Просто и понятно о гомеопатии: действие, принципы, преимущества и недостатки, правила приема, противопоказания. "подобное нужно лечить подобным" Что обозначают цифры и буквы после названия лекарства

Подобное лечит подобное - равновесие противоположностей Что такое любовь?...

Подобное лечит подобное - равновесие противоположностей

Что такое любовь? Это когда мы не боремся, а принимаем, принимаем ТО, ЧТО есть, и ТАК, КАК это есть.

Тогда это означает, что тупость лечится с помощью тупости, боль - с помощью боли, слабость - с помощью слабости и т.д.!

Боль лечится болью - осторожным надавливанием на то место, которое болит, или, если следовать Алгоритму переживания боли, разрешением боли быть. Ожог лечится огнем, прикладыванием к ожогу соли или мочи. Краснуха лечится с помощью красной тряпки, подвешенной над постелью больного. Склонность к простуде и сама простуда лечится с помощью обливания холодной водой. Мужская слабость лечится с помощью женщины, которые, как известно, слабые существа. И так далее.

Чтобы избавиться от жира, надо начать есть. Чтобы избавиться от худобы, надо перестать все время есть. Чтобы избавиться от страха, надо добавить этого страха - помните вопрос из второй книги, с помощью которого мы работаем со страхами: «А что будет, если?..»

Когда у меня возникли проблемы с желчным пузырем, я пил итальянский напиток кампари. Как известно, он очень горький, а я получал от него огромное удовольствие.

Но помните, что во всех случаях важна правильная доза и время употребления, а не стремление поскорей избавиться от проблемы. В случае передозировки болезнь просто перекинется в свою противоположность. Тогда надо начинать поступать наоборот, чтобы вывести процесс на середину.

В результате лечения подобного подобным противоположности уравновешиваются, и человек оказывается в Середине.

А теперь давайте осознаем, что движет этим процессом.

Раз мы двойственны, значит,причиной того, что происходит снаружи, является противоположность внутри, не проявленная противоположность. Так, тело является проявленной составляющей человека, а ум - не проявленной; так «железка» в магните является проявленной составляющей, а поле - не проявленной.

Если кожа на теле влажная, жирная, значит, причиной того может быть чрезмерная сухость внутри. Стало быть, человеку надо почаще находиться в воде.

Если на теле кожа сухая, значит, внутри много влаги. Стало быть, в период, пока процесс уравновешивается, надо поменьше иметь дело с водой. Например, я в течение нескольких месяцев мылся примерно раз в две недели, чтобы вывести излишки влаги из не проявленного. Сухая кожа у меня появилась в результате слишком частого соприкосновения с водой, ежедневного принятия душа.

Если снаружи человек хорохорится и показывает, что он сильный, значит, внутри, на уровне ума, он слаб. Поэтому снаружи сильные окружают себя слабыми. Рядом с сильными они перестали бы быть сильными. Чтобы вылечить сильного от его силы, надо снаружи добавить силы, тогда слабость начнет выходить наружу.

Если несколько раз перевести человека из силы в слабость, а из слабости в силу, тогда он, наконец, нащупает Золотую Середину.

Если тело и лицо красивые, то есть красиво оформленные, значит, внутри безобразие, бесформенность. Поэтому красивые женщины имеют некрасивых подруг и таким образом сохраняют свою красоту и форму. Если же рядом с ними красивые подруги, то красота быстро блекнет и превращается в безобразие.

Соответственно, некрасивой женщине надо окружить себя еще более некрасивыми женщинами, тогда она начнет становиться красивой, ее внутренняя красота проявится снаружи. На это надо время, терпение и доверие к себе, зато результат - стопроцентный.

Печень отвечает за эмоцию гнева. Если печень болеет, значит, внутри есть запрет на проявление гнева. Стало быть, нужно окружить себя гневом, например, начать смотреть фильмы, где много жестокости.

Кишечник - это источник жизни. Если он болеет, значит, надо окружить себя жизнью, смотреть жизнеутверждающие фильмы, слушать соответствующую музыку.

Если вас окружает ложь или обман, таким образом, вы поддерживаете собственную правдивость, но внутри-то вас тоже ложь и обман. Чтобы уравновесить правду и ложь, выйти на Середину, надо добавить снаружи таких же, как вы, правдивых людей. Не передозируйте, иначе потом придется подружиться с отъявленными прощелыгами и проходимцами, чтобы вновь уравновесить процесс.

Мы создаем боль снаружи, потому что внутри считаем, что не хватает боли. Мы разжигаем огонь, потому что считаем, что не хватает огня, - где холодно, там нет тепла. Мы создаем обман, потому что считаем, что не хватает обмана. В той части нашего существа, где живет правда, ведь нет обмана, правда?

Подобное лечится подобным, чтобы уравновесить противоположности - проявленное и не проявленное.

Ну а в общем, работает принцип:

Если что-то долго не получается, надо действовать наоборот.

Если вы следуете какой-то диете, но ничего не меняется, значит, надо поступить наоборот. Если вы следуете курсу лечения, но ничего не меняется, значит, надо поступать наоборот: сердечникам - бегать, печеночникам - есть соленое и жареное, почечникам - потреблять минералы, язвенникам - есть острое и т.д. Короче говоря, надо делать то, чего вы все время избегали под страхом смерти. Но помните о дозах

А когда надо начинать действовать наоборот? Может быть, если действовать по-старому, еще чуть-чуть, и все получится?

В гомеопатии существует правило: «подобное нужно лечить подобным», то есть при болезни помогает то лекарство, которое у здорового человека вызывает схожие с ней симптомы.

В гомеопатии существует правило: «подобное нужно лечить подобным», то есть при болезни помогает то лекарство, которое у здорового человека вызывает схожие с ней симптомы. Ну а если взглянуть на это утверждение совсем буквально?

Грецкий орех - для мозга

Складки и морщины грецкого ореха делают его форму невероятно похожей на извилины мозга с его левым и правым полушариями. Но на внешнем сходстве дело не заканчивается: эти орехи содержат высокую концентрацию омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, витаминов В1 и В2 и различных микроэлементов. Эти вещества улучшают кровообращение мозга, предотвращают его старение и способствуют улучшению памяти. Не даром это лакомство считается «едой для серого вещества»!

Помидоры - для сердца



Разрежьте помидор пополам, и увидите многочисленные камеры, которые напоминают структуру сердца. Исследования показали, что благодаря содержанию ликопина томаты снижают риск сердечных заболеваний. Если добавить к сочной ягоде немного жира – оливкового масла или авокадо, то усвояемость целебного вещества возрастёт почти в десять раз. Кроме того, помидоры содержат большое количество калия, необходимого для нормального функционирования сердечной мышцы.

