Со скольки лет берут в футбольную академию. Рекомендации по отбору детей в футбольную секцию или спортивную школу

Что такое футбольная секция ? К нам часто обращаются родители, чьи дети хотят заниматься футболом, но не готовы к полноценному многолетнему обучению в футбольной академии. В таком случае секция - это оптимальный вариант для занятий спортом.

Мы распределяем детей по пяти возрастным группам и предлагаем настоящий спортивный режим для тех, кто хочет почувствовать себя футболистом!

Тренировки проходят четыре раза в неделю - ведут их тренеры клубной Академии, которые знают всё о футбольной тактике и физических нагрузках, а также учат ребят дисциплине и работе в команде.

Приходите к нам заниматься футболом и будьте частью большой команды! Мы ждём вас на нашем стадионе!

Особенности футбольной секции «Локомотива»:

  • Первая пробная тренировка - бесплатно!
  • Занятия проходят на полях «РЖД Арены» под руководством тренеров клубной Академии.
  • Интересные тренировки и настоящий спортивный режим.
  • Дети могут почувствовать себя частью большой команды, стать более дисциплинированными и организованными.
  • Выбор времени для тренировок: занятия проводятся несколько раз в неделю.
  • Удобное расположение: тренировочные поля находятся на стадионе «РЖД Арена» в пяти минутах от станции метро «Черкизовская».
  • Самые талантливые ребята могут попасть в Академию футбольного клуба «Локомотив».

Что нужно, чтобы записаться на секцию:

  • Взять справку у педиатра, что ребенок может заниматься футболом. Справка о здоровье предъявляется два раза в год
  • Посмотреть в расписании, когда занимается ваша возрастная группа
  • Прийти согласно расписанию в любое удобное для вас время. Первая тренировка бесплатна!
  • Звонить, чтобы записаться на пробную тренировку, не нужно!
  • Оплата производится за календарный месяц - 1 числа каждого календарного месяца. На первой тренировке у вас должна быть уже оплаченная квитанция. Без оплаты попасть на тренировку нельзя.

    Обращаем ваше внимание, что у нас изменились банковские реквизиты. С 01.01.2018г. оплата должна производиться по новым реквизитам. Квитанции с новыми реквизитами находятся в малом манеже

  • Если вы оплатили занятия за месяц и посетили всего одну тренировку, все остальные тренировки сгорают. Справки не действуют. Тренировки не переносятся и не замораживаются.
  • Мы не принимаем новых учеников позднее 15 числа каждого месяца
  • После сдачи документов мы фотографируем ребенка и выдаем электронный пропуск. Дети без пропуска до тренировок не допускаются

Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров 2-ой лиги Советского футбола.

Раньше мальчишки приходили в футбол с 5-6 летним стажем уличного футбола, и обучение начиналось на базе приобретённых на улице самобытных двигательных и игровых навыков. Теперь же обучение приходится начинать с очень раннего возраста и практически с нуля. Подобные сопоставления дают достаточно оснований, чтобы убедиться в том, что уровень физического и, особенно, игрового развития мальчишек прошлых лет был значительно выше нынешнего поколения.

Современный футбол и скоростной и силовой, и это результат непрерывного развития от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каким бы трудным не было упражнение, оно в конечном итоге становится доступным и лёгким, благодаря постепенному и последовательному обучению. А от сложного есть только один путь- к ещё более сложному. Гениальное всегда просто.

Профессия детского футбольного тренера многогранна. Он учитель и воспитатель, исследователь и экспериментатор, мастер своего дела не только по профессии, сколько по призванию. Если у ребёнка нет или не хватает футбольных знаний- беда небольшая. Знания приобретаются. Если нет природных способностей- трудность непоправимая. Очень важно определить эти способности в раннем возрасте ребёнка. Тогда больше будет времени для их развития и, соответственно, результаты вашей работы и труд ребёнка будут налицо.

Символично можно определить пять заповедей детского футбольного тренера.

1.Футбол- это игра. Поэтому урок в детском футболе должен быть похож на игру.

2.Талант- это, чему невозможно научить. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития природных данных.

3.Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда- насколько эти возможности можно реализовать.

4.Футбол –один из самых сложных в обучении видов спорта. Научить играть при помощи только одних упражнений невозможно. Упражнение- это теория, игра-практика.

