являвшийся осведомителем МИ-6. Французская секретная полиция располагает сведениями, что Андансон был в ту роковую ночь в тоннеле Альма и фотографировал разбившийся "Мерседес".

Высокопоставленный офицер французской секретной полиции, чью личность "Чэннэл 5" не раскрывает, высказывает в беседе с британскими тележурналистами предположение, что Андансон работал скорее всего не в одиночку, что им, вероятно, манипулировали спецслужбы, для которых француз-фотограф мог поставлять компромат на интересующих разведку VIP-персон.

Впрочем, это всего лишь гипотеза, доказательств сему нет. И, вероятно, уже не будет: в июне 2000 года Джеймс Андансон покончил с собой при весьма загадочных обстоятельствах - поджег себя в собственном автомобиле, не оставив предсмертной записки. Вся эта детективно закрученная передряга с фотографом Андансоном также не нашла отражения в деле по расследованию гибели Дианы.

Телохранитель ничего не помнит

И, наконец, последнее. Выживший после аварии телохранитель Дианы, долгие месяцы страдавший посттравматической амнезией, не внес принципиальной ясности в дело следствия: несмотря на кропотливую работу психиатров с тяжело пострадавшим в аварии бывшим военнослужащим, память о происшедшем в ту страшную ночь срабатывала у Рис-Джонса лишь фрагментарными вспышками. Так, он вспомнил, что после удара машины о бетонный пилон он и Диана находились в сознании. В своем интервью британской "Миррор" Рис-Джонс сказал, что помнит, как с заднего сиденья доносились сначала стоны, а потом голос, звавший Доди. Он помнит, что папарацци следовали за ними после выезда из отеля. Но больше не помнит, по сути, ничего...

Будет ли у сего детектива продолжение? Сказать что- либо определенное было бы явно опрометчиво. В августе этого года британский королевский коронер пообещал назвать дату начала собственного расследования. Однако очень скоро последовало опровержение, мотивированное тем, что предпринимать подобное расследование пока еще преждевременно. А раз так, то для тех, кому выводы французского следствия представляются не достаточно убедительными, подлинные причины катастрофы в тоннеле Альма продолжают оставаться загадкой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.