Аналитическое мышление. Развитие аналитического мышления Как повысить аналитические способности

Аналитические способности включают в себя в большей степени работу с компьютерными технологиями, различными документами и программами. Работа с людьми здесь проявляется в меньшей степени. Поэтому крайне важно, чтобы человек нашел себя и свое место в жизни, потому как много людей, проработав большую часть своей быстротекущей жизни, начинают осознавать, что именно к конкретной работе у них не лежит душа.

Вообще, аналитические способности у соискателя вызывают большой интерес у работодателей. Все дело в том, что это ценное качество присутствует в таких профессиях, как логисты, менеджеры, экономисты, аналитики, специалисты в сфере продаж, - а эти сотрудники для фирмы являются ценным кадровым звеном. Именно поэтому работодатели уделяют особое внимание к организованности, гибкости ума, сосредоточенности к деталям и аналитическим данным потенциального сотрудника.

В настоящее время аналитический склад ума нужен главным образом, тем сотрудникам, которые работают с большим потоком информации. Поэтому такой сотрудник обязан уметь анализировать весь объем информации, проектировать и прогнозировать вероятность возникновения тех или иных ситуаций, также оценивать и структурировать поступающие данные. Именно поэтому если мы желаем достигнуть высот в своей карьере, то нам очень важно развивать в себе аналитические способности. Для этого необходимо выполнять следующие действия:

  1. Существует много различных тренингов, направленных на развитие своих аналитических способностей. Следует, в целях саморазвития посетить их и выявить свои сильные и слабые стороны.
  2. Необходимо чаще давать себе различные задания, направленные на логику и анализ, к ним могут относиться и шахматы, и разгадывание кроссвордов, компьютерные игры, изучение игры на музыкальном инструменте или курсы иностранных языков.
  3. Обязательно необходимо уделить особое внимание своему питанию. Нехватка витаминов и микроэлементов может сказаться на мыслительных процессах. Чтобы улучшить работу мозга и тем самым развивать аналитические способности необходимо включить в свой рацион, такие продукты как, ягоды, какао, орехи, рыбу и красное вино. Читайте подробнее в заметке о правильном питании .
  4. Также большое влияние на наше восприятие информации оказывает способность к фантазированию и додумыванию какой либо ситуации, для этого как нельзя лучше подходит чтение книг. Книга является источником большого количества знаний, поэтому чтение поможет в развитии аналитических способностей у человека.
  5. Режим , как связующее звено между питанием, нагрузками и способностью организма работать максимально эффективно.

Бла, бла, бла… В настоящий век развития технологий и конкуренции во всех сферах - аналитические способности человека во многом упрощают ему жизнь и являются важнейшем качеством умственного склада ума. Развитие аналитических способностей помогает справляться с большим потоком, поступающей информации и способствует умению правильно резюмировать сказанное и увиденное. Это своеобразная палочка - выручалочка для людей всех уровней и профессий.

Каждый человек талантлив и уникален. Аналитический склад ума – одно из редких качеств, обладая которым, можно стать успешным во многих сферах жизни. Способности к анализу и логике необходимы в науке, медицине, криминалистике, психологии.

Что значит аналитический склад ума?

Таланты начинают проявляться с детства, мудрые родители заметив сильные стороны своего ребенка задаются целью начать развивать их. От каких факторов зависит склонность человека к анализированию? Один из ответов кроется в преобладании или доминировании мозга ответственного за техническое мышление, логику и преобладание разума над чувствами. Аналитический склад ума это - процесс мышления, включающий в себя

  • тщательный анализ фактов, событий, явлений;
  • умение строить логические цепочки;
  • способность отделить главное от второстепенного в большом потоке информации;
  • видение перспективы;
  • ясное изложение мыслей;
  • последовательность умозаключений.

Аналитическое мышление в психологии

Мыслительные операции в психологии являются и отображают субъективную связь человека с окружающей объективной реальностью. Дискурсионное или аналитическое мышление это – подвид абстрактно-логического мышления, которое базируется на глубокой осознанности, развернуто во времени и характеризуется этапами:

  1. «Сканирование» или осмысление события, ситуации, проблемы. Важной составляющей на данном этапе является высокая мотивация человека в стремлении разрешить ситуацию.
  2. Просмотр вариантов, обработка информации и постановка задач. Выявляются все возможные параметры для решения.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Пути решения проблемной ситуации: использование ранее известных, знакомых алгоритмов или создание нового решения.
  5. Процесс в действии (практическая деятельность).
  6. Проверка гипотез.
  7. При неэффективном решении проблемы период отстраненности и поиск новых решений.