5. Самобытность каждого мальчишки- это выражение своей неповторимой особенности, что как раз и ценится в игре.

Работа детского тренера начинается с отбора, а ещё чаще с набора, и уже в процессе занятий тренер решает, на какие компоненты и факторы необходимо обращать внимание. Многолетние наблюдения и практический опыт показали, что в основе отбора должны лежать не приобретённые, а в первую очередь- психофизиологические особенности ребёнка. Какими же природными качествами должен обладать мальчишка, чтобы научиться играть в футбол? В начальной стадии во главе угла должен лежать критерий, определяющий игровое мышление.

Английский профессор Г.Айзенков, создатель тестов по определению интеллектуального развития в своей книге «Проверьте свои способности» писал:» Можно сказать, что под умственными способностями мы понимаем то врождённое свойство нервной системы, которое позволяет одному человеку думать, решать интеллектуальные проблемы лучше, чем другому.»

Метод набора в футбольную секцию или в футбольную школу должен быть игровым. Если в игре мальчишка проявляет склонность играть на перехвате, играть без мяча, делать своевременную подстраховку, принимать решение до приёма мяча,значит он в наиболее вероятной степени обладает способностями к развитию игрового мышления.

Этапы отбора.

В настоящее время пользуются в большей степени набором детей в начальные группы подготовки с очень раннего возраста (5-6 лет)и потом в процессе занятий осуществляется собственно отбор на первый взгляд наиболее перспективных ребят. Но судить о талантливости можно только в процессе наблюдения за детьми или на каком-то интуитивном уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что был вначале слабее- становился сильнее, а преуспевающего в игре обгонял отстающий.

Темп развития юного футболиста зависит не только от качества обучения, но и от врождённых данных, исходный уровень которых у разных мальчишек неодинаков. Имеется ввиду физическое развитие ребенка. В определённом возрасте физическое развитие кажется имеет решающее значение в определении возможностей ребёнка как футболиста, и здесь для тренера главное не ошибиться. Он должен определить степень возможностей ребёнка, у которого физическое развитие немного задерживается. Как это сделать?

Существует общая схема формул критериев отбора, это три показателя особенностей ребёнка: Скорость, Смелость(или это по-другому называют- бойцовские качества) и мышление. Есть ещё особенность-умение (т.е. ребёнок уже в какой-то степени владеет навыками игры в футбол, но как мы решили ранее - умение это дело наживное.

Итак, скорость-это врождённое качество. Так как современный футбол скоростной - это качество одно из основных критерий при отборе. Смелость или бойцовские качества? Футбол не только скоростной, но и силовой, единоборства идут по всему участку футбольного поля, значит этот критерий тоже имеет немаловажное значение. И, наконец, мышление в современном футболе тоже имеет важное значение. Вывод: если у ребёнка есть задатки всех этих качеств- значит он принят безоговорочно. Это идеальная формула. Что делать, если одно из этих качеств отсутствует? Это не беда, конечно, ребёнок должен быть принят и над отсутствующим качеством нужно работать, развивать его в большей степени. Но если отсутствует больше,чем одно, очень часто работа бывает впустую. Что можно отнести к показателю - смелость: если мальчишка бросается под удар мяча и не поворачивается спиной, если при сближении с соперником не сбавляет скорость и смело идёт в стык, если не выжидает, а сразу вступает в единоборство и заставляет соперника своими действиями ошибаться, если не раздумывая берёт на себя инициативу обводки и удара по воротам. Это и есть бойцовские качества.

Показатели игровых способностей.

С мячом: 1.Склонность к обводке

2.Игра в пас

3.Нестандартные, самобытные действия.

Без мяча: 1.Выбор позиции

2.Подстраховка

3. Игра на перехвате, опережение, добивание

4. Умение открыться

5. Решение действия до приёма мяча.

Есть ещё показатели так называемых морально-волевых качеств- это систематичность посещаемости, стабильность трудолюбия. Содержание тренировочного процесса на первом этапе состоит из двух разделов:

1.Игра и развитие физических качеств через упражнения с мячом. Суть этих упражнений в психологическом эффекте, возникающим благодаря положительным эмоциям от физических упражнений с мячом. И это очень важно в детском и подростковом возрасте.

