Почему луна бывает разной. Почему луна бывает разной в течение месяца

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других .

Задачи : Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли.
Развивающие : Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

УУД : Познавательные : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные : умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.


Оборудование: нетбуки для учащихся; ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте!

Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.

Кто такие астрономы? (Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)

А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа)

Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.

Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.

А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.

Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.

Какой у нас помощник на уроке? (учебник)

Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.

3.Актуализация знаний.

Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)

В этом нам поможем кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.


– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?

Чтение стихотворения учащимся.

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!

В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне.

4. Объяснение нового материала

Подрастал,подрастал,

Был рогатым-круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг. (месяц)

Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?

Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то Луну, то месяц

Давайте прочитаем, какие цели урока мы ставим.

Сегодня на уроке, ребята, мы

    узнаем, что такое Луна.

    узнаем, какую форму имеет Луна.

    узнаем, почему Луна выглядит по-разному.

    узнаем, как люди изучают Луну.

Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос

Галактика (учитель читает стихотворение)

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…

Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

А что такое спутник?

Спутник это…

Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.

Луна вокруг Земли – природный спутник

А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.

Движется ли наша планета Земля?

Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е вращается вокруг себя

А)Просмотр обучающего видео.

Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.

Б)Практическая работа

К доске выходят 2 ученика:один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.

Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели.

Работа в тетради (стр.22)

В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос

Появилось ли платье у месяца?

Почему у месяца нет платья

Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.

Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.

А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

– Жёлтая Луна

– А почему так?

В) Беседа, работа по учебнику.

Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.

Что изображено голубым цветом? (Земля)
- Что делает Земля? (она спит)
- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
- Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
- А красным? (Солнце)
- Что делает Солнце? (Светит на Луну)
- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

Фазы Луны

Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.

И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Физминутка для глаз (видео)

С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина.

Кратеры Луны

Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.

И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.

Что же мы видим на этой поверхности.?Круги, темные пятна, горы.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.

Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.

Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

Американские космонавты на Луне

Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад.

Как одним словом можно сказать «приземлились на Луну»? (прилунились)

Их космический корабль назывался Apollo n -11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.

Физминутка

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет
(разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводят руки в стороны)
Ей передадим привет
(поднимают руки вверх и машут)

Чтение вывода в учебнике.

6.Первичное закрепление. Работа на macbook

Мы должны распределит, кто живет на планете Земля, а кто может обитать на Луне.

7.Рефлексия.

1.-Что такое Луна?

2.-Какую форму имеет Луна?

3-как люди изучают Луну?

8 . Проверка знаний с самопроверкой в парах.

Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.

Положите перед собой листочки для проверки знаний.

Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.

Луна больше Земли. (+)

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

(+)

На Луне есть воздух и вода. (-)

Луна – природный спутник Земли. (+)

На Луне живут люди. (-)

Луна вращается вокруг Солнца.(-)

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.

(-)

В лунных морях много воды.(-)

1 лунный день равен одному нашему дню. (-)

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

(+)

Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите красный карандаш, начинаем проверку.

Что интересного Вы узнали на уроке?

О чем можете рассказать дома?

Оценка при помощи смайликов.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о естественном спутнике Земли - Луне, ее особенностях.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида; рассказывать об изучении Луны.

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения.

Познавательные: моделировать форму Луны; анализировать схемы в учебнике, делать выводы; извлекать информацию из рисунков учебника;

Коммуникативные: строить монологические высказывание, слушать собеседника.

Личностные результаты

Понимать целостную картину мира.

Основные понятия и определения

Спутник Земли

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое Луна. Научимся изготавли-вать модель Луны.

Вспомните, что вы видели на ночном не-бе, кроме звёзд.

Изучение нового материала

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли. Как вы это понимаете?

Объясните с помощью ри-сунка-схемы.

По своим наблюдениям расскажите, как из-меняется внешний вид Луны. Почему же это происходит?

Вылепите из пластилина модель Луны, пра-вильно показав её форму.

С помощью рисунков учебника расскажите, как изучают Луну.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз
Луна сама не светит, мы можем видеть только ту часть, которая освещена
Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её ферма меняется.

Самостоятельное применение знаний.

1.Что такое Луна? 2. Какую форму имеет Луна? 3. Почему Луна выглядит по-разному? 4. Как люди изучают Луну?