Аналитическое и критическое мышление

Аналитический склад мышления может дополняться (не всегда) таким качеством как критичность. Критическое мышление помогает аналитику объективно смотреть на идеи, решения, видеть слабые места и проверять предположения и факты. При избыточно развитом критическом мышлении, существует зацикленность на недостатках людей, суждений, решений, которая мешает объективно оценивать, применять и получать положительные результаты.

Аналитическое и логическое мышление

Аналитическое мышление тесно взаимосвязано с логическим мышлением и опирается на него при построении логических цепочек и связей. Ученые считают аналитический склад ума равным понятию абстрактно-логического мышления. Любая мыслительная операция – это тонкий и сложный процесс, задействующий как внутренние механизмы, так и внешние факторы. Аналитическое мышление в связке с логическим, помогает человеку:

  • устанавливать закономерности;
  • предвидеть (рассчитать) развитие событий, процессов;
  • строить предполагаемые связи между объектами, предметами без необходимости их изучать при этом;
  • теоретически обосновать выводы с помощью письменной или устной речи.

Как развить аналитический склад ума?

Аналитический ум, как и другая природная особенность или талант человека не должен оставаться в определенной «точке» - необходимо развивать то, что дано от рождения. Знаменитое высказывание: «Успех – это 1 процент таланта и 99 процентов труда» применимо и к развитию аналитических способностей. Когда личность ставит цель «прокачать» аналитическое мышление важным правилом являются постепенность. На первом этапе это:

  • решение кроссвордов, сканвордов;
  • чтение детективов с размышлениями о поступках, мотивации, мотивов героев;
  • игры в слова;
  • шашки или шахматы – отличный способ для развития анализа.

Упражнения для аналитического мышления

Аналитические способности начинают развивать с детства. Для ребенка с «математическим» складом ума будет полезным совместное времяпрепровождение с родителями за решением головоломок, ребусов, заданий с нахождением отличий в рисунках, поиск недостающих предметов. Как развить аналитическое мышление взрослому человеку, если возникает ряд обстоятельств, когда способность к анализу очень важна (продвижение по службе, тяга реализовать потенциал)? Развивать левое полушарие и аналитические способности можно в любом возрасте, выполняя упражнения:

  1. Анализ любой поступающей извне информации: политической, экономической. Какие доводы приводят политики, экономисты, что вызывает сомнение, как в этом случае человек сам бы поступил.
  2. Каждый день придумывать различные ситуации с непредвиденными событиями (организация бизнеса, полет в космос, ) и продумать несколько вариантов решения, какое из них самое лучшее и почему.
  3. Решение логических задач.
  4. Изучение программирования.
  5. Создать цель и реализовать ее с помощью алгоритма:
  • сбор полной информации;
  • определение первичных связей;
  • варианты решения и развития, постановка гипотез;
  • достижение цели: действия на основе принятых решений.

Аналитический склад ума - профессии

Аналитический ум это - высокоорганизованный ум. В современном мире важным параметром является скорость обработки огромного количества информации, которая постоянно меняется, дополняется. Высокие аналитические способности человека все больше востребованы и такие специалисты нужны во всем мире. Профессии, в которых человек с аналитическим мышлением может реализовать себя:

  • аудитор;
  • менеджер;
  • экономист;
  • политолог;
  • специалист по компьютерным технологиям различного уровня;
  • логист;
  • аналитик;
  • юрисконсульт;
  • программист;
  • критик;
  • рецензент;
  • IT – технологии
  • криминалист;
  • следователь.

Аналитическое мышление - книги

Развитие аналитических способностей помогает человеку выходить из трудных ситуаций без лишних эмоций. Способность к анализу помогает увидеть выход там, где казалось, что его нет и построить логическую цепочку причинно-следственных связей. Чтение художественной литературы в жанре детектива, а также специальная литература по развитию мышления способствуют повышению аналитических способностей:

  1. «Инженерная эвристика». - Д. Гаврилов
  2. «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач» - Э. Боно
  3. «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления» - М. Крогерус
  4. «Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем» - А. Теслинов
  5. «Логика в вопросах и ответах» - В. Вечканов
  6. «Логика и тактическое мышление. 50+50 задач для тренировки навыков успешного человека» - Ч. Филлипс
  7. «Приключения Шерлока Холмса» - А.К. Дойль
  8. «Эркюль Пуаро» цикл книг А. Кристи

Опубликовано в 24 номере июнь 2010 в журнале КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

преподаватель отраслевого университета REMI .


АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ

Аналитические навыки: Как оценить потенциал и склонность человека к анализу? Ценность аналитического подхода в бизнесе. В каких ситуациях необходимо и возможно развивать навыки анализа для решения практических задач? Методический подход и инструменты для развития аналитических компетенций. Оцениваем результат развития. Место и роль аналитических способностей среди других видов мышления. Побочные эффекты слишком высокого уровня развития аналитических качеств - гармония превыше всего.

Прежде чем раскрывать тему развития аналитических навыков обозначим, что входит в совокупность аналитических компетенций. Развитые аналитические навыки - это баланс аналитической и синтетической деятельности мышления, корректней будет говорить об аналитико-синтетической деятельности.

Аналитические навыки включают в себя следующие базовые составляющие:

  1. способность разделять и дифференцировать совокупность информации (объектов, данных) на составляющие части, по каким-либо существенным признакам или категориям;
  2. умение находить общие существенные признаки у частных явлений - навык абстрагирования/обобщения и классификации.

Первый и второй базовые аспекты предполагают наличие как аналитической функции - разделять, дифференцировать, так и синтетической - находить общие признаки.

3. умение видеть существенные взаимосвязи между объектами и явлениями: взаимовлияние, причинно-следственные связи и т. п.;
4. навык сравнения, оценки и мониторинга;
5. умение структурировать, упорядочивать информацию;
6. умение мыслить и излагать свои идеи последовательно, логично и делать выводы.

В бизнес - практике уровень развития аналитических навыков позволяет грамотно принимать решения, учитывая совокупность существенных факторов, находить выход из сложных ситуаций, расставлять приоритеты, исследовать и оценивать ситуацию, классифицировать события, факты, планировать и выстраивать систему суждений и аргументации, корректно оперируя понятиями, что является необходимым аспектом коммуникации. Аналитические навыки в значительной степени конвенциональны и играют существенную роль в способности людей понимать друг друга. В этой связи важными являются также и другие компоненты аналитической деятельности.

7. навык выявления существенных и достаточных для принятия решения факторов, приоритетов и способность пренебречь менее значимыми;
8. умение мыслить системно, учитывая совокупность существенных факторов, выстраивать информацию по иерархическим логическим уровням;
9. навык формулирования гипотез, умение работать с фактами и допущениями, понимать разницу между ними;
10. навык поиска и создания алгоритмов (решения задач, операций), умение применять их или адаптировать к новым ситуациям;
11. критичность мышления - способность подвергнуть сомнению принятые и устоявшиеся суждения и доводы, изменить первоначальную гипотезу, сформулировать вопросы, позволяющие дополнить или пересмотреть ситуацию.

Выше уже было сказано, что корректнее говорить о сбалансированной аналитико-синтетической деятельности. В случае, если в типе мышления преобладает способность к синтезу, объединению и умению находить сходство, обобщать, человек будет стремиться генерировать целостные решения без детального предварительного анализа ситуации. Если же превалирует аналитическая функция, то сложности возникнут тогда, когда нужно будет выбрать один вариант решения из имеющихся или предложить собственное целостное решение.

Аналитические навыки формируются на определенном этапе речевого развития, когда происходит овладение системой понятий и категорий, складывается понимание закономерностей и взаимосвязей в мире предметов и явлений.

Преобладание аналитической или синтетической составляющей интеллекта, а также целенаправленное развитие аналитических навыков, либо, наоборот креативного, целостного интуитивного подхода в детстве определяет стиль и способы рассуждений и решения задач у взрослого человека. Однако развитие аналитические навыки возможно и в зрелом возрасте.