2.Суть методики развития самобытных навыков- в самостоятельном выполнении предложенных упражнений. Не нужно сразу поправлять или учить выполнять те или иные двигательные действия. Техника движений- это прежде всего многократное повторение упражнений. Хорошо, если сам ребёнок придёт к правильному выполнению техники движения.

Для первого года обучения предлагается программа:

Наименование

Сент.Окт.Нб.Дек.Янв.Февр.МартАпр.МайИюнИюл.Авг.

ТеорияБеседы:

Развитие самобытных навыковДвигательныеВедение мяча

Передачи

ИгровыеФутбол на ¼ поля

Мини-футбол в зале

Гандбол с элементами футбола

Подвижные игры и эстафеты

Продолжительность тренировки- 60минут

А) специальные двигательные навыки- 15 минут

Б) Игровые навыки- 40 минут

В) Информация о футболе и правилах игры – 5минут

Основой техники игры в футбол является обучение ведению мяча, удары по мячу в

Сторону ворот, остановка мяча и передачи. Так как дети приходят в футбол в очень раннем возрасте, говорить о каких-то игровых навыках не приходится. Всё начинается с нуля и дать упражнения надо самые простые. Но при этом дети должны с самого начала усваивать, что:

При ведении: 1. Наблюдать за мячом нужно периферическим зрением (дети поймут быстрее, когда им говоришь смотреть «краем глаза»)

2.При ведении нужно касаться мяча как можно чаще.

3. Вести мяч нужно и правой и левой ногой.

При ударах: 1. Нужно смотреть на мяч, а траекторию полёта мяча определять мысленно.

2.Нужно напрягать мышцы как опорной ноги, так и бьющей(малейшее расслабление мышцы может привести к травме)

3. Попадать по мячу самой твёрдой частью голеностопного сустава, подъёмом (а для этого нужно научиться оттягивать носок ноги)

При остановках: 1. Нужно научиться определять траекторию полёта мяча.

2.При касании с мячом нужно научиться не только расслаблять мышцы, но ещё и помогать уступающим движением части тела,гасящим скорость летящего мяча.

3. Останавливать мяч нужно уметь всеми (кроме рук) частями тела.

Все технические приёмы усваиваются в процессе неоднократных их повторений.

При ведениях мяча нужно двигаться по прямой, меняя направления, по кругу, вокруг себя. Касаться мяча оттягивая носочек, когда ведёшь по прямой. Касаться мяча внешней и внутренней стороной стопы- при изменении направления движения. Двигаться с мячом, перекладывая его с ноги на ногу. Вести мяч, обводя препятствия (стойки, фишки, соперника).

Можно вести мяч самостоятельно, в парах, в тройках (при этом делая ещё и передачи друг другу).

Удары- самоё любимое упражнение начинающих футболистов. Раньше было такое выражение «кто сильнее всех бьёт, тот лучше всех играет». В какой-то степени это высказывание недалеко от истины. Тот, кто быстрее освоит этот технический приём будет иметь иметь преимущества и в передачах и во взятии ворот соперника.

Вначале нужно начинать обучать ударам по неподвижному мячу, но наибольший эффект обучения- это удары по катящемуся мячу. Вся прелесть игры в футбол и умения самих футболистов- в движении. Хотя в современном футболе голы со стандартных положений имеют не меньший эффект, чем голы с игры.

Футбол, как и все другие виды спорта имеет свою координацию движений, связанную с очень частым и резким изменением направления движения. Поэтому, специальным футбольным движениям, даже без мяча, нужно обучать с самого начала и делать это лучше в форме игр или эстафет, может быть каких-то соревнований, когда у детей просыпается азарт и они проявляют наибольшие старания. При это очень полезно поощрять их похвалами, даже если ребёнок или его команда в данный момент оказалась слабее соперника.

Игра в футбол включает в себя такие понятия, как: техническая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка и психологическая подготовка. В комплексе эти виды подготовки называют «школой футболиста». В начальной стадии обучения(в группах начальной подготовки) преобладают техническая и физическая подготовка в большей степени, чем тактическая и психологическая подготовки. Тактические задачи в основном решаются индивидуально каждым начинающим футболистом, а психологическая подготовка осуществляется автоматически непосредственно в игре или соревновательном турнире. Мы рассмотрели в основном первых два вида подготовки. Групповые, тактические и психологические задачи осваиваются в более старшем возрасте.