Почему луна бывает разной формы?

почему луна бывает разной презентация 1 класс

Почему Луна выглядит как будто она меняется?

Почему мы не всегда видим полную Луну ?

А почему Луну днем иногда видно, а иногда нет?

Как известно, Луна не излучает свет, а лишь отражает его. И потому на небе всегда видна лишь та ее сторона, которая освещена Солнцем. Эту сторону называют дневной. Перемещаясь по небу запада на восток, Луна в продолжение месяца догоняет и перегоняет Солнце. Происходит изменение взаимного расположения Луны, Земли и Солнца. При этом солнечные лучи меняют угол падения на лунную поверхность и потому видимая с Земли часть Луны видоизменяется. Движение Луны по небу принято делить на фазы, напрямую связанные с ее видоизменением: новолуние, молодая луна, первая четверть, полнолуние и последняя четверть.

Наблюдения Луны

Луна - небесное тело сферической формы. Именно поэтому при ее частичном освещении солнечным светом сбоку возникает видимость «серпа». Кстати, по освещенной стороне Луны всегда можно определить, в какой стороне находится Солнце, даже если оно скрыто за горизонтом.

Длительность полной смены всех лунных фаз принято называть синодическим месяцем и составляет она от 29,25 до 29,83 земных солнечных суток. Продолжительность синодического месяца варьируется по причине эллиптичности формы лунной орбиты.

В новолуние диска Луны на ночном небе не видно абсолютно, поскольку она в это время расположена максимально близко к Солнцу и при этом обращена к Земле ночной стороной.

Далее следует фаза молодой луны. В этот период времени Луна впервые за синодический месяц становится видна на ночном небе в виде узкого серпа и наблюдать ее можно в сумерках за несколько минут до ее захода.

Следом идет первая четверть. Это фаза, при которой освещена ровно половина видимой ее части, как и в последней четверти. Разница заключается лишь в том, что в первой четверти доля освещенной части в этот момент увеличивается.

Полнолуние - это фаза, при которой лунный диск видно четко и полностью. Во время полнолуния в течение нескольких часов можно наблюдать так называемый эффект противостояния, при котором заметно возрастает яркость лунного диска, при этом размер его остается прежним. Это явление объясняется довольно просто: для земного наблюдателя в это момент исчезают все тени на поверхности Луны.

Выделяют еще фазы растущей, убывающей и старой луны. Все они характеризуются очень узким серпом Луны типичного для этих фаз серовато-пепельного цвета.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что, по сути, Луну ничего не заслоняет. Просто изменяется угол ее освещенности солнечными лучами.


Все знакомы с такими терминами, как «убывающая луна», «растущая луна», «полнолуние» и «новолуние». На самом деле все это является обозначениями одного и того понятия – спутника планеты Земля. Все различные ее вариации – просто оптические эффекты.

Почему луна приобретает разные формы?

Итак, сам по себе Месяц не светится, ведь это планета. Но когда не него попадает солнечный свет, он отсвечивает и это становится видно сквозь атмосферу. Днем видимость нулевая из-за облаков, а вот вечером и ночью они постепенно становятся прозрачными и луну видно во всей красе.

Эффекты ее убывания или наоборот возрастания зависят от того, что она вращается по своей орбите вокруг земли. Но и та не стоит на месте. Как известно, наша планета вращается одновременно и вокруг своей оси, и вокруг Солнца.

Луна делает полный оборот вокруг своей оси примерно за 27 дней, 7 часов и 43 минуты, потому лунный месяц чуть короче земного. Но поскольку земля при этом тоже вращается, то оказывается так, что ее спутник повернут к ней одной стороной. Вторая с земли никогда не обозревается. Когда мы видим ночью круглый диск луны, это значит, что освещена полная ее поверхность, если же мы видим нечто, по форме напоминающее дольку арбуза, речь идет о частичном освещении. От того, в какую сторону «смотрит долька», зависит то, это луна в фазе роста или убывания. Зависимость от этого поведения животных, приливов и отливов воды в мировом океане, а также роста растений доказана. Это физика и никакой магии.