Красное вино – для крови



Продукт брожения винограда богат антиоксидантами и полифенолами, поэтому небольшое количество красного вина способно обеспечить защиту против засорения сосудов «плохим» холестерином. Вино так же обладает разжижающим кровь действием, а значит – препятствует образованию кровяных сгустков. При малокровии (анемии), а также общей потери крови полезно пить красное вино, особенно кагор ввиду высокого содержания в нем органического железа, повышающего уровень гемоглобина.

Сельдерей – для костей



Длинные тонкие стебли сельдерея похожи на кости – и очень для них полезны! Сельдерей – это источник кремния, который регулирует минерализацию костей, а так же безвредного органического натрия, способного заменить содержимое солонки. Сельдерейная соль, изготовляемая из корней сельдерея, повышает усвояемость организмом питательных веществ и не скапливается в суставах.

Апельсин – для груди



Сходство с женской грудью круглых цитрусовых – это больше, чем просто случайность. В них содержатся лимоноиды – эти вещества блокируют размножение злокачественных клеток мощнее, чем лекарство тамоксифен, используемое при лечении рака груди. В апельсинах так же содержится много фолиевой кислоты – «главного женского витамина», особенно полезного для будущих мам.

Имбирь – для желудка



Имбирь не просто чем-то напоминает желудок – он его лучший друг! Пряный корешок стимулирует образование желудочного сока, улучшает пищеварение, помогает справиться с тошнотой, случае разладами пищеварения, метеоризмом. Однако это касается только тех, у кого нет проблем с желудком: имбирь противопоказан при гастритах, язвенных болезнях, опухолевых процессах в области желудочно-кишечного тракта.

Фасоль - для почек



Стручковая фасоль обладает мочегонным действием, поэтому традиционная китайская медицина рекомендует употреблять её при болях в пояснице в результате заболевания почек – при отёках почечного происхождения, мочекаменной болезни, проблемах с мочевым пузырём и др. Кроме того, стручковая фасоль благотворно действует на надпочечники.

Морковь – для глаз



Если нарезать морковку кружками, можно увить почти точное изображение человеческого глаза – вплоть до мельчайших линий, имитирующих радужную оболочку. И, как мы хорошо помним ещё с детства, морковь особенно полезна для зрения.

Мало кто из нас не знаком с ситуацией (на своем личном примере или на примере своих близких и друзей), когда традиционная медицина оказывалась бессильна. Мы знаем многочисленные случаи, когда в ходе обследования у человека было выявлено некое трудно подающееся лечению заболевание. Несмотря на то, что больной выполнял все врачебные рекомендации, у него не получалось добиться желаемого выздоровления. И в этой, абсолютно тупиковой ситуации, некий доктор, выписывая очередную гору таблеток и разводя от бессилия руками, осторожно посоветовал ему попробовать метод гомеопатии. От безысходности больной обращается к гомеопатам. Как вдруг - о чудо! Болячка отступает, скептический склад ума самого пациента отказывается в это верить, а все вокруг, поморщив нос, безапелляционно заявляют, что сработал всего лишь эффект плацебо.

Несмотря на то, что о гомеопатии в последнее время говорят везде и всюду (о ней пишут в журналах, вещают с экранов телевизоров, шепчутся в офисах и рассуждают на форумах), многие до сих пор так и не понимают, как работает этот метод. Некоторые считают, что гомеопатия - это лечение травами. Другие уверены, что гомеопатические препараты вообще не обладают никакими целебными свойствами, а излечение, которое наступает в процессе их приема, по мнению скептиков, это всего лишь сила мысли самих пациентов. Третьи вообще не верят в этот способ лечения, а маленькие сладкие шарики считают безобидными конфетками. В этой статье мы постараемся рассказать Вам, что из этого является мифом, а что - правдой.

Из истории

Само слово «гомеопатия» в буквальном смысле означает «подобный болезни». Такое название новому методу лечения придумал в конце XVIII - начале XIX века немецкий врач, профессор Лейбцигского университета Христиан Фридрих Самуэль Ганеман (1755-1843). На основании собственных наблюдений он пришел к выводу, что лекарства могут быть целебными, если их воздействие сходно с признаками заболевания.

Так, изучая свойства влияния хинного дерева на организм человека, фармацевт обнаружил, что прием внутрь хинной корки вызывает у человека симптомы, сходные с симптомами . Проведя эксперименты с различными другими лекарственными растениями и минералами, С.Ганеман выяснил, что при болезни помогает то лекарство, которое у здорового человека вызывает симптомы, подобные этой болезни. Это натолкнуло его на мысль о том, что подобное лечится подобным. Так был сформулирован первый и основной принцип гомеопатии.

При дальнейших исследованиях С.Ганеман столкнулся с обострениями заболевания в процессе лечения своих пациентов. Однако он сумел найти решение этой проблемы, всего лишь уменьшив дозу исходного лекарственного вещества в готовом лекарстве. При этом оказалось, что лечебный эффект препаратов даже при низкой концентрации исходного вещества сохраняется. Так возник второй основной принцип гомеопатии - принцип малых доз.

Несмотря на то, что гомеопатия существует уже больше двухсот лет, в России этот метод официально был признан совсем недавно - лишь в в конце прошлого века.

Что же такое гомеопатия?

Гомеопатия - это целая система лечения болезней, заключающаяся в применении минимальных доз веществ, которые в больших дозах вызывают явления, сходные с признаками болезни. На сегодняшний день этот метод лечения зарекомендовал себя как один из самых безопасных и дешевых. Он не лечит симптомы, он помогает организму самому справиться с болезнью.

Как мы уже выяснили выше, один из главных принципом гомеопатии «Similia similibus curentur» («подобное лечится подобным»). Исходя из него, гомеопат в начале лечения подбирает каждому пациенту подобное его болезненному состоянию гомеопатическое средство. При этом дозы веществ, которые вызывают симптомы, сходные с симптомами данной болезни, в гомеопатических препаратах должны быть ничтожно малы.

Еще один немаловажный принцип гомеопатии заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту. Гомеопаты должны учитывать, что одно и то же заболевание переносится разными больными по-разному и может вызвать массу индивидуальных симптомов.

Отличие гомеопатии от обычной аллопатической (классической) медицины в том, что гомеопатия

соблюдает основной принцип медицины - лечить больного, а не болезнь;

рассматривает человека, как единую нераздельную систему;

лечит человека в единстве его духа и тела;

лечит причины возникновения болезни, а не ее следствие;

активизирует собственные защитные силы организма в борьбе с болезнью.

Одно из заблуждений относительно гомеопатии состоит в том, что ее относят к траволечению. В ответ на это скажем, что гомеопатия использует лекарства, заимствованные не только из мира растений, но и из мира животных и минералов. Однако использование всех веществ проходит по тем принципам, что мы перечислили выше.