Воспитание молодых спортсменов, в частности футболистов, это неотъемлемая и фундаментальная часть работы большинства отечественных клубов профессиональной лиги. Развитие академии ЦСКА - приоритетное направление деятельности «армейцев». В школе создаются оптимальные условия для того, чтобы максимально возможное число ребят прошло все этапы становления на пути к молодежной и основной команде.

Общая информация

Академия ЦСКА основана в 1954 году, как группа подготовки молодых футболистов при команде ЦДСА. В 1970 году подразделение реорганизовано в детско-юношескую С 2001 года группа входит в структуру ПФК ЦСКА.

В ДЮСШ занимаются юные спортсмены в 13-ти возрастных категориях, общее число учащихся составляет около 400 человек. Основные группы:

  • Класс набора.
  • Группа начальной подготовки.
  • Учебно-тренировочные команды.
  • Категория спортивного совершенствования.
  • Молодежная команда.

Игровые соревнования

Начиная уже с учебно-тренировочного этапа юные спортсмены участвуют в различных турнирах и соревнованиях. Молодежная группа играет в Клубной лиге на первенство РФ среди спортивных и футбольных школ ПФК Московского региона. Парни из группы спортивного совершенствования участвуют дополнительно в кубковом турнире имени Роберта Фульды. Младшие составы пробуют свои силы в матчах на призы Федерации. Команда представлена двумя составами. Также коллективы разных возрастов играют на турнирах международного уровня.

Набор в футбольную академию ЦСКА

Каждый март, апрель и сентябрь футбольная академия «армейцев» проводит набор мальчиков возрастом 6-11 лет. Для просмотра, который проходит на полях учебной школы, необходима медицинская справка ребенка, спортивная форма и свидетельство о рождении. Сведения о времени и месте сбора предварительно размещаются на официальном сайте в графе «Объявления». Отбор кандидатов осуществляется в два этапа, которые рассмотрим подробнее.

Первая стадия конкурсного отбора

Для объективной оценки привлекаются не менее двух специалистов академии ЦСКА. Испытания проводятся в таком режиме:

  1. Гимнастические упражнения (разминка). На этой стадии проверяется развитие гибкости, ловкости и координации претендента.
  2. Игровой тест 15х15, или «сороки-вороны». По углам и сторонам игрового квадрата расставляются фишки в количестве, превышающем число участников на 4. Команда «сорок» размещается за квадратом, а «вороны» внутри него. «Сороки» должны охранять фишки, не давая украсть их соперникам, при этом не заходя в квадрат и пытаясь засалить чужих игроков, приближающихся к фишкам. «Вороны» должны забрать фишки, не покидая пределы квадрата. Украденные элементы складываются в центре квадрата. «Сорока», которую засалил «ворон» выходит из игры, так же, как и их соперник, заступивший в квадрат. Выигрывает коллектив, собравший больше фишек за отведенное время. Команды делятся на 5-6 игроков, в процессе отслеживается быстрота реакции, ловкость, игровое мышление.
  3. Упрощенный гандбол. Следующий тест в академии ЦСКА проводится на площадке размером 20х15 метров. Команды по 5-6 человек играют в гандбольные ворота. При этом запрещается делать более 5-ти шагов с мячом, проявлять грубость и проводить болевые приемы и захваты. Здесь специалисты наблюдают за игровой агрессивностью, быстротой, командным мышлением и ловкостью.
  4. Мини-футбол. Играют два коллектива по 5-6 человек в мини-футбол. Оцениваются те же качества, что и на предыдущем испытании.
  5. Забег на три/четверти круга по стадиону. Отслеживаются волевые показатели, которые суммируются с баллами пройденных испытаний.

Оценивание после первого этапа

В академии ЦСКА по футболу после прохождения первого теста, рассматривается возможность зачисления претендентов, с учетом всех пройденных заданий. Число принятых ребят должно слегка превышать допустимую норму. Затем с юными спортсменами проводится собеседование и анкетирование.