Оценка уровня развития аналитических навыков

Хорошо встроенные и развитые аналитические навыки будут проявляться в речи в большинстве случаев следующим образом:

1. четкость и, как правило, хорошая артикуляция речи;

2. последовательность построения речевых сообщений и логичность изложения. Законченность фраз;

3. точность использования понятий категорий и определений;

4. структурированность речи, наличие плана и этапов повествования;

5. выявление и умение объяснить закономерности и причинно-следственные связи;

6. наличие обобщений и умозаключений;

7. способность придерживаться логики и предмета обсуждения, возвращаться к нему;

8. умение выстраивать аргументацию, опираясь на объективные факты и источники, а не на субъективное мнение или понимание вопроса;

9. навык и тенденция задавать конкретизирующие, проясняющие и уточняющие вопросы;

10. наличие логических связок: в случае если, для того чтобы, при условии и т. п.;

11. использование перечислений и числительных для упорядочивания мыслей;

12. резюмирование сказанного, наличие умозаключений и выводов;

13. хороший темп решения кейсов и задач.


Однако отсутствие или неполный перечень указанных признаков в речи еще не повод делать вывод об отсутствии или слабой выраженности аналитических навыков. Проверить уровень их развития можно, предоставив возможность человеку письменно решить задачу, выполнить тест, поработать над кейсом или написать эссе на заданную тему.
Для оценки уровня развития аналитических навыков хорошо подходят некоторые тесты интеллекта, например тест Амтхауэра или Векслера, матрицы Равена и т. п. Единственное условие применения подобных тестов - проводить тест и интерпретировать его результаты должен специалист, имеющий квалификацию психолога.

Быстрее и проще будет развивать и совершенствовать аналитические навыки у тех людей, которые и при устных и при письменных испытаниях показывают хорошие результаты. Сложнее у тех, кто проявляет их в основном при выполнении письменных вариантов заданий, и весьма сложно, если по результатам и письменных и устных заданий демонстрируемый базовый уровень аналитических навыков невысок.

Этапы формирования аналитических навыков
Если рассматривать собственное развитие аналитических навыков у взрослых людей для применения их в бизнес - практике, то можно выделить несколько этапов:

I. знакомство с инструментами и методами аналитического подхода;

II. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «простых» ситуаций:

  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению относительно простых задач без учета фактора времени
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению простых задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»)
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или индивидуального разбора задачи;
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в ролевой игре;
III. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «сложных», комплексных ситуаций и кейсов:
  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач без учета фактора времени;
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»);
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или устного индивидуального разбора задачи
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в ролевой игре;
  5. формат бизнес - симуляции в условиях ограниченного времени.
IV. Формирование привычки применять навык в повседневной деятельности.

Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

I. Знакомство с инструментами и методами аналитического подхода.

На этом этапе происходит собственно ознакомление с тем инструментарием, который позволит улучшить результат, полученный на этапе тестирования;


II. Применение инструментов для решения простых задач.

Формирование навыка идет от простого к сложному, поэтому начинать нужно с простых задач. На этом этапе важно, чтобы обучающийся освоил инструмент. Однако стоит избегать слишком простых задач и ситуаций подразумевая то, что любые действия и навыки человека формируются и функционируют в достаточно сложной внешней среде. При этом в п.п. II-IV последовательно добавляются стрессовые факторы, которые влияют на качество проявления навыка. Это появление фактора устной коммуникации и работы в группе, а также фактор временных ограничений.


III. Применение инструментов для решения сложных задач.
В данном случае подразумевается усложнение взаимосвязей и количества условий в задаче;

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Сложность применения полученных новых навыков и знаний у взрослого обусловлена большим количеством накопленных навыков и стратегий в предыдущем опыте. Требуется время, для того чтобы привыкнуть к использованию новых стратегий в повседневной практике и научиться контролировать применение прежних способов решения проблем.

Методы и инструменты развития аналитических навыков.

Если бы речь шла о развитии подобных навыков у детей, то можно было бы рекомендовать всевозможные задачи на поиск закономерностей, сходства и различия, решение логических задач и пр.

Однако не всегда взрослого человека удаётся легко мотивировать развивать способности при помощи задачек, не с вязанных с его практической деятельностью.

Поэтому в большинстве случаев для развития аналитических навыков целесообразно пользоваться теми инструментами, которые уже есть в соответствующей прикладной области. Например, если брать такой существенный навык как принятие решений, то практика применения аналитического структурированного подхода к принятию решений как раз и будет тренировать навык последовательного аналитического подхода при решении проблемных ситуаций.

Пример 1. Принятие решений. Аналитический структурированный подход.