Гомеопатические препараты

На сегодняшний день лечебные свойства всех основных гомеопатических препаратов давно уже изучены и описаны.

Как мы выяснили, гомеопатические лекарства содержат микроскопические дозы веществ природного происхождения. В основе препаратов лежат молекулы воды, способные нести информацию о растворенном в ней веществе.

При этом дозы гомеопатических препаратов могут быть десятичными или сотенными. Так, десятичные разведения готовятся следующим образом: к одной части лекарства добавляется 10 частей воды, перемешивается и встряхивается для равномерного распределения действующего вещества в растворе. Получается первое десятичное разведение. Потом одну часть этого раствора соединяют с 9 частями воды, перемешивают и встряхивают - это второе десятичное разведение.

Минимальным используемым разведением является 3Х - третье десятичное разведение, максимальными - тысячные сотенные разведения.

Иногда в гомеопатическом препарате не содержится ни одной молекулы вещества, а есть только вода, несущая о нем память. Так, молекул действующего вещества нет в разведениях больше 12С - в них работает только энергия, так называемая «память» воды.

Между тем, чем выше разведение, тем сильнее действует лекарство. Особый способ приготовления препаратов заключается также в многократном встряхивании и перемешивании. Гомеопаты считают, что таким образом высвобождается скрытая энергия лекарственного средства.

Гомеопатические лекарства выпускают в виде настоек, гранул, порошков, таблеток или крупинок. Так называемые гомеопатические «шарики» изготавливаются из молочного сахара, который затем пропитывается лекарственным веществом. При приготовлении гомеопатических настоек, как правило, используются экстракты исходного лекарственного вещества, приготовленного на спирту.

Также широко применяются гомеопатические средства в виде мазей, свечей, растираний, кремов для наружного применения и масел. Кром того, существуют гомеопатическая косметика и гомеопатические зубные пасты.

Заболевания, излечиваемые с помощью гомеопатии

На практике гомеопатия способна вылечить очень многие заболевания. В целом, это достаточно безопасный метод лечения, восстанавливающий индивидуальную способность организма к выздоровлению. Его сильной стороной, помимо мягкости действия и регулирующего характера воздействия, является эффективность при лечении как острых, так и хронических заболеваний.

Вследствие того, что гомеопатия лечит самого больного, а не болезнь, то организм рассматривается как неразрывное целое со всеми его медицинскими и психологическими особенностями. Настоящий гомеопат никогда не назначит лекарство, только исходя из названия болезни. Лекарство подбирается на основе симптомов, жалоб и даже конституции больного. Кроме того, особое внимание врачом - гомеопатом при выборе лекарства уделяется характеру и психическим реакциям пациента.

Гомеопатия оказывается эффективной, как при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, женской и мужской половой сферы, так и при различных аллергических, острых инфекционных, кожных и других заболеваниях.

В общем и целом, эффект от гомеопатии может быть появиться практически при любом заболевании. За исключением тех, что требуют срочного хирургического вмешательства, например, инфаркт или аппендицит.

При этом гомеопатией могут лечиться беременные и кормящие грудью женщины, а также грудные дети и аллергики.

Однако при лечении следует набраться терпения. Гомеопатические препараты помогают не сразу, а постепенно, но не вызывают абсолютно никакой зависимости.

Кроме того, стоит учесть, что в начале лечения очень часто возникает гомеопатическое обострение. Но, как говорят специалисты, это вполне прогнозируемая реакция. В некоторых случаях справиться с хронической болезнью без этого достаточно сложно.

На приеме у гомеопата

Запомните раз и навсегда: гомеопатическое лечение может проводить только врач-гомеопат, имеющий соответствующее образование, многолетний опыт и практику. Кроме глубоких знаний, он должен уметь разбираться в психике пациента, а также нести персональную ответственность за свои результаты.

Попав на прием к гомеопату, следует обратить внимание, как именно проходит консультация. Хороший специалист начинает прием с внимательного изучения с жалоб и истории болезни самого пациента, а затем переходит к изучению сопутствующих заболеваний больного и их лечения. Он также интересуется болезнями родственников, а также тем, какими способами и чем они лечились ранее.

Большое внимание врач должен уделить не только физическому, но и психологическому самочувствию своего пациента, а также индивидуальным реакциям его организма. Все эти, на ваш взгляд, мелочи, являются важными деталями в процессе уточнения диагноза и подбора гомеопатического препарата.

На основании собранной информации гомеопат подбирает соответствующие конкретному пациенту и его состоянию гомеопатические средства. Только такой способ работы с больным поможет врачу получить положительные результаты в лечении даже самых запущенных случаев болезни. Работа классического гомеопата сродни тонкой ювелирной работе, в процессе которой не могут быть упущены какие-либо мелочи и нюансы.

Лечение гомеопатическими препаратами назначается, как правило, на 1,5 - 2 месяца. При этом принимать лекарства надо строго по определенной схеме. Это главное правило при лечении гомеопатией. Дозировка препарата, частота приема и сочетание с другими лекарствами назначается в каждом конкретном случае индивидуально. После истечения назначенного срока необходим повторный прием для того, чтобы отследить динамику изменения состояния.

Внимание! Если во время гомеопатического лечения Вы вынуждены продолжать прием обычных лекарств, Вы должны обязательно сообщить об этом Вашему врачу-гомеопату.

Важно : если в процессе гомеопатического лечения у Вас возникают какие-либо вопросы или Вы заметили какие-либо изменения в своем состоянии, в том числе его ухудшение, обязательно позвоните или придете на прием к своему врачу-гомеопату.

Сколько стоит лечение гомеопатией?

В среднем, первичная консультация врача-гомеопата в специализированном гомеопатическом центре в Москве стоит от 2 200 руб. до 5 000 руб. Разброс цен, как видите, достаточно велик.

Однако повторная консультация обходится, как правило, дешевле - 1 700 руб. - 3 600 руб.

В целом, само гомеопатическое лечение, несмотря на довольно-таки высокую стоимость приема врача-гомеопата, может оказаться существенно дешевле, чем традиционное лечение таблетками. Это объясняется тем, что сами гомеопатические лекарства стоят гораздо дешевле, чем многие фармацевтические препараты.

Можно верить в гомеопатию, а можно не верить. Это неважно. Как бы там ни было, этот метод действует, и гомеопатические препараты действительно лечат. И дело тут явно не вере. С помощью гомеопатии лечат не только взрослых, но и новорожденных младенцев и даже (!) животных. Гомеопаты сомневаются, что последние вылечивают с помощью веры. Вряд ли дети и звери вообще могут быть подвержены какому-либо психотерапевтическому воздействию. Однако, как показывает большая практика многих гомеопатов, эффект от приема правильно подобранных гомеопатических препаратов есть практически у всех пациентов.