Оценивание заданий проводится по принципу «+» или «-». Первое значение применимо к ребятам, которые проявляют хорошие способности или нивелируют недостатки путем других достижений. Минус означает безынициативность, слабое проявление воли и физических качеств.

Основные оцениваемые критерии: игровое мышление, спортивная агрессивность и бойцовские параметры, волевые качества.

Второй этап окончательного приема в академию футбола ЦСКА

На этой стадии учащийся проходит испытательный срок, который может длиться от нескольких месяцев до двух лет. В этот период оценивается степень способности каждого мальчика. Испытание проводится в начале и в конце срока.

  1. Бег на 30 метров.
  2. Проверка на прыгучесть.
  3. Испытания на ловкость.
  4. Наблюдение за развитием игрового мышления.
  5. Тестирование спортивной агрессивности.

На основании наблюдений тренера академии ЦСКА по футболу и результатов тестирования проводится оценка роста юного спортсмена и его способность к обучению. Затем делаются выводы о дальнейшем пребывании ребенка в группе. Основные тесты подбираются индивидуально тренерами, с учетом возрастных особенностей претендентов. Основная задача - зафиксировать и сравнить конечный и начальный показатель.

Инфраструктура

На территории академии ЦСКА в Москве имеются два футбольных поля, оснащенные искусственным современным покрытием. Натуральный газон для ребят присутствует при стадионе «Октябрь». Кроме того, в инфраструктуру школы входит фитнес-центр, игровой зал для тренировок в зимнее время, медицинский реабилитационный комплекс, бассейн. Зимой занятия также проводятся в манеже ЛФК «армейцев».

Для иногородних учащихся работает интернат. В нем проживает около 50-ти юных спортсменов из различных регионов страны. Медицинское наблюдение и обследование воспитанников проводится ведущими клиниками столицы, специалисты которых обслуживают первую и молодежную команду.

Подытожим

Во всем мире давно признан тот факт, что таланты в любой сфере деятельности, связанной с человеком, рождаются повсеместно практически в равномерном количестве. Чтобы выявить и развить способности - необходимо создание соответствующих условий. Школа футбола ЦСКА пытается обнаружить таланты именно в этом виде спорта. Обеспечение оптимальных условий для развития способных юных спортсменов - залог успешного будущего отечественного футбола.

Параллельно хорошей организации занятий и учебно-тренировочного процесса, следует проводить адекватный и правильный отбор. Несовершенство некоторых методов или субъективная недооценка возможностей юношей, приводят к печальным последствиям как для учащегося, так и для спорта. На сегодняшний день база академии ПФК ЦСКА обладает прекрасной материально-технической основой, позволяющей реализовать возможности на высоком профессиональном уровне.

Футбол - игра для развития физических данных, мыслительных и коммуникационных способностей. Этот спорт не только укрепляет мышцы и тренирует выносливость, но и закаляет характер, учит думать, анализировать, действовать в команде, без слов взаимодействовать с партнерами.

Занимаясь футболом, человек развивает все стороны своей личности, и конечно, многие родители стремятся отдать своих детей в футбольную секцию.

Когда отдавать на футбол

Многие футбольные секции начинают принимать детей уже с четырех лет. Однако первое время большое внимание уделяется общей физической подготовке, а самой игре в мяч отводится не так уж много времени - только для поддержания интереса детей.

Если стоимость таких занятий для вас высока, найдите более дешевые спортивные секции - в первое время это не имеет большого значения, все занятия начинаются с общей физической подготовки (ОФП). Там тоже научат ребенка быстро бегать, прыгать, кувыркаться, падать, ползать.

Желательно, чтобы в это время ребенок имел возможность «общаться» с мячом самостоятельно или чтобы папа играл с ребенком в мяч на улице.

На ОФП мышцы окрепнут, скоординируются и к 6-7 годам будут готовы к более специализированным занятиям вроде футбола. Поэтому в спортивные футбольные секции (СДЮШОР) набор идет с 6-7 лет.

Если же у вас поблизости, кроме футбольной секции, нет других возможностей укреплять физическую форму ребенка - отдавайте туда. Ведь начинать специальные физические тренировки нужно как раз в 4 года - простых игр дома и на улице детям в этом возрасте уже недостаточно.