1. Обнаружение симптома


2. Обнаружение проблемы
3. Сбор и анализ информации по проблеме

4. Постановка цели
5. Определение критериев успеха

6. Накопление информации , генерация вариантов

7. Оценка вариантов - выбор вариантов - принятие решений

Существенным в данном аналитическом подходе к решению проблемы будет формирование простейшего, базового навыка, а именно умения выстраивать цепочку симптом-проблема-цель. Как ни странно, часто встречаются ситуации, когда обучающиеся между симптомом и проблемой ставят знак равенства, что может привести к некорректной или неполной формулировке цели. Нередко последствием отсутствия навыка аналитического подхода к проблеме является некорректное обобщение случайных, ситуативных или несущественных явлений.

Примером хорошего и достаточно простого инструмента формирования аналитического подхода может стать практика использования для анализа ситуаций матриц. Например, матрицы Эйзенхауэра для размышления о приоритетах, срочности и важности, матрицы SWOT - для анализа (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), матрицы оценки рисков, Бостонской матрицы, Окон Джохари и т. п.

Пример 2. Матрица.
Матрица Эйзенхауэра

Более сложный инструмент анализа - использование различных типологий для классификации явлений и событий. Например, анализ и классификация ролей в команде по М. Белбину.

Пример 3 Типология

Рассмотрим, как может выглядеть этапность работы по освоению навыков анализа ролей в команде:

I. Знакомство с инструментами и методами предполагает ознакомление с 8 командными ролями по М. Белбину и признаками поведения, соответствующими каждой роли;

II. Применение инструментов для простых ситуаций. На этом этапе обучающиеся читают отрывки с описанием ситуаций и поведения людей, и определяют, какое поведение и построение речевых высказываний характерно для каждой роли. Сначала это может быть анализ текстовых описаний, а в конце данного этапа - анализ видеозаписей различных типов поведения и диалогов;

III. Применение инструментов для сложных ситуаций. Применительно к типологии, это может быть письменный разбор кейса, где герои взаимодействуют между собой и обмениваются репликами во время мозгового штурма или производственного совещания. Задачу можно усложнить, предложив участникам проанализировать производственную ситуацию с целью выявить дефицит тех или иных командных ролей и выработать рекомендации. Обучающимся можно предложить принять участие в ролевой игре или разыграть сценки с использованием поведения, характерного для той или иной командной роли, а также побыть наблюдателем и проанализировать роли остальных.

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Хорошим вариантом закрепления навыка анализа и классификации ролей с применением типологии будет анализ состава реальной команды, в которой работает обучающийся, или которой он руководит; выработка гипотез о существовании или дефиците ролей, а также рекомендаций по изменению и поэтапного плана по реализации этих изменений.

В качестве одного из инструментов для оценки уровня развития аналитических навыков может быть деловая игра или бизнес - симуляция, в которой может потребоваться применение не одного, а нескольких инструментов к ситуациям различного уровня сложности, содержащим множество факторов, которые придется принимать во внимание для выработки оптимального варианта решения. И деловая игра, и бизнес-симуляция, и решение сложных кейсов предполагают также, что участники работа ют в условиях временных ограничений. Следует учесть, что для корректного применения подобной оценки требуется проводить ее дважды: до освоения инструментов анализа и после. Частое практическое использование и освоение инструментов анализа дисциплинирует аналитическое мышление и приучает применять его и в других совершенно новых ситуациях.

Вопросы как инструмент для развития аналитических навыков.

Достаточно простым инструментом для развития аналитических навыков в бизнес - практике являются вопросы. Умение задать вопрос это и самостоятельный навык, и инструмент развития аналитических навыков. Когда руководитель или тренер задает вопрос сотруднику или участнику обучения, он тем самым побуждает его размышлять о ситуации или проблеме глубже и детальнее, учитывая различные аспекты. Если сотрудник или обучающийся постоянно находится в условиях, которые постоянно побуждают его к новому осмыслению происходящего при помощи вопросов, то рано или поздно это приводит к тому, что он начинает задавать вопросы самому себе, продумывая актуальные рабочие моменты.

Коммуникативные тренинги включают в себя блоки, посвященные умению формулировать вопросы. Тренинги, развивающие навыки анализа ситуации, умения принимать решения, системно подходить к возникающим проблемам обязательно включают блок, посвященный умению задавать вопросы, но уже не как фактор эффективной коммуникации, а как инструмент, развивающий аналитический подход.