Вопрос: Здравствуйте, Сергей Вадимович! Большое спасибо за ответ! (начало в сообщении ). Гомеопатические препараты Литиум карбоникум и Литиум муриатикум уже принимала, Бериллиум тоже (метал). Без эффекта.

Постараюсь изложить своё понимание процесса. В моём понимании душа – это то же самое, что и жизненная сила в гомеопатии.

Жизненная сила – это человеческая энергия.

Почему-то всегда считала, что мне нужен препарат из начала ряда, до седьмого или восьмого столбца, так как ощущение недостатка связано с тем, что у меня никогда не было дома. Где бы я ни жила, не ощущаю это место своим домом, как будто для меня нигде нет места.

Есть своя квартира, но я не ощущаю, что она моя, не живу в ней, хотя очень нуждаюсь в своем доме. При этом свой сдаю, чтобы была возможность оплачивать проживание дочки в Москве.

Испытываю чувство вины перед дочкой в том, что даю ей очень мало, хотя даю ей всё, что у меня есть, отказывая себе во всём. Но по меркам столицы это моё "всё" – вообще очень мало, только только на жизнь.

Увлечений никаких нет, в свободное время практически не выхожу из дома, только за продуктами и на подработку. Дома сижу в социальных сетях, но ни с кем не общаюсь.

В социальных сетях ищу знакомых и смотрю их страницы: кто-то руководитель, кто-то заместитель руководителя, а я к своим сорока годам мало чего добилась и достигла. Просидела двадцать лет в одной организации на самой низкой должности в надежде, что вот-вот будет какой-нибудь карьерный рост.

Но, приходили новые сотрудники и как-то достаточно быстро продвигались, а я всё на том же месте, при этом пахала как лошадь. А теперь нет вообще никакой надежды, что в плане работы что-то изменится, так и буду до пенсии сидеть на этом месте.

В такой ситуации себя ещё больше жаль становится. Ощущение, что вот и жизнь почти вся прошла, а я, можно сказать, и не жила совсем.

Как Вы считаете, на какие гомеопатический препараты ещё можно обратить внимание?
Спасибо ещё раз за Ваши ответы.

Ответ: Здравствуйте, Оксана! То, что подобное лечится подобным верно на все сто процентов, на этом базируется в .

От размышлений о песни в человеке я уже давно ушёл, оно мне с первого прочтения показалось странным. Смотрю на это всё по другому, потому что опыт у каждого свой.

Такие размышления о песне нужны только для того, чтобы человеку незнакомому с методикой стало понятно, как работает гомеопатия. Многое Вы понимаете правильно и знаете много.

На слова о материальных ценностях в Вашем случае сложно ориентироваться, ведь иногда люди оказываются в жизненных ситуациях несоответствующих их внутреннему миру. В результате художник вынужден пахать на поле или работать на заводе у станка изо дня в день выполняя монотонную работу.

Вопрос в таком случае в том, устраивает ли человека такая рутинная работа. Некоторым людям она по душе, другим нет.

Если такая работа нравится, то его гомеопатический препарат относится к ряду , а если нет, то нужно смотреть в другом ряду – водорода, углерода, кремния, серебра или золота. А может его препарат вообще относится к царству или .

Учитывая Ваши размышления о том, как тяжко работать на одном месте и никуда не двигаться, с трудом можно придти к ряду железа, ведь такая ситуация в жизни вполне устраивает, а Вас нет.

Кроме того, препарату из ряда железа нужна таблетка, которая просто будет работать, без творчества. Гомеопатией обычно интересуются люди из ряда , а ещё чаще люди из группы или птицы, а иногда даже объекты.

То есть, у таких людей развита духовность и способность к творчеству, они могут понимать и принимать нестандартные решения. Рутина их не устраивает, Вас она тоже не устраивает, насколько понял. И опять же Вам не нравится фактор сдерживания, ограничения, когда говорите, что "всю жизнь придётся работать на одном месте ". Это указывает на туберкулиновый миазм, то есть, не чистый метал, а соль.

Исходя из этого лучше спросить: "чем бы Вы занимались, если бы у Вас всё было?". Так сказать занятие для души, хобби. Это всегда более точно характеризует человека, чем то, в какой жизненной ситуации он временно оказался. Хотя состояние "временно" может растягиваться надолго.

Душа оживляет жизненную силу, даёт ей возможность действовать. Она как бы управляет, а насколько сильно будет проявляться жизненная сила зависит от уровня её энергетики. Как батарейка. У одной батарейки напряжение полтора вольта, у другой девять, а у третьей четыреста вольт.

Это к тому, что заложена изначально энергия может быть большая, но она может быть блокирована, тем же самым миазмом, который как путами стреножил лошадь и не даёт ей бежать в полную силу. Либо энергия почти "сгорела", если человек постоянно находится в состоянии перенапряжения.

И ещё, рассуждения о невозможности достичь цели. Это препарат пятой колонки. Если ряда железа, то Ванадий. Он всё время в движении, но цели не достигает. Ещё не достигает. А Галлий уже достиг, но потерял. Вы говорите как бы "ещё не достигли".

А если говорить о том что не достиг, и даже не пытался, просто стоит на месте, то это химический элемент Титан. Такой вариант лекарства тоже соответствует принципу подобное лечится подобным .

Если всё равно заказывать препарат, то лучше Ванадий сульфурикум 200С и 1000С. Потенции ниже не нужны, выше тоже. Вы делаете много сравнений, значит энергетика у Вас высокая, можно принимать препараты в высоких потенциях.

Как более простой вариант можно начать с Кальций сульфурикум 1000С – принять три гранулы на две недели. По действию на Ванадий будет частично похож.
(продолжение в сообщении )

Гомеопат Григор Сергей Вадимович

Подобное лечится подобным. Мифы и реальность.
(От Гиппократа до Ганемана
)

Аннотация

В статье приводится описание основных этапов развития гомеопатического метода лечения, истоки его формирования, разновидности проявления.

Приводятся примеры использования принципа подобия в народной медицине древности, описывается опыт практического применения данного принципа и его теоретические разработки в работах Гиппократа и Парацельса.

Отмечается историческая роль выдающегося немецкого врача Самуила Ганемана (1755-1843) в создании гомеопатии как целостного метода лечения.

"Халдеяне, уподобляя вещи земные вещам небесным и небо низшему миру, видели в этой взаимной симпатии частей вселенной, разделенных по их положению, но не по самому их существу, гармонию, которая их соединяет подобно музыкальному аккорду".