Когда луна видна лишь узкой полоской, люди говорят, что это молодая луна. Иными словами, растущая. Примерно за полторы или две недели она превратится в полную и начнет убывать. Затем процесс повторится снова. В полнолуние ночью самая хорошая видимость, если, конечно, нет тумана.

То, что с земли видно разные по форме части луны, озадачивало людей всегда, еще со времен существования человечества. В связи с этим было придумано много мифов и легенд, в которых ночному светилу придавались всяческие волшебные свойства. Сейчас это просто сказки, вызывающие любопытство и, возможно, умиление. Но сухое научное объяснение по астрономии звучит не так интересно, как история какого-нибудь ночного божества. Ведь богиня ночи, Мара, была даже у славян.

А знаете ли вы?

  • Не секрет, что католики отмечают праздник Рождества Христова куда более пышно, чем Новый Год. Это немного странно и необычно для нас, […]
  • Сегодня одной из самых распространенных операционных систем является Windows 7. Правда, многие, кто только установили себе ее, жалуются на […]
  • Почему мы празднуем День Победы именно в этот день, 9 мая? Чаще всего такой вопрос задают дети, которые в отличие от нас не выросли на […]
  • Многие согласятся с тем, что женщины в положении становятся особенно суеверными, они больше других подвержены всяческим поверьям и […]
  • Жираф считается самым высоким животным в мире, его рост достигает 5,5 метров. В основном за счет длинной шеи. Не смотря на то, что в […]
  • Смех и слезы, а точнее, плач, являют собой две прямо противоположные эмоции. О них известно то, что обе они являются врожденными, а не […]
  • Почему акулы боятся дельфинов? Казалось бы, кровожадные и хищные акулы которые будто созданы для доминирования в морях и океанах на деле […]

Наша планета прекрасна и удивительна, такой планеты нет во всей вселенной. На её небосводе можно наблюдать разные светила.Днём на Землю ярко светит солнце, согревая своими лучами всё живое, а ночью мы видим, как Луна светит в окна наших домов. Луна всегда была загадочна, в древности люди со страхом и трепетом наблюдали, как она меняет свой лик. Ещё больший ужас вызывали у них затмения, когда вся Земля погружалась не на долгое время в полный мрак.

Луна сама не может излучать свет, она отражает свет Солнца .Почему же людям кажется, что луна меняется? Луна является спутником нашей планеты, и вращается вокруг неё. Мы всегда можем видеть Луну только с одной стороны, так если бы её привязали веревкой к Земле. Нам видно только освещённую часть Луны. Примерно около четырёх недель, Луна проделывает своё шествие вокруг Земли. То, что мы наблюдаем как изменение вида Луны или фазы, на самом деле изменение освещённости Луны как это видно с Земли. За четыре недели совершается полный цикл изменения вида Луны. В начале цикла Луна новая и она находится в той же стороне от нас, что и Солнце.

Сторона Луны, которая повёрнута к Земле тёмная и совершенно теряется в лучах Солнца, в этой фазе Луна не видна на небе.Эту лунную фазу называют - новолунием .

Следующая фаза имеет название - первая четверть, и Луна проходит четвёртую часть своего пути, тогда мы видим на половину освещённый диск Луны.

Третья фаза Луны, называется полнолунием , Луна находится с противоположной стороны от Солнца и мы видим весь диск Луны освещённый солнечными лучами. Завершающей фазой является последняя четверть, и диск Луны тоже освещён наполовину.

Что бы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы «Р», значит Луна растущая. Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву «С», тогда Луна стареющая. Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая Луна завершает свой цикл.

На небе иногда можно наблюдать удивительные явления, которые называются затмениями.

Солнечным затмением учёные называют явление, когда диск Луны целиком и полностью закрывает Солнце. Наблюдать за таким явлением очень интересно, но при этом нужно взять с собой кусочек тёмного стекла, через него затмение будет видно во всей красе.

Другое интересное зрелище в науке называют затмением Луны . Это происходит, когда тень от Земли перекрывает диск Луны и вместо светящегося лунного диска можно увидеть тёмный круг. Если бы орбиты Земли и Луны совпадали, мы могли бы наблюдать затмение Солнца в новолуние и затмение Луны в полнолуние при каждом обороте. Этого не происходит, потому что плоскость, на которой расположена орбита Луны, наклонена на пять градусов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.