Для развития аналитического подхода необходимо изучить и уметь применять основные типы вопросов: открытых, альтернативных зондирующих и закрытых.

Баланс аналитического, целостного и интуитивного подхода.

Однако избыточное развитие аналитических навыков может тормозить другие, не менее важные аспекты мышления, такие как интуитивный подход, умение видеть проблему и ситуацию целостно или нетривиально. Аналитические навыки в целом более конвенциональны, чем интуиция, образное мышление и креативность. Поэтому, развивая навык аналитического подхода, следует помнить о необходимости развития и других компонентов мышления. Современная информационная и коммуникативная среда непрерывно усложняется, нарастает уровень неопределенности взаимосвязей между факторами, влияющими на качество принимаемых решений, требования к скорости принятия решений бывают чрезвычайно высоки. В подобных ситуациях сочетание аналитического подхода с интуицией и способностью видеть целостно и находить нетривиальные решения обеспечит наилучшие результаты.

Назначение:

Аудиовизуальная гипносуггестивная программа (сессия) «Аналитическое мышление» предназначена для развития способности к аналитическому мышлению и формированию аналитического склада ума.

Описание:

Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это:

  1. разбиение информации на отдельные составляющие
  2. всесторонний анализ этих составляющих, а также начальной информации в целом
  3. восстановление недостающей информации посредством логических выводов и умозаключений
  4. если это задача, то на основе предыдущих шагов необходимо наметить несколько вариантов ее решения
  5. далее нужно проанализировать каждый вариант в отдельности, объективно оценив все его плюсы и минусы
  6. в итоге необходимо выбрать самый оптимальный вариант

Примеры аналитического мышления:

1. Дано предложение: «Солнце ярко светит и озаряет изумрудную листву берез» . Какие выводы можно сделать, получив эту информацию? Человек, обладающий аналитическим складом ума, предположит примерно следующее:

  • самый очевидный вывод - событие происходит в светлое время суток (ночью солнца нет)
  • вероятно, на улице довольно неплохая погода (так как в предложении говорится, что солнце светит ярко)
  • данное событие происходит не ранней весной, не поздней осенью и уж точно не зимой (вероятнее всего летом), потому что листва у деревьев есть и имеет ярко зеленый (изумрудный) цвет
  • речь идет о месте, где имеется несколько берез (слово «береза» употреблено во множественном числе)
  • описываемая ситуация происходит в умеренной или холодной части Евразии, либо Северной Америки (в других широтах березы не распространены)
  • этот текст относится к художественной речи (об этом свидетельствует неправильный порядок слов, а также красочные обороты, неприемлемые для публицистики, профессиональной терминологии или делового стиля)

Обратите внимание, все эти выводы сделаны на основе всего нескольких слов благодаря аналитическому мышлению! Вы тоже на это способны!

2. Задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины:

  • Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника.
  • Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.

Кому полезно развить аналитические способности?

Несомненно, способность мыслить аналитически будет полезна каждому, но более всего она пригодиться тем, кто хочет добиться успеха и стать первым в своем деле. Человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он может эффективнее и быстрее решать сложные задачи (жизненные, профессиональные и др.); он делает верные, логически обоснованные выводы даже в случае недостатка сведений; он смотрит на проблему с разных точек зрения, поэтому способен найти оптимальный вариант ее решения; о таком человеке говорят, что он сначала думает, а потом делает.

Установки, содержащиеся в сессии «Аналитическое мышление» способствуют:

  • развитию способности к аналитическому мышлению
  • формированию аналитического склада ума (привычка мыслить аналитически)
  • развитию объективно-критического стиля мышления (не доверять на слово всем и вся, а подвергать анализу поступающую информацию и только потом делать соответствующие выводы)
  • формированию привычки смотреть на всё с разных точек зрения и умения видеть ситуацию, как в целом, так и по частям
  • развитию способности эффективно восстанавливать недостающую информацию путем логических умозаключений (помогает более точно провести анализ)
  • формированию навыка делать достоверные предположения о наиболее вероятных вариантах развития событий (полезно, например, для заблаговременного просчета своих действий)

Очень часто люди, даже обладая талантами, не используют их по назначению и не совершенствуют свои умения. Но не стоит думать, что способности - это врожденная особенность человека. Их можно и нужно развивать, так как они позволяют эффективнее использовать возможности головного мозга. Человек, который имеет аналитические способности, добивается глобальных целей и достигает высот.