(Филон Александрийский «О переселении Авраама»)

Существуют некоторые закономерности, которые пронизывают все сферы мироздания, проникают в самые потаенные области материи и духа, затрагивают наше сознание, охватывают глубины подсознательного, и в то же время являются стержневыми, краеугольными для всего того, что зовется видимым и невидимым, имманентным и трансцендентным, внутренним и внешним, мужским и женским. Пожалуй, одним из таких наиболее известных и, в то же время, загадочных явлений нашей действительности, является принцип подобия, основная идея которого была изложена еще в III-II вв. до н.э. Гермесом Трисмегистом в трактате «Изумрудная скрижаль» следующими словами: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И всё это только для того, чтобы свершилось чудо единственного Единого».

Но, к сожалению, по всей видимости наиболее привычным использованием принципа «подобное производит подобное» являются предпринимавшиеся многими людьми в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению или уничтожению последнего в полной уверенности, что человек, против которого направлены эти действия, испытает при этом те же страдания или умрет.

«Тысячелетия тому назад он был известен колдунам Древней Индии, Вавилона и Египта, равно как Греции и Рима, и еще в наши дни в Австралии, Африке и Шотландии к нему прибегают коварные и злонамеренные люди. Индейцы Северной Америки верят, что, нарисовав чью-то фигуру на песке, золе или глине или приняв за человеческое тело какой-то предмет, а затем проткнув его острой палкой или нанеся ему какое-то другое повреждение, они причиняют соответствующий вред изображенному лицу. Например, когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом магические заклинания. Перуанские индейцы изготовляли из жира, перемешанного с мукой, изображения людей, которые им не нравились или наводили на них страх, а затем сжигали эти изображения на дороге, по которой должна была пройти жертва. Это называлось «сжечь душу»» .

Гомеопатическая магия, прибегающая к посредству изображений, обычно практиковалась со злонамеренной целью отправить на тот свет нежелательных людей. Но она использовалась (хотя куда более редко) и с благожелательными намерениями, например, чтобы оказать помощь ближним, в том числе с целью облегчения родов или для дарования потомства бесплодным женщинам. У батаков (остров Суматра) бесплодная женщина, желающая стать матерью, изготовляет деревянную куклу, которую держит на коленях, полагая, что это приведет к исполнению ее желания.

Некоторые из даяков с острова Борнео приглашают к роженице шамана, который пытается облегчить роды, массируя ее тело, то есть рациональным способом. Тем временем за пределами комнаты другой шаман прилагает усилия к достижению той же цели средствами, которые показались бы нам совершенно иррациональными. Он притворяется роженицей: большой камень, привязанный к его животу тряпкой, обмотанной вокруг тела, изображает ребенка в утробе матери. Следуя указаниям, которые выкрикивает его коллега на действительном поле действий (в комнате), он передвигает воображаемого ребенка по всему телу, точно воспроизводя движения действительного младенца, пока тот не появится на свет.

В Древней Греции человек, которого ошибочно сочли мертвым и по которому в его отсутствие были совершены погребальные обряды, считался мертвым до тех пор, пока не проходил через обряд нового рождения. Его проводили между ног женщины, омывали, завертывали в пеленки и передавали на попечение кормилицы. Лишь после скрупулезного исполнения этого обряда вернувшийся мог свободно вступать в общение с живыми людьми.

Сфера применения принципа подобия диктовалась внутренними и внешними мотивами, побуждающими к действию носителя этого принципа, каковым в древности обычно являлся колдун. На самых ранних ступенях развития первобытного общества магические обряды и ритуалы выполнялись любым из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному - колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна: магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения» .

В течение многих веков обрядовая сторона целительских практик преобладала над медицинской, в то же время магия все в большей степени переплеталась с развивающейся религией.

Начиная с Гомера, на фоне уже сложившейся храмовой медицины, стала зарождаться научная медицина, помимо практической лечебной деятельности, занимающаяся исследованием нормальных и патологических процессов в организме человека, ставившая во главу угла научный подход. В Древней Греции, а затем и в других странах складывается целый ряд врачебных центров, самым известным из которых стал греческий Кос, где приблизительно в 460 году до н. э. родился знаменитый асклепиад Гиппократ. В семье Асклепиадов, привилегированной прослойки врачей, считающих себя прямыми наследниками бога медицины классической эпохи – Асклепия, в Книде и Косе передача медицинских знаний осуществлялась от отца к сыну.

Основным методом лечения у гиппократиков – группы врачей, в разные годы написавших все 62 трактата (не считая апокрифических работ), входящие в состав «Гиппократова сборника» - является принцип лечения противоположным, то есть антипатия. Однако, учение Гиппократа столь разнообразно, что в нем встречается и примеры лечения подобным.

В своей работе, посвященной Гиппократу и его учению, известный представитель научной медицины XYI века Ян Корнарий, ссылаясь на «Гиппократов сборник», пишет: «Per similia morbus fit, et per similia adhibita ex morbo sanantur. Velut urinae stillicidium idem facit si non sit, et, si sit, idem sedat. Et tussis eodem modo, velut urinae stillicidium, ab iisdem fit et sedatur, aliquando autem a contraries» . «Болезнь производится средствами, схожими с теми, которые употребляются для её излечения. Например, задержание мочи причиняется тем же, чем от него и излечиваются. Равным образом, кашель может произойти от действия тех же самых средств, которые обыкновенно его останавливают - иногда же, впрочем, и от противоположных».

Основоположник классической гомеопатии С. Ганеман в своем труде «Органон врачебного искусства» упоминает: «Уже автор книги, приписываемой Гиппократу, говорит о весьма упорной холере, излеченной единственно белою чемерицей (helleborus albus), которая между тем, по свойству своему, производит холеру – как это видели Forectus, Ledelius, Reimann и многие другие» .

Один из законов, на который ссылались древние врачи и философы для объяснения дифференциации частей эмбриона, состоял в том, что подобное стремится к подобному. Так, в трактате «О семени и природе ребенка», приписываемого Гиппократу, говорится: «Тело, возрастая от дыхания, делится на члены, и в нем все подобное несется к тому, что ему подобно: плотное к плотному, редкое к редкому, влажное к влажному; всякое несется в собственное место, к тому, с чем имеет сродство и из чего также произошло. И все, что произошло из плотного, становится плотным, а все, что из влажного – влажным, и все прочее возникает по такому же способу во время роста» .

Другая грань закона подобия приоткрывается в трактате «О природе человека», где говорится о принципе действия лекарства в организме человека: «когда лекарство войдет в тело, оно прежде всего извлекает все то, что ему из всех элементов, существующих в теле, наиболее сродно по природе, а затем уже извлекает и очищает и все остальное, подобно тому, как посаженные растения, когда они войдут в землю, каждое из них извлекает из земли то, что приспособлено к его природе»

С течением времени учение Гиппократа вышло далеко за узкий круг знаний специалистов и стало частью культурного достояния образованных людей. Во II веке н.э. слава Гиппократа распространилась до самых отдаленных границ греческого мира. Значительный вклад в распространение его идей внес выдающийся врач античности Гален из Пергама, о котором известный французский врач XIX века Шарль Дарамбер писал: «Гален прославил себя своим преклонением перед Гиппократом, которого он называет своим учителем, не меньше, чем огромным вкладом, который он внес в развитие медицинских наук» .