Обследование перед зачислением

Перед зачислением в спортивную секцию тренер требует справку от педиатра об отсутствии у ребенка противопоказаний к занятиям спортом. Зачастую она носит формальный характер: традиционно в районной поликлинике сдаются общие анализы крови и мочи и делается ЭКГ.

Однако футбольная секция не терпит формального подхода. Перед серьезными занятиями желательно пройти полное обследование. Получить консультацию не только педиатра, но и хирурга-ортопеда, кардиолога, уролога. Кардиолог может назначить не только электрокардиографию (ЭКГ), но и эхокардиографию (ЭхоКГ).

Желательно сделать не только общий, но и биохимический анализ крови, а также анализ на свертывание крови. Футбол очень травматичный спорт, поэтому свертывающая система крови должна работать идеально.

Кроме того, перед серьезными физическими нагрузками важно посетить офтальмолога (близорукость является противопоказанием к занятиям футболом), а также ЛОР-врача, так как нарушенное носовое дыхание сильно затруднит тренировки.

Противопоказанием к футбольной секции является ожирение у ребенка: лишний вес оказывает слишком большую нагрузку на суставы и сердце. Поэтому перед поступлением в секцию потребуется пройти лечение у эндокринолога или просто сбросить несколько килограммов.

Психологический настрой ребенка

Не только физическое состояние должно учитываться при записи в футбольную секцию. Психологическая готовность не менее важна.

Считается, что футбол - игра для экстравертов, хорошо адаптирующихся в коллективе. Однако многие вратари имеют сложный характер, но добиваются высоких спортивных результатов. Поэтому здесь все индивидуально. Главное - учесть, что ребенок на секции будет подвергаться серьезным психологическим нагрузкам. Ему потребуется научиться работать в команде, владеть собой, отдавать мяч (а ведь всегда так хочется забить самому), соперничать, но не враждовать, конкурировать, но в рамках правил.

Для эгоистичных, капризных и эмоционально неустойчивых детей такие нагрузки могут оказаться чрезмерными и стать причиной отказа от секции. Поэтому родителям важно правильно настраивать ребенка на работу, учить добиваться результатов, не заставляя, а направляя. От родителей тут потребуется особое чутье, знание своего ребенка и хорошее взаимодействие с тренером.

Футбольная форма и экипировка

Форма для футбольной тренировки имеет огромное значение. Большинство тренировок проводится на улице, поэтому одежда не должна промокать и задерживать влагу. Лучше всего подойдет высококачественная синтетическая форма с микропорами - такая ткань пропускает влагу. Ее легко стирать, и она длительное время не теряет свой первоначальный вид, а стирка потребуется, скорее всего, после каждой тренировки. Под футболку можно пододевать хлопчатобумажную майку или футболку (ее нужно переодевать, как только она промокнет).

Обязательная экипировка: хлопчатобумажные носки, бутсы и удобные кроссовки для игры в зале, защита на голени, фиксатор голеностопа (так как этот сустав подвержен растяжениям и подвывихам), в некоторых случаях - наколенники.

После тренировки ребенок должен иметь возможность хотя бы переодеться, чтобы идти домой в сухой одежде. Желательно в раздевалках должны быть и душевые.

В течение самой тренировки ребенок должен пить чистую теплую воду (холодная вода при прохождении по пищеводу может вызвать спазм сосудов сердца), когда захочет.

Правила безопасности на тренировке

На футбольных тренировках особое внимание отводится технике падения, координации движений, безопасной игре. Но от травм, ушибов и ссадин не убережешься, а врач не всегда может присутствовать на тренировке. Поэтому стоит обучить ребенка первой помощи. Пусть с собой у него будет антисептик для обработки ссадин, пластырь. Ребенок должен понимать признаки растяжения, знать, что при этом нужно приложить к больному месту лед.

Недопустимо вести ребенка на тренировку при его плохом самочувствии, недомогании и тем более при повышенной температуре.

Ребенку, серьезно занимающемуся футболом, придется особое внимание уделить режиму дня. Такой ребенок обязательно должен высыпаться, даже если он при этом не успевает сделать школьные уроки (успеваемость у таких детей может страдать, при этом родителям приходится выбирать, на чем концентрироваться - на спорте или учебе). Повышенные нагрузки потребуют сбалансированного рациона, богатого белками, витаминами и микроэлементами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.