Способности или мышление?

В первую очередь не нужно путать такие понятия, как мышление и способности. скорее всего, является врожденной характеристикой. Ко второму критерию можно отнести умение анализировать различные ситуации, которые возникают на жизненном пути, используя специальные логические методы.

Как проверить свои способности?

Проверить, имеет ли человек аналитические способности, совершенно не сложно. Для этого нужно пройти тесты, которые разработаны специалистами. Но можно пойти другим путем, например, оценить собственные мысли и поступки в обычной жизни. Самый простой способ - это поработать с текстом. Человек, обладающий определенными навыками, сможет легко разбить текст на части, выделить смысл и главные мысли, получить новые знания. Если в процессе возникли трудности, значит, аналитические способности - это та область, которую необходимо развивать.

Тренируем мозг!

Многие люди стараются активно работать над собой и развивать свои умения. Но не все понимают, что в первую очередь все усилия необходимо направить на улучшение Ведь именно он оказывает влияние на весь организм.

Никто не может сказать точно, насколько используется но достоверно известно, что не все его ресурсы задействованы. Но люди научились определять, какое полушарие развито сильнее. Определить это несложно, достаточно сделать тест:

Скрестить руки и пронаблюдать, какое предплечье будет сверху;

Сплести пальцы рук и посмотреть, большой палец какой руки будет сверху.

За аналитические способности, логику, письмо и чтение, умение обрабатывать информацию отвечает левое полушарие. Чтобы его развивать, необходимо давать нагрузки на правую часть тела - это могут быть как физические упражнения, так и силовые. Также следует посвящать некоторое время решению задач, где требуется логическое и математическое мышление.

Ролевые игры

В последнее время большой популярностью пользуются тренинги, где проводятся ролевые игры. На размышления времени нет, поэтому участники должны принимать решение и описывать собственные мысли незамедлительно. После этого происходит коллективный разбор ситуации. Такие упражнения положительно влияют на развитие аналитических способностей.

Если нет времени или средств на подобные тренинги, можно организовать их дома. Для этого стоит пригласить друга или товарища, который обладает аналитическим мышлением. Он поможет смоделировать жизненные ситуации и найти неординарные выходы из них.

Головоломки и ребусы

Аналитические способности - это качество, которое полезно развивать еще в школе. Детям предлагают различные задачки, ребусы и головоломки, которые стимулируют мышление. Их можно найти в тематических журналах. Лучше выбирать те, где автор указывает, на что именно направлены упражнения.

Решение таких задачек позволяет развивать мышление. Оно необходимо во всех сферах жизни, поэтому человек, который им обладает, сможет достичь лучших результатов и добиться высоких целей.

Те люди, которые страдают забывчивостью и не могут сосредоточиться на одном деле, скорее всего, имеют слабые аналитические способности. Им необходимо развивать память и работать над тем, чтобы мозг функционировал более эффективно. Специалисты выделяют ряд действенных способов, которые помогают улучшить умственную деятельность.

  • Полноценный сон. Для правильной работы мозга очень важно хорошо высыпаться. Период непрерывного отдыха должен быть не меньше семи часов. Именно во время сна усваивается и сортируется информация. Если рабочий день напряженный, полезно позволять себе небольшой отдых в дневное время.
  • Сиеста. Не стоит приступать к работе сразу же после еды, необходимо сделать небольшой перерыв. В это время можно провести небольшую зарядку, помассировать виски и лоб. Эти меры помогут повысить работоспособность и устранить усталость.
  • Уже давно известно, что она бодрит намного эффективнее, чем чашка кофе. Поэтому после пробуждения нужно делать спокойный пилатес, фитнес или йогу. Они помогут обрести не только бодрость, но и гармонию.
  • Внутренние «напоминалки». Они позволяют задействовать несколько видов памяти, если периодически прочитывать их, повторять про себя и проговаривать вслух. Можно устраивать себе небольшие проверки и пытаться вспомнить все запланированные на день дела.

Задаваясь вопросами о том, что такое аналитические способности, как развить мышление, нужно помнить о главных принципах: больше читать, слушать музыку, играть в игры, хорошо спать и заниматься спортом. Также полезно иногда давать мозгу передышку и переключаться с одного дела на другое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.