Сменялись эпохи, появлялись новые учителя со своими оригинальными концепциями, имевшими своих последователей. Теории рождались, проживали свой век и большинство из них кануло в лету или остались как исторический факт их существования, также как и их авторы – часто талантливые и выдающиеся представители медицинской науки. Но только реальный практический опыт лечения страждущего человека во все времена оставался главным критерием эффективности труда врачей и целителей.

Имя Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма вошло в историю медицины и философии как Парацельс (1493 – 1541). Он был не только медиком, но и алхимиком, философом, активным борцом против схоластики. Его огромная заслуга перед наукой заключается в соединении медицины с химией. Занимаясь врачеванием и алхимией, он вводит ряд химических веществ в медицинскую практику, заложив основы иатрохимии.

По его мировоззрению, первоматерия есть результат творения Бога. Окружающий мир, природа во всех своих проявлениях представлялась ему макрокосмосом, а человек в ней рассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы, он рассматривал его в единстве с нею, считая, что между ними существует тесное единство, полное соответствие, и в своей совокупности они представляют единое целое. Процесс познания для Парацельса начинался с природы. Этим Парацельс отличался от многих авторитетных своих предшественников и современников. Им велась бескомпромиссная борьба с «вульгарными» заклинателями духов и теми, кто их «вызывает».

Парацельс считал, что каждое существо не ограничено одним только физическим телом, имеет так же другие, невидимые для человеческого глаза тела, которые он называл - звёздными телами, человеческой и Божественной душой. Человек способен влиять на мир не только физически, но так же своими мыслями и чувствами. Таким образом, в философии Парацельса ставится вопрос об ответственности человека перед вселенной и возникающих в связи с этим этических требований к нему. Если человек противодействует законам вселенной, не соблюдает Закон, то он вносит разлад в мировую гармонию.

В книге «Тайны алхимии, открытые в природе планет» он пишет: «Врачу надо знать первопричину всех болезней, дабы мог он различить, которая проистекает от скверного мяса или питья, а которая от яблок, трав и иных плодов земных; и полезно знать ему тайны трав и кореньев, которыми можно излечить болезнь. Но если причина кроется в минералах, такие болезни надо исцелять тайнами известных металлов, ибо тайны трав и кореньев совсем иные и здесь бессильны. Подобным же образом, если болезни вызваны влиянием небес, ни одна из вышеупомянутых тайн не сможет избавить от них, но оные должно исцелять астрологией и небесными влияниями. Наконец, если та или иная хворь или напасть накликаны на человека неким сверхъестественным путем, колдовством или же какими-либо магическими чародействами, то ни одно из названных трех лекарств не поможет; но должно существовать магическое средство, которым можно ее исцелить»

Парацельс жил в среде, для которой было свойственно внешнее благочестие, часто скрывающее за собой внутреннюю пустоту и, будучи христианином, он проповедовал следующие принципы: «нам надлежит утвердить фундамент и краеугольный камень нашей мудрости на трёх основных положениях. Первое из них есть молитва (сильное стремление и желание к тому, что есть благо) … и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чём просим и найдём то, что ищем. Двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами, и то, что было сокрыто от нашего взгляда, откроется нам. Следующий принцип есть вера; не простая убеждённость в чём-то, что может быть или не быть истинным, но вера, основанная на знании, непоколебимая убеждённость, вера, которая может двигать горы и низвергать их в океан и для которой возможно всё. Третий принцип есть Воображение. Если сила эта пробуждена должным образом в нашей душе, нам не составит труда привести её в гармонию с нашей верой. Человек, погруженный в глубокое раздумье, похож на лишившегося всех своих чувств. Мир считает его глупцом, но для Всевышнего он мудр. Он может достичь Бога через свою душу. Таким путём, мы можем стать, подобны апостолам и не бояться, ни смерти, ни тюрьмы, ни страданий, ни пыток, ни усталости, ни голода и ничего другого» .

Бессилие нозологического подхода в назначении лекарственных средств и гомеопатический принцип «лечения подобного подобным» проповедуются Парацельсом в следующих словах: «Название болезни не служит показанием для лекарства. Это подобное, которое должно быть сравнимо с его подобным, и это сравнение ведет к открытию чудесных составов для исцеления.… Ни одна горячая болезнь не излечивается холодным, ни холодная - теплом. Но часто бывает, что подобное своему излечивает свое…».

Гений Парацельса на закате Средневековья сделал отчаянную попытку прорвать блокаду устоявшихся традиций, впервые ввел в медицинскую практику целый ряд новых средств, как растительного, так и минерального происхождения на основании того, что в составе живого тела участвуют те же “элементы”, которые входят в состав всех тел природы; развил теорию медицины, исходя из приоритета холистического подхода к здоровью человека над нозологическим, чем и способствовал скорейшему появлению на свет лечебного метода, знакомого нам под названием «Гомеопатия» и основателем которого является немецкий врач Христиан Фридрих Самуил Ганеман (1755-1843)

Медицина 18-ro века находилась в безотрадном положении. Физиологии, патологии и диагностики не существовало почти вовсе; но, тем не менее, каждую болезнь непременно старались как-нибудь более замысловато объяснить, вследствие чего создавались всевозможные и разнообразные теории и гипотезы происхождения болезней, сочинявшиеся за письменным столом и не имевшие за собою никакого реального основания.

Будучи гениальным врачом, сочетающем в себе реалистический взгляд на окружающую действительность, энциклопедические знания в разных областях науки своего времени и огромный творческий потенциал, Ганеман видел всю недееспособность современной ему медицины, и в 1808 г. говорил: «Нужно же, наконец, громко и открыто сказать, и да будет же громко и откровенно сказано перед целым светом: наше медицинское искусство требует полного преобразования с головы до ног. Всё, что не нужно, - делается, а что самое существенное, то совершенно просматривается. Зло стало так велико, что добродушная мягкость Иоганна Гуса больше не поможет, и только пламенное усердие твёрдого, как скала, Мартина Лютера, может вымести необычайный сор» .

Ганеман осознавал, что вся современная ему медицина все больше отрывается от реальности, и находился в постоянном поиске, много читал, профессионально проводил химические эксперименты, занимался переводами с французского, английского и итальянского языков выдающихся сочинений в области медицины и химии. Он не ограничивался простой передачей этих работ с чужого языка на немецкий, но дополнял их собственными, весьма ценными, примечаниями и самостоятельными исследованиями. В это время он уже пользовался во всей Германии репутацией одного из лучших учёных и врачей, имя которого всюду пользовалось уважением и служило лучшим украшением известных "Химических анналов" Крелля. Его работа "Об отравлении мышьяком" считалась классической в своём роде и до сей поры не потеряла своего значения; предложенные им способы исследования вин во всей Германии назывались "ганемановскими винными пробами"; его препарат чистой азотнокислой закиси ртути до сих пор носит его имя "Mercurius solubilis Hahnemanni".

В 1790 году, случилось событие, которое послужило появлению на свет нового метода лечения. Во время перевода раздела работы Кёллена «Лекарствоведение», посвященному действию хинной корки, он решился испытать её на самом себе и открыл, что она вызывает особого рода лихорадку. «Этот факт навёл его на размышление, не оттого ли хина излечивает перемежающуюся лихорадку, что она имеет способность вызывать другую искусственную, но более или менее сходную лихорадку, и не в этом ли заключается специфичность всех лекарственных веществ, что они в состоянии производить у здоровых болезненные состояния, подобные тем, как они излечивают у больных, т.е. на основании того соотношения между болезнью и лекарством, которое он позже окрестил под именем «гомеопатического». Глубокое размышление над этим вопросом и усердное изучение в течение 6 лет древней и новой литературы, с целью проследить следы этого (гомеопатического) принципа у древних авторов и позднейших писателей, привели его к более зрелому убеждению, что в корне всякого действительного радикального излечения посредством лекарств лежит принцип similia similibus curantur, и результат этой шестилетней умственной работы он опубликовал в 1796 г. в журнале Гуфеланда, в замечательной статье, под заглавием: «Опыт нового принципа для отыскания целительных сил лекарственных веществ»» . В этой работе впервые прозвучала сущность учения С. Ганемана: «Каждое влиятельное лекарственное средство возбуждает в человеческом теле известный вид собственной болезни, которая тем своеобразнее, определённее и сильнее, чем сильнее лекарство. Нужно подражать природе, которая иногда излечивает хроническую болезнь посредством присоединяющейся к ней другой, и нужно применять к подлежащей излечению (преимущественно хронической) болезни то лекарственное вещество, которое в состояние возбудить другую, наивозможно сходную, искусственную болезнь, и первая будет излечена; similia similibus» .

1796 год считается годом рождения Гомеопатии.

В 1805 г. С. Ганеман опубликовал также в журнале Гуфеланда статью под названием «Опытная медицина», в которой получили дальнейшее развитие основные положения его «Опыта нового принципа». Она содержит в себе серьёзное и сжатое изложение всего учения, основанного отнюдь не на каких-либо умозрительных догадках о сущности болезней, а исключительно на опыте и наблюдении. Ганеман теперь предлагает своё практическое правило лечения гораздо более уверенно и настойчиво, и не только в применении к хроническим, но и к острым болезням. «Успех такого лечения, согласно с законами природы, так надёжен, так верен без всякого исключения, так быстр вне всякого ожидания, что ни один метод лечения болезней не может представить ничего подобного. Излечение острых и хронических болезней, как бы они не были угрожающи, тяжелы и продолжительны, наступает так скоро, так совершенно и так незаметно, что больной воображает себя непосредственно перенесённым в состояние настоящего здоровья, как бы посредством нового творения» .

В то же самое время Ганеман продолжал испытания других лекарственных средств, предполагая что и они, подобно хине, смогут вызывать в здоровом организме болезненные состояния, подобные тем, какие они излечивают у больных. У него появляются ученики и последователи, которые присоединяются к этим опытам.

Он изучает всю доступную ему медицинскую литературу и собирает множество положительных свидетельств, подтверждавших его предположение: везде, где сообщалось о достоверном случае излечения какой-либо болезни посредством какого-либо лекарственного вещества, при поверке оказывалось, что это лекарственное вещество имеет способность вызвать у здорового симптомы, подобные тем, которые оно вылечивало у больного.

На основании всей проделанной работы он делает вывод, что все известные ему случаи излечения больных, отличаясь между собой во всех отношениях, имеют одну общую черту, а именно сходство или гомеопатичность между симптомами болезни и симптомами физиологического действия лекарства, вызвавшего излечение, и, следовательно, эти средства должны излечивать у больного такие болезни, которые сходны с теми, которые они производят у здорового.

Свое развитие учение Ганемана получило в его классическом труде «Органон врачебного искусства или основная теория гомеопатического лечения», вышедшего в свет в 1810 году и в последующем выдержавшего еще пять изданий (последнее, 6-е издание, было опубликовано только в конце 1921 года, много лет спустя после смерти автора).

В этой удивительной книге Ганеман, до сих пор называвший свой метод лечения «специфическим», в первый раз дал ему название «гомеопатического», от греческого слова «гомойон» - подобный и «патос» - болезнь, совершенно согласно с основным практическим правилом этого метода – «similia similibus curentur» - лечи подобное подобным. Это слово было подхвачено на лету для обособления учения Ганемана в отдельную ересь. Сам он был поставлен в вынужденное положение ересиархa, а собравшиеся теперь вокруг него ученики получили сектантское прозвание «гомеопатов», причем первоначальный и грамматически точный смысл слова был совершенно забыт и искажён, и стал теперь иронической кличкой для обозначения чего-то малого до смешного.

Ганеман прямо шел по предназначенному ему пути; помимо преподавания и неутомимого испытания лекарств, он ревностно занимался частной практикой и, благодаря своим удивительным излечениям, с каждым годом приобретал всё большую известность. Ученики его также применяли гомеопатический метод в своей практике, тоже получали выдающиеся случаи излечения и, таким образом, способствовали успеху распространения гомеопатического метода лечения.

Основные принципы учения Ганемана сводились к следующим положениям: 1) изучать действие лекарств в свете испытания их на здоровых людях; 2) применять таким образом изученные лекарства у постели больного на основании гомеопатического принципа, т. е. лечить болезни такими лекарствами, которые сами вызывают у здорового человека подобные болезни; 3) употреблять лекарства, выбранные по этому принципу в малых дозах, т. е., в таких приемах, которые уже не в состоянии проявить своё болезнетворное действие, руководствуясь в вопросе о дозе не рассуждениями, а клиническим опытом и наблюдением; 4) назначать каждое избранное средство порознь, в простом виде, а не в смеси со многими другими. Эти четыре принципа, по его глубокому убеждению, должны были лежать в основе рациональной и успешной терапии, и они-то и составляют цельное, здоровое и неизменное ядро того метода лечения, которое со времени появления «Органона» стало называться «гомеопатией» .

Ганеман признавал, что сущность исцеления в соответствии с законом подобия, который он называл «естественным», ему неизвестна; так же как неизвестен и механизм его действия, но в результате многочисленных испытаний разнообразных лекарственных средств и на основании богатейшего многолетнего клинического опыта, он выявляет те закономерности, которые легли в основу «формулы» этого закона: «Целительные действия гомеопатического способа обусловлены естественным законом, который еще не узнан поныне, но на котором, однако, во все времена основывалось всякое истинное лечение. Вот формула этого закона: Слабейшее динамическое поражение надежно уничтожается в живом организме другим сильнейшим, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего проявления» .

Ганеман не стремился подводить какую-либо научную основу под свой метод лечения ввиду его самоочевидности. Тем не менее, он приводит следующее объяснение, которое считал наиболее верным, так как оно основано исключительно на данных чистого опыта: «Всякая болезнь (нехирургическая) состоит только в динамическом уклонении жизненной силы от нормального состояния, состоящем в изменении отправлений и ощущений организма и обнаруживающемся видимыми припадками. Назначая больному гомеопатическое лекарство, врач подвергает его влиянию другой динамической силы, превращающей естественную болезнь в искусственную, которая очень сходна с первою и несколько сильнее ее. А так как сила, производящая болезнь, представляет собою нечто нематериальное, чисто динамическое, то естественная болезнь перестает существовать, как скоро ее заменит искусственная, первая преодолевается и уничтожается последнею. Но как продолжительность искусственно вызванной болезни обыкновенно незначительна, то и она тотчас преодолевается жизненною силою, так что эта хранительница нашего организма скоро возвращается к нормальному состоянию целости и первоначального здоровья» .

Лечение подобного подобным в том или ином виде практиковалось уже задолго до Ганемана, и он в своем трактате «Органон» указывает на Гиппократа, Бульдюка, Детардинга, Майора, Бренделиуса, Данквертса, Бертолона, Тура, Штёрка, Шталя, и делает при этом следующее примечание: «Я привожу эти выдержки из сочинений писателей, предчувствовавших гомеопатию, не в качестве доказательств основательности этого учения, которое само по себе твёрдо установлено, но чтобы избегнуть упрека в том, будто я умолчал об этих предугадываниях с целью обеспечить за собою первенство этой идеи». Из этих слов ясно видно, что о присвоении Ганеманом чужого открытия не может быть и речи; он только указывал, что «если иногда какой-нибудь мудрец осмеливался предлагать нечто подобное similia similibus, то на это никто не обращал внимания»; а также он имел полное основание говорить, что «никто доныне не преподавал этого гомеопатического способа лечения», «никто его не разрабатывал» (курсив Ганемана).

Великие идеи всегда имеют своих предвестников и великие изобретатели всегда имеют своих предшественников. Многие учёные уже смутно сознавали существование гомеопатического принципа в природе, но Ганеману одному и первому принадлежит заслуга ясной и глубокой оценки гомеопатической идеи и воздвижения этой идеи на степень строго научного индуктивного закона.

За последующие два столетия многие ученые из разных областей знаний занимались разработкой концепции принципа лечения подобного подобным. Особенно большой вклад в это общее дело внесли физиологи, физики и, конечно, врачи-гомеопаты, продолжающие дело своего Учителя.

На недосягаемую и таинственную высоту принцип подобия поднят в Библии, где в 1-й главе Книги Бытия говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [Быт.1,26-27]

Ветхозаветный пророк Исаия, видевший отступничество царей иудейских, нечестие народа и последовавшее в связи с этим в 705-701 гг. до Р.Х. ассирийское нашествие и осаду Иерусалима, по этому поводу говорит: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» [Ис.40,18]

Целебная Божественная Сила открывается в послании апостола Павла к Римлянам: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» [Рим.8,3]

После того, как иудеи сделали себе идол в виде золотого тельца по образу и подобию своих иллюзий о сущности Бога, выведшего их из Египта, Моисей, вернувшийся с горы Синай «бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» [Исх.32,19-20]

Яркий пример принципа лечения подобного подобным приведен в книге Числа, в которой описывается эпизод, происшедший в период исхода иудеев из Египта, когда в результате укусов змей «умерло много народа из [сынов] Израилевых» [Чис.21,6]. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» [Чис.21,8-9].

Апофеозом этого события является сказанное в Евангелии от Иоанна: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин.3,14-15]. Литература:

1. Библия // Синодальный перевод.

2. Hеведомская Л. «Вестник богов» // газ. «Оpакул», № 7.1995.

3. Джеймс Джордж Фрезер «Золотая ветвь. Исследование магии и религии.» // Перевод М.К.Рыклина. М.: Политиздат, 1980.

4. Жуана Жак «Гиппократ» // Феникс, Ростов-на-Дону, 1997.

5. Ганеман Самуэль «Органон врачебного искусства» (5-е издание) // «Аврора», Санкт-Петербург, 1992.

6. Гиппократ «Избранные книги» // Перевод В.И.Руднева. М.:, «Сварог», 1994.

7. Чикин С.Я. «Врачи философы» // М.: «Медицина», 1990.

8. Теофраст фон Гогенгейм Парацельс «Тайны алхимии, открытые в природе планет» // Из «Магического Архидокса»

9. Гартман Франц «Жизнь Парацельса и сущность его учения» // М.: «Новый Акрополь» 1997.

10. Бразоль Л. Е. «Самуил Ганеман: Очерк жизни и деятельности» // СПБ, 1896.

11. Ганеман Самуэль «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ» // Перевод Л.Е. Бразоля. Издание Санкт-Петербургского Общества врачей-гомеопатов, СПб, 1896.

12. Hippocratis Opera Jano Cornario interprete, 1564 pp. 87, 88.

13. Charles Victor Daremberg «Oeuvres anat., physiol. et medic. de Gallen» (1854-56); «Oeuvres choisies d\"Hippocrate etc.» (2-е изд. 1855).
Igor K. Nurmeev.

Let likes be cured by likes. Myths and reality (from Hippocrates to Hahnemann)

In article the description of main phases in the homeopathic method history, origins of its formation and variety of its demonstration are recorded. Examples of similarity principle using in antiquity folk medicine are listed, experience of practical administration of this principle and its theoretical development in works of Hippocrates and Paracelsus are described. Historical role of conspicuous German doctor Samuel Hahnemann (1755–1843) is noted. – в 1986 г. закончил Военно-медицинский факультет при Куйбышевском государственном медицинском институте, по специальности «лечебное дело». В 1987 г. в должности врача медицинского пункта войсковой части принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 1995 г. частная медицинская практика «Диагностика и лечение больных терапевтического профиля с использованием гомеопатии и мануальной терапии». В настоящее время – вице-президент общественной организации «Ассоциация АнтЭра – Институт клинической медицины и социальной работы им. М. П. Кончаловского